error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='9342',showed='1',date=NOW(),ip='3.138.69.101',sess='1thoi4minr5h07qa8bm4lsn5g1',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=9342'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Одной "корочкой" сыт не будешь | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Одной "корочкой" сыт не будешь



Источник: Headhunter Magazine

Некоторые кандидаты получают степень МВА в надежде значительно повысить свою значимость, востребованность и стоимость как профессионалов на рынке труда благодаря подобной "корочке". В связи с этим для большинства работодателей наличие диплома МВА не является основополагающим критерием при выборе соискателей. Поэтому, собираясь тратить время и деньги на обучение в бизнес-школе, следует четко уяснить, зачем вам нужен диплом MBA. Если только для карьерного скачка, то без ценного опыта управленческой работы он не поможет. А если для структурирования знаний, полученных "в бою", налаживания ценных бизнес-контактов и обмена опытом, то MBA - это ваш вариант.

MBA: пропуск, но не аргумент

В последнее время в России все больше возрастает спрос на квалифицированных узкоспециализированных кандидатов. Нынешняя ситуация существенно отличается от той, которая сложилась в середине 1990-х, когда работодателям повсеместно требовались опытные специалисты, способные решать масштабные задачи и руководить крупными проектами в условиях капитализации национальной экономики. В то время наблюдался наиболее массовый переход специалистов из государственного сектора в коммерческие структуры. К 2001–2002 гг. ситуация в стране постепенно стабилизировалась, еще некоторое время экономика продолжала развиваться, базируясь на методах управления специалистов еще старой гвардии. Однако 2–3 года назад на рынке труда возникла острая потребность не просто в квалифицированных менеджерах, а именно в узких специалистах в конкретных областях. Эта тенденция постепенно стала набирать силу и затронула практически все сферы современного бизнеса, что повлекло за собой уже давно назревшую реформу образования и изменение запросов к претендентам на управленческие позиции. В свою очередь от кандидатов, желающих воспользоваться нынешней благоприятной, по мнению многих экспертов, для блистательных карьерных взлетов ситуацией, требуется быстрая реакция в условиях стремительного развития технологий и жесткой конкуренции, умение всегда находиться в курсе новых веяний, в основном приходящих к нам с Запада. Одним из таких новшеств стало бизнес-образование. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге существует более 50 школ МВА, в которых ежегодно обучаются около полутора тысяч желающих приобщиться к международным практикам ведения бизнеса.

Заграница нам поможет?

Бизнес-образование в его классической форме появилось в США одновременно с формированием «менеджерского» капитализма в середине ХХ века. На Западе, в отличие от России, пик интереса к МВА пришелся примерно на 2000 год и после этого постепенно пошел на спад. У нас в стране вопрос о получении диплома МВА («Мастер делового администрирования», Master of Вusiness Administration) является одним из самых дискуссионных среди молодых людей, стремящихся к руководящим позициям. Требования рынка способствуют получению специалистами дополнительного образования, поскольку оно должно значительно повысить капитализацию их резюме. Однако, по мнению большинства работодателей, российское бизнес-образование служит всего лишь определенным маркетинговым ходом, реакцией на актуальные запросы современной экономики. «К сожалению, степень доверия к российскому MBA пока еще очень низка, – свидетельствует Анна Назарова, старший консультант кадрового агентства Delogys Group. – Хотя нельзя отрицать, что на рынке есть качественные российские программы MBA, способные дать специалистам необходимый уровень знаний для ведения бизнеса именно в России. Правда, конкурировать с западными школами они пока не могут».

По мнению большинства работодателей, российское бизнес-образование служит всего лишь определенным маркетинговым ходом.

В качестве альтернативы возможен вариант получения степени на Западе, например, на родине современной модели бизнес-образования, в США. «В последнее время сложилось четкое понимание того, что имеет вес только диплом MBA, полученный в западных учебных заведениях, – продолжает эксперт, – так как именно там предлагают методики современного бизнеса, привлекают в качестве преподавателей владельцев бизнесов и менеджеров ведущих бизнес-структур, обеспечивают своим слушателям применение полученных знаний на практике, организуя для них стажировки в крупных компаниях, а не повторяют структуру первого высшего образования, как, к сожалению, практикуется в большинстве российских бизнес-школ. Обычно работодатели очень внимательно смотрят на учебное заведение, где получал степень кандидат, уточняют качественные составляющие программы, поэтому специалистам, у которых есть возможность выбора, я бы советовала выбирать западные программы». Но в этом случае перед кандидатами возникает сразу несколько вопросов и, прежде всего финансовый, поскольку подобный курс требует существенных материальных затрат. Еще одна проблема заключается в отрыве во время учебного процесса от российских реалий. Темп современной жизни настолько увеличился, что выход из бизнеса на 1,5–2 года может привести к колоссальному отставанию от коллег, и потом уже будет очень тяжело наверстать упущенное даже для дипломированных менеджеров.

