Россиянам расскажут, что вырастает от ГМ-продуктов
Андрей Сердечнов
Источник: RBC daily
Российские власти наконец решили проинформировать население, что потребление генетически модифицированных продуктов питания может иметь любые последствия.
На днях в МАП РФ состоялся брифинг, посвященный
Российские власти наконец решили проинформировать население, что потребление генетически модифицированных продуктов питания может иметь любые последствия.
На днях в МАП РФ состоялся брифинг, посвященный германо-российскому проекту «Совершенствование защиты прав потребителей и обеспечение безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации». Цель проекта – оказывать консультационную поддержку российским министерствам и ведомствам, отвечающим за качество и безопасность пищевых продуктов и защиту прав потребителей.
На брифинге было уделено большое внимание проблеме генетически модифицированных (ГМ) продуктов питания. Хотя использовать ГМ-продукты в пищу в России официально не запрещено, их влияние на здоровье человека пока не изучено. Поэтому, например, в европейских странах человек может купить ГМ-продукты, но при этом он получает информацию о рисках, связанных с их употреблением. И в условиях конкуренции с «нормальными» производителями поставщики ГМ-продуктов находятся в заведомо невыгодном положении: мало кто хочет рисковать своим здоровьем и здоровьем потомства.
Однако в России нет законодательной базы для регулирования продаж ГМ-продуктов, что делает нашу страну особенно уязвимой для атак поставщиков генетически модифицированной продукции, прежде всего из США. Правда, только законодательно решить проблему вряд ли удастся. В отличие от европейцев, россияне пока что слишком спокойно относятся к этому вопросу, поэтому государству нужно проводить еще и целенаправленную работу по формированию правильного общественного мнения в отношении ГМ-продуктов.
Проблема ГМ-продуктов крайне актуальна для России, потому что американские производители генетически измененных пищевых продуктов (главным образом – фирма Monsanto, терпящая в последнее время огромные убытки) пытаются пробиться на перспективный российский рынок, предлагая выращивать «красивые и дешевые» фрукты и овощи.
Сторонники массового распространения ГМ-продуктов, и в первую очередь академик Константин Скрябин, глава фирмы «Биоинженерия» (партнер Monsanto), делают упор на то, что ГМ-продукты безвредны и дешевы, а потому потребителям нет смысла знать, покупают ли они ГМ или обычные продукты.
Кроме того, г-н Скрябин, имеющий неплохие связи с отдельными чиновниками правительства, пытается «втихую», без общественной дискуссии, внедрить выращивание в массовом порядке ГМ-сельхозкультур – прежде всего, картофеля и свеклы.
При этом очевидно, что г-ном Скрябиным движет даже не научный интерес, который, кстати, также весьма часто бывает опасен для общества, а коммерческая привлекательность проекта. В своих интервью академик заявлял, что хочет заработать на продаже ГМ-продуктов своим соотечественникам «миллионы долларов». Правда, слабым местом его бизнес-плана является то обстоятельство, что большинство покупателей при выборе между дешевыми ГМ-продуктами и привычными продуктами питания предпочитают последние.
Представители ЕС, отвечающие за безопасность продуктов питания, отмечают, что подобное «тихое внедрение» еще не исследованных на предмет последствий для здоровья человека продуктов питания – случай вопиющий.
Во-первых, в Европе допустимо лишь очень низкое содержание ГМ-составляющих в продуктах. «На европейском уровне была достигнута договоренность, что если содержание генетически модифицированных организмов в пищевых продуктах превышает 0,9%, то это обязательно нужно указать на упаковке», – сказал RBC daily Аксель Райх, зав. отделом консультирования правительств в странах – кандидатах в ЕС, в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Европы Федерального министерства защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства Германии.
Во-вторых, промышленное разведение генетически модифицированных культур запрещено. «Например, в нашей стране возделывание таких культур в крупных масштабах не разрешено. И, насколько я знаю, не рассматривалась даже сама возможность их промышленного разведения», – говорит г-н Райх. Это связано с тем, что достоверно влияние ГМ-продуктов на здоровье человека пока не выяснено, а потому считается потенциально опасным.
Кроме того, в Европе сильно общественное мнение, направленноепротив ГМ-индустрии в принципе. «Потребители на европейском рынке очень скептически относятся к генетически измененным продуктам, фактически бойкотируя их», – говорит г-н Райх.
По сравнению с европейцами россияне пока находятся в информационном вакууме относительно потенциальной опасности ГМ-продуктов. И это развязывает руки несознательным производителям и экспортерам продуктов. Дело в том, что Санэпиднадзор разрешает использовать в продуктах до 5% ГМ-источников. «Но сегодня практически от самих производителей продуктов питания зависит, зарегистрировать или не зарегистрировать то, наличествуют ли в продукте генетически модифицированные источники, или нет», – сообщил RBC daily Сергей Баткаев, начальник управления по защите прав потребителей Министерства по антимонопольной политике РФ.
Поэтому в МАПе пытаются сделать первый шаг в решении этой проблемы – законодательно закрепить норму, по которой производители продуктов будут обязаны информировать россиян о ГМ-составляющих. Цель данной инициативы – если люди рискуют своим здоровьем, то пусть хотя бы они делают это осознанно. «Это предусмотрено проектом федерального закона, который внесен на рассмотрение законодателей и будет рассмотрен Государственной Думой четвертого созыва», – сказал RBC daily Сергей Дудкин, замминистра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. По его словам, законопроект предусматривает обязательное наличие на этикетке или упаковке продуктов питания информации о содержании в них ГМ-источников.
«В том случае, если эксперты Санэпиднадзора выявят их наличие в продукте, но при этом они не будут указаны, то продукция будет отзываться с рынка за счет изготовителя на основе закона "О техническом регулировании"», – рассказал RBC daily Сергей Баткаев.
Правда, если закон примут, то для того, чтобы он действовал в полную силу, необходима еще одна составляющая – информационная.
«Министерству здравоохранения при участии консультантов германо-российского проекта нужно будет грамотно решить вопрос: как донести до потребителей информацию о том, какие из содержащихся ингредиентов являются генетически модифицированными и как они влияют на человека», – отмечает Сергей Дудкин.
Действительно, помимо создания грамотного законодательства, России неплохо было бы перенять европейский опыт – прежде всего в создании адекватного общественного мнения о ГМ-продуктах. Тогда их продажа в России, как и в Европе, будет обречена с точки зрения конкурентной борьбы. «Например, те, кто смешивает генетически модифицированные и традиционные культуры и желает экспортировать такое сельскохозяйственное сырье на европейский рынок, должны очень хорошо подумать – не лишают ли они себя шансов с экономической точки зрения», – отмечает Аксель Райх. В идеале такое же положение вещей должно быть достигнуто и в России.
Андрей Сердечнов
|