Вариации на западную тему
Елена Алеева
Источник: Деньги
Российское бизнес-образование не ругает разве что ленивый: любое сравнение достижений отечественных бизнес-школ с западными оказывается не в пользу наших. И все же, если сделать скидку на юный возраст, российским школам МВА есть чем гордиться. Востребованность этого вида образования с каждым годом растет, программы постоянно совершенствуются. Впрочем, руководители многих бизнес-школ уверены, что среди их задач на данном этапе конкуренция с Западом вовсе не главная.
Полезные ориентиры
Любое сравнение западной и российской систем бизнес-образования будет некорректным хотя бы в силу молодости отечественных бизнес-школ. В конце концов, сама идея была позаимствована нами на Западе. Тем не менее некоторые амбициозные проекты по созданию российских бизнес-школ одной из главных целей ставят перед собой задачу получить мировое признание и на равных конкурировать с ведущими западными школами МВА. Идеи, воплощение которых позволило бы получить школе мировое признание, не новы: уход от академизма, крен в сторону практики, инновационные методы обучения, привлечение иностранных преподавателей и студентов, тщательный отбор слушателей. Лучшим подтверждением того, что школа достигла успеха на мировой арене, было бы, конечно, ее упоминание в мировых рейтингах бизнес-школ, но, увы, до этого еще далеко. А вот привлечение иностранных преподавателей и студентов -- вполне осуществимая задача. По мнению Вилфрида Ванхонакера, профессора, декана Московской школы управления "Сколково", важно прежде всего ответить на вопрос, какую именно школу хочется создать, к какому уровню и образцу школа стремится. "Можно взять за образец любую школу, например Гарвард, и предложить аналогичный по качеству продукт,-- говорит господин Ванхонакер.-- Но если идти по пути копирования, необходимо помнить, что превзойти оригинал практически невозможно. Таким образом, чтобы стать конкурентной на мировом уровне, школа не только должна соответствовать самым высоким стандартам качества, но и быть уникальной. Мы очень четко представляем себе, какой школой хотим быть. Это акцент на лидерство и предпринимательство; фокус на рынки с быстрорастущей экономикой; и, наконец, активное обучение. Так, например, мы видим, что в ближайшем будущем такие страны, как Россия, Китай и Индия, будут играть важную, если не ключевую, роль в росте мировой экономики. Пока ни одна из бизнес-школ мира не фокусируется на этих рынках".
Сегодня российские школы бизнеса конкурировать могут только между собой, даже в тех случаях, когда их программы "пересажены" с Запада. Основная причина заключается в том, что российское бизнес-образование уже заняло определенную нишу на рынке образовательных услуг, к тому же наше "прочтение" МВА оказалось настолько специфическим, что оказалось попросту вне конкуренции с западным.
Как считает Дмитрий Павлов, проректор по развитию и внешним связям санкт-петербургского Международного института менеджмента, "Россия не конкурирует с западными школами бизнеса и не будет конкурировать в ближайшей перспективе. В России огромный растущий внутренний спрос, который удовлетворяется внутренним предложением. Мы, если можно так сказать, существуем в другой нише, работаем на внутреннего клиента".
Леонид Барон, директор Института социально-экономического и инвестиционного проектирования (ИСЭИП), кандидат экономических наук, выпускник программы МВА INSEAD, полагает, что сравнивать отечественное и западное бизнес-образование бессмысленно: "Никому же не приходит в голову сравнивать отечественную "Ладу" и, скажем, Mercedes Benz. Западные бизнес-школы учат тому, что востребовано Западом. У нас в стране нормальная бизнес-среда еще не сформировалась, поэтому и навыки, которые важны для западных управленцев, у нас пока очень слабо востребованы. Там огромное значение уделяют корпоративной культуре, прозрачности корпоративного управления, ориентации на увеличение финансовых показателей компании, публичное раскрытие информации для огромного числа акционеров. Все эти вещи у нас не являются решающими факторами для успеха корпораций. Наоборот, чрезмерное увлечение этими корпоративными процедурами способно, по мнению некоторых собственников, помешать максимизации прибыли. Вместе с тем ключевыми факторами успеха для современных российских компаний является умение эффективно выстраивать взаимодействие с государством, а не затратные мероприятия по улучшению имиджа и репутации компании, способные увеличить доходность лишь в долгосрочной перспективе".
Формальный подход
Хотя наши школы бизнеса и не конкурируют с западными, стоимость обучения в некоторых из них -- их пока, впрочем, в России единицы -- уже достигла мирового уровня, более 700 тыс. руб. ($40-150 тыс. в ведущих западных бизнес-школах за годовое обучение c учетом дополнительных расходов на проживание, питание, покупку учебных материалов).
