О стажировке. В красках
Светлана Герасимова
Источник: Элитный персонал
Современная молодежь, еще учась в университете, задумывается о предстоящей карьере… С чего начать свой путь юному амбициозному карьеристу? «Конечно, со стажировки!» - утверждают руководители большинства крупных
Современная молодежь, еще учась в университете, задумывается о предстоящей карьере… С чего начать свой путь юному амбициозному карьеристу? «Конечно, со стажировки!» - утверждают руководители большинства крупных компаний.
С небес на землю
Как бы печально это ни звучало, но без опыта работы стоимость молодого специалиста на рынке труда невелика. Даже красный диплом не может гарантировать быстрого трудоустройства и хорошей зарплаты (500-1000 у.е.). Многим студентам, прежде всего, следует усвоить эту простую истину. Усвоить и… искать себя!
У специалиста со стажем на поиск работы в среднем уходит 2-3 недели. По статистике, за семь дней кандидат совершает 2-5 поездок на собеседования (затраты на общественный транспорт – от 20 до 150 руб.; при пользовании личными авто сумма пропорционально увеличивается). Расходы на Интернет (обзор вакансий, рассылка резюме, переписка с работодателями) достигают $3 в неделю. Прибавьте к этой сумме то, что затрачено на внешний облик (декоративная косметика, парфюмерия, средства для бритья, укладки волос). Не забудьте оценить моральные расходы и потраченное время (неправда, что время бесценно – оно стоит очень дорого!) Удвоив или утроив полученную сумму, вы получите искомое впечатляющее число. А если речь идет о молодом карьеристе без стажа? На поиски работы уходят месяцы. Выход? Есть!
Даже люди со стажем и впечатляющим опытом работы нередко получают предложения от работодателя для начала попрактиковаться в новой компании. Это мероприятие имеет обоюдовыгодные цели: вы «присматриваетесь» к компании, наниматель – оценивает вас.
Плюсы стажировки:
ОПЫТ. Чаще всего студенты не слишком четко представляют круг своих будущих профессиональных обязанностей. Стажировка дает возможность взглянуть на профессию изнутри.
ВЫБОР. В случае, если вы еще не определились, чему отдать предпочтение, стажировка в крупной компании позволит увидеть работу нескольких отделов и выбрать наиболее близкое направление.
ДЕНЬГИ. Стажировки – это не бесплатное использование рабочей силы. Чаще всего по итогам работы вам выплачивается некое вознаграждение.
СВЯЗИ. Даже если после стажировки вы сразу не получили предложение остаться в коллективе, не отчаивайтесь – так или иначе, по окончании вы можете обратиться в эту компанию и предложить себя в качестве сотрудника.
ВРЕМЯ. Рабочий день стажеров, как правило, короче, чем у обычного сотрудника. Есть возможность совмещать работу с учебой.
Куда податься?
В роли главного «информатора» по вопросам стажировки обычно выступает вуз. Именно с руководством учебных заведений чаще всего работают крупные компании, подбирающие стажеров. Наверняка ваш деканат или институтская служба трудоустройства располагает нужной информацией. Но, предположим, вам не походит предложенная институтом компания. В этом случае можно подыскать место через рекрутинговые агентства. На российском рынке работают несколько кадровых агентств, занимающихся временным трудоустройством и предлагающих работу студентам.
Действительно, многие кадровые агентства занимаются не только рекрутингом, но и обучением, добиваясь того, чтобы у молодых людей складывалось адекватное представление о рынке труда.
Составляя резюме, которое вы будете отправлять в компанию или кадровое агентство, помните, что ваша самооценка не должна быть завышенной или чересчур заниженной. Вкратце изложите информацию о себе, сделайте акцент на своем образовании, знаниях иностранных языков и владением компьютером, и обязательно впишите в колонку «Опыт» любые сведения о том, где вы когда-либо трудились. По статистике, компании выше ценят людей, которые уже попробовали себя в чем-то. Даже если вы разносили по почтовым ящикам рекламные листовки, это ни в коей мере не умаляет ваших достоинств как кандидата на вакансию в финансовой компании. Кстати, будьте готовы объяснить работодателю, чем вас привлекла или не привлекла прежняя работа.
Около 70% студентов 2-4 курсов не знают наверняка, кем они хотели бы работать после окончания вуза. Для 50% из них место стажировки также не имеет значения.
Средняя зарплата, на которую может рассчитывать студент старших курсов ниже зарплаты постоянного сотрудника с опытом на 5-15%. Стажер может получить за месяц работы в компании от 1000 рублей до $400.
Из 10 стажеров 2-3 человека присылают резюме в компанию или кадровое агентство по совету друзей, уже прошедших стажировку.
К 20 годам 68% молодых людей уже имеют некий опыт работы: служащими в ресторанах fast food, курьерами, разносчиками газет, распространителями листовок, презентерами.
Точка зрения работодателя:
Виктория Сидякина, менеджер по персоналу компании Coca-Cola HBC Eurasia: Молодые специалисты для нас - это возможность пополнить команду людьми с высокой мотивацией, жаждущими практических навыков, ориентированными на карьерное развитие, способными впитать бизнес-культуру компании и реализовать свой потенциал. По итогам последних Университетских Программ Coca-Cola HBC в России количество стажеров, принятых на постоянную работу, возросло с 6% (в 2002 году) до 27% (в 2003 году). Надеемся, что этот показатель будет и впредь расти – ведь это доказывает, что ни мы, ни выпускники-стажеры не ошибаемся в своем выборе.
Дарья Куклина, начальник управления по работе с персоналом «Группы Ренессанс Страхование»: В этом году мы впервые совместно с МГУ провели студенческую стажировку, отбирая студентов 3-4 курсов, наиболее успешных в учебе и активных в общественной деятельности. Бытует мнение, что на стажировке ребята занимаются «перекладыванием бумажек». Мы же стремились показать стажерам, что такое реальная работа, объяснить, что она состоит из рутинных процессов, но от них многое зависит! Скепсис руководителей – не обернется ли стажировка «опекой», - развеялся через неделю: ребята отлично справились с поставленными задачами.
Ольга Дубина, менеджер по подбору персонала «PricewaterhouseCoopers»: Благодаря нашей программе стажировок для студентов экономических вузов в выигрыше оказываются все: вузы обеспечивают своих студентов местами прохождения практики; мы задействуем на краткосрочных проектах талантливых и энергичных работников; молодые люди имеют возможность поучаствовать в «настоящей работе» и узнать суть будущей профессии. Нашим стажерам (а ежегодно их приходит около 70) приходится не только трудиться наравне с постоянными сотрудниками, но и готовиться к экзаменам и защите дипломной работы. Ребята учатся строить отношения с клиентами и коллегами, управлять своим временем, расставлять приоритеты в работе, эффективно работать в команде, проявлять инициативу. Разумеется, работа оплачивается. Как правило, большинству студентов-стажеров по окончании практики, мы предлагаем постоянную работу.
Ростислав Самойлин, руководитель службы персонала «Промсвязьбанка»: Мы очень внимательно относимся к подбору молодых специалистов, поскольку приход нового человека в слаженный коллектив привносит элемент стресса. К тому же, наш деловой ритм не дает возможности входить в работу медленно – интенсивность слишком велика, и на новичков обрушиваются серьезные объемы. Тем не менее, мы готовы принимать молодых людей на различные позиции в нашем коллективе. Не редки случаи, когда за год стажеры вырастают из рядовых сотрудников до начальников управления.
Вячеслав Лосев, менеджер по подбору персонала «Бритиш Американ Тобакко Россия»: Мы предлагаем молодым людям не стажировку, а полноценную работу в разных департаментах нашей компании: маркетинг, финансы, производство, IT, HR-отдел. У каждого стажера (trainee) есть наставники – coach, супервайзер и ментор, которые на протяжении 2 лет следят за успехами и неудачами начинающего сотрудника. Работа в компании – бесспорно, самая важная часть обучения новичка, позволяющая приобрести должный опыт.
Точка зрения студентов:
Сергей, Всероссийская Академия внешней торговли (ВАВТ): Стажировка – реальный способ трудоустройства, одна из ступеней карьеры. Я готов пойти крупные в российские компании, с именем, зарекомендовавшие себя на рынке и имеющие интересные направления деятельности. Больше всего мне интересны те, у кого есть Graduate Programs: Mars, Procter&Gamble, Unilever.
Алена, Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ): Для человека без опыта работы стажировка – это, по-моему, единственный способ устроиться в хорошую компанию с реальной перспективой роста. Я бы хотела работать в мультинациональной или крупной российской компании, у которых есть программы набора выпускников.
Артем, Московский государственный университет (МГУ): Я уже сейчас стажируюсь в компании Видео Интернешнл, а после окончания вуза предполагаю остаться в этой же сфере, но перейти в другую структуру для возможности карьерного роста.
Ирина, Государственный университет управления (ГУУ): Знаете, я немного опасаюсь всех этих предложений «постажироваться». Мне кажется, что все эти «зазывания» сведутся, в конечном счете, к одному – компании получат бесплатного сотрудника, он будет работать на них пару месяцев, после чего о стажере просто забудут. А об оплачиваемых стажировках я еще нигде не слышала…
Светлана Герасимова
|