При этом единственное условие, соблюдение которого могло бы, по крайней мере, позволить проводить параллели между российскими и западными школами МВА и даже приблизить наши школы к западным стандартам,-- это наличие зарубежной аккредитации. Соответствие определенным критериям позволяет в каком-то смысле уравнять шансы. Аккредитацией во всем мире занимаются три международные ассоциации: AACSB (Американская ассоциация университетских школ бизнеса), EFMD (Европейский фонд развития менеджмента -- программа EQUIS) и АМВА -- Ассоциация МВА. Майк Грин, директор по работе с партнерами Школы бизнеса Открытого университета Великобритании: "Чтобы конкурировать, школа должна иметь хотя бы одну международную аккредитацию. Я уже не говорю о трех сразу, которыми в мире обладают только 20 бизнес-школ. Имея три аккредитации, школа может давать абсолютные гарантии содержания программ, преподавательского состава и даже соседей по парте. Пусть будет хотя бы аккредитация АМВА -- это всемирно известный знак качества, под которым на сегодняшний день работают всего 100 школ в мире".
Сергей Щенников, ректор Международного института менеджмента ЛИНК добавляет: "Очень важен критерий наличия собственной научной базы: недостаточно разработать программу, необходимо каждый год вносить в нее изменения и дополнения. Затем критерий наличия современной образовательной технологии. Очевидно, что образование для детей и для взрослых, тем более для успешных бизнесменов, должно быть различным. Поэтому форма обучения в бизнес-школе не должна быть лекторной, когда слушателю в одностороннем порядке в уши закладывается информация. Это должны быть активные практико-ориентированные формы обучения, неотъемлемой частью которых является преподаватель-практик (тьютор). Как следствие этого критерия -- система подготовки персонала и система управления качеством. В одночасье обзавестись этим набором невозможно".
Среди критериев, на которые принято обращать внимание при выборе бизнес-школы, можно назвать следующие: имидж школы, ее авторитет на рынке и в академических кругах; уровень профессорско-преподавательского состава и академических результатов деятельности; объем методической работы, проводимой школой, разнообразие ее деятельности; охват различных направлений бизнеса и наличие специализации; наличие тесной связи с бизнес-сообществом и внешние связи; контингент учащихся; конечные результаты обучения, трудоустройство и заработная плата выпускников.
Однако использовать эти критерии при выборе российской бизнес-школы, даже при наличии у нее зарубежной аккредитации, следует осторожно, с поправкой на российскую действительность.
Объективная реальность
В ряде случаев сравнение с западными бизнес-школами представляется совсем неуместным хотя бы потому, что в российском бизнес-образовании уже появились собственные традиции. Например, в отличие от Запада, у нас в стране пока не прижилась такая форма обучения по программам МВА, как full-time. Многие слушатели российских бизнес-школ не могут себе позволить оставить на год-другой работу и остаться на это время без заработной платы. Или другой пример: вместо практических занятий и большого объема самостоятельной работы, как на Западе, слушателей у нас "грузят" большим объемом теории на лекционных занятиях. Как показала практика, российский менталитет оказался неспособен быстро адаптироваться к новым стандартам обучения. Самостоятельная работа в отсутствие лекций зачастую воспринимается как нежелание преподавателя выполнять свои обязанности. А поскольку у нас нет такого строгого подхода при наборе, как в западных бизнес-школах, слушатели в группах могут иметь такой разноплановый опыт работы, что научить друг друга чему-то стоящему или поделиться опытом они просто не в состоянии.
Качественная оценка обучения со стороны выпускников в большинстве случаев весьма субъективна. Так, пытаясь обрисовать удовлетворенность слушателей обучением, компания Begin Group приводит обобщенные оценки (в опросе приняли участие 500 слушателей программ МВА московских бизнес-школ), которые порой полностью противоречат друг другу. Поэтому попытка охарактеризовать российское бизнес-образование в целом дает чрезвычайно путаную картину. Так, некоторые слушатели отмечали высококвалифицированных преподавателей, тогда как другие обращали внимание на низкий уровень тьюторов. Одним учебные материалы нравились, другим казался очевидным факт расхождения теории с практикой и неприменимость западных кейсов к российской действительности.
Российское бизнес-образование -- явление хоть и противоречивое, но динамичное, прогрессирующее. Качество программ постепенно улучшается, и сами бизнес-школы все реже жалуются на тотальный дефицит преподавателей-практиков, хотя, конечно, их по-прежнему не хватает. Востребованность этого вида дополнительного образования в России с каждым годом растет, к тому же в будущем за потенциального слушателя может развернуться настоящая борьба. На российском рынке бизнес-образования конкуренция может развернуться не только между отечественными бизнес-школами, на наш рынок выходят заслуженные западные школы бизнеса.
Активные поиски новых возможностей в образовании способствуют появлению новых, уникальных и дорогостоящих программ, в частности, это относится к программам Executive MBA (МВА для первых лиц). По мнению профессора Владимира Морыженкова, научного руководителя программы Executive MBA LWB Государственного университета управления, российские стандарты должны коррелировать с западными, чтобы российские бизнесмены не выглядели там как белые вороны. Поэтому кроме основных блоков дисциплин, присутствующих во многих школах, таких как маркетинг, стратегия, финансы, в школе решили запустить программу развития лидерского потенциала. "Успешный человек должен быть успешным всегда",-- считает Владимир Морыженков. Слушателям предоставляется возможность приобрести такие полезные в бизнесе навыки, как, например, пилотирование легкого самолета и управление яхтой. В числе других полезных предметов в бизнес-школе преподают деловой этикет, обучают игре в гольф и бальным танцам, а также учат разбираться в винах и сырах.
|