МВА или второе высшее?

В наше время практически мгновенной циркуляции знаний сокрытие однажды удачно использованных каких-либо методов и технологий не представляется возможным. Доступность лишь избранным наиболее выигрышных путей развития и продвижения бизнеса постепенно уходит в прошлое. Современный менеджер может получить информацию о разнообразных управленческих практиках из литературы, Интернета или специальных курсов, выбирая и концентрируя свое внимание только на том, что ему действительно необходимо, не затрачивая при этом внушительных материальных расходов на комплексное изучение менеджерской составляющей.

Нынешний этап развития рынка характеризуется практически повсеместным стремлением к получению дополнительного образования. Причиной может служить, во-первых, тот факт, что ранее из-за трудного материального положения, высокого конкурса или каких-либо причин личного характера не удалось получить необходимые знания. Во-вторых, в условиях становления новой экономики специалисты, стремящиеся быть в курсе всех событий, должны получать самую актуальную информацию о современных тенденциях в бизнесе. И в какой-то момент перед достаточно амбициозными сотрудниками, нацеленными на карьерный рост, встает вопрос о повышении квалификации, будь то получение специализированных знаний в какой-либо профессиональной сфере или обучение общим навыкам управления.

Следует помнить, что МВА – это прежде всего программа подготовки для потенциального или уже состоявшегося топ-менеджера.

В зависимости от поставленной цели, которую стремится достичь кандидат с помощью еще одной строчки в своем резюме, следует выбирать и характер учебного процесса: будет ли это второе высшее образование или МВА. В первом случае гарантировано получение академических знаний теоретического характера, то есть классический вариант обучения: лекции и семинары. Подобный вариант подойдет тем людям, которые нацелены скорее на кардинальную смену рода деятельности. А если кандидат стремится стать универсальным управленцем, ему следует ориентироваться на получение степени МВА, так как бизнес-школы предлагают специализированные программы, в которых упор делается на одном предмете (финансы, стратегия, маркетинг, управление персоналом и т. п.). «Обычно руководители функциональных подразделений (директор по маркетингу или директор по логистике) получают второе профильное образование или МВА со специализацией для подведения теоретической базы под имеющийся практический опыт», – свидетельствует Галина Немченко, старший менеджер департамента Sales&Marketing рекрутинговой компании Antal International.

Однако следует помнить, что МВА – это прежде всего программа подготовки для потенциального или уже состоявшегося топ-менеджера, который априори понимает ключевые принципы работы практически всех подразделений компании. Поэтому Елена Логачева, заместитель генерального директора кадрового агентства Delogys Group, советует молодым карьеристам не торопиться с получением степени MBA: «Дело в том, что для поступления в российские школы МВА, как правило, требуется трехлетний опыт управленческой деятельности (на Западе нормы еще жестче). И эта практика вполне оправдана. Без навыков управления персоналом и понимания бизнеса изнутри получение степени превратится в обычные общеобразовательные курсы».

Вам это надо?

Какие мотивы движут людьми, готовыми потратить деньги и время, которых, как правило, всегда не хватает, на получение степени МВА? Их может быть несколько:

  • Овладение новыми знаниями, ориентированными на менеджерскую составляющую.
  • Систематизация накопленных в своем арсенале теоретических представлений о причинах и следствиях возможного поведения в различных «производственных» ситуациях.
    Следует четко представлять, зачем вам нужен диплом MBA. Читатель «Энциклопедии карьеры» Дмитрий Владимирович Костылев считает, что образование МВА меняет стереотипы мышления, настраивает мыслительный процесс на творчество, сильно дисциплинирует выпускника, ведь приходится соответствовать ожиданиям окружающих. Самое главное – учит умению выстраивать и налаживать отношения с инвесторами, собственниками, партнерами, акционерами и кредиторами.
  • Стремление к новым карьерным высотам, которые должны покориться с дипломом МВА.
    Надежда Втюрина, консультант по подбору персонала агентства The Russian Connection Group, рассказывает, что в большинстве случаев наличие диплома MBA у кандидата приветствуется, поскольку отражает уровень его амбициозности и комплексный подход к построению своей карьеры.
  • Желание значительно увеличить материальное благосостояние путем повышения своего профессионального статуса.
    Считается, что выпускникам бизнес-школ работодатели предлагают материальную компенсацию на порядок выше, чем остальным кандидатам.
  • Общественное признание, дань модному течению приобщения к западным стандартам и моделям ведения бизнеса.
    При трудоустройстве на управленческие позиции в зарубежные компании в большинстве случаев диплом МВА явится весомым плюсом в пользу его обладателя.
  • Расширение социальной сети, установление полезных контактов с возможными будущими партнерами из интересующего сегмента рынка.
  • Повод влиться в состав менеджерской элиты, «входной билет» в когорту «топов».
    Галина Немченко отмечает, что наличие степени MBA достаточно редко является обязательным требованием для позиций среднего уровня, скорее это прерогатива высшего менеджмента. Но если собственник или топ-менеджер компании получили эту степень, они зачастую стараются подбирать команду из единомышленников, также окончивших бизнес-школу.
  • Обмен опытом с коллегами по бизнесу.
    Если 3–4 года назад спрос на выпускников западных бизнес-школ в России существенно превышал предложение, то теперь гораздо бóльшую роль в выборе кандидата играет его профессиональный опыт. Наш читатель Заур Шамильевич Дзахмишев полагает, что MBA – это «хорошее подспорье для умных, глубоко и стратегически мыслящих людей, средство для карьерного и профессионального роста. Получив определенный пакет знаний через информацию от преподавателей или через обмен опытом со своими однокурсниками, вы наверняка пожелаете применить их на практике, чтобы не оставаться теоретиком».

Однако, как и в любом начинании, итоговый результат зависит в первую очередь от настроя и квалификации основных «действующих лиц». Елена Логачева приводит пример из собственной практики: «К нам на встречу пришел молодой человек, который, недоучившись в России, уехал в Германию и продолжил там свое образование. После получения диплома одного из немецких университетов, он при этом же учебном заведении успешно окончил школу MBA. За все время обучения человек имел опыт только временных подработок. На встрече со мной он с гордостью сообщил о наличии у него диплома MBA, в котором его специальностью было обозначено что-то про слияние, причем на межгосударственном уровне. Для того чтобы завязать разговор, я спросила его о синергии – одном из базисных терминов этой специальности. Но, к моему удивлению, молодой дипломированный специалист по слиянию никогда даже не слышал этого слова». Эксперт констатирует, что, к сожалению, такой случай далеко не единичный. Поэтому следует четко представлять, зачем вам нужен диплом MBA. Если только для карьерного скачка, то без ценного опыта управленческой работы он не поможет. А если для структурирования знаний, полученных «в бою», налаживания ценных бизнес-контактов и обмена опытом, то MBA – это ваш вариант.

Завел – защищай!

В последнее время отношение работодателей к MBA существенно изменилось. Если 3–4 года назад спрос на выпускников западных бизнес-школ в России существенно превышал предложение, то теперь гораздо бóльшую роль в выборе кандидата играет его профессиональный опыт, хотя наличие степени все еще остается одним из самых значительных плюсов в резюме соискателей. Однако, по мнению Анны Назаровой, сейчас уже одного факта присутствия мало, и нужно быть готовым к тому, что на собеседовании придется «защищать» свою степень.

Разумеется, все дополнительные знания расширяют кругозор специалиста, увеличивают скорость реакции и вариативность поведения в ситуациях, связанных с управлением бизнесом. Однако очень многие эксперты критикуют такой способ повышения квалификации за некоторый формализм подачи информации, оторванность менеджера, занятого изучением различных бизнес-кейсов в теоретическом изложении бизнес-гуру, от «настоящей жизни», которая бушует за стенами учебных заведений. Так, Татьяна Копылова, эйчар-директор ADG Group, считает, что наличие диплома МВА не стоит рассматривать на собеседовании как весомый аргумент в пользу его обладателя, а следует подходить к этому вопросу более взвешенно. Важна ведь не степень сама по себе, а сочетание многих факторов: образования, предыдущего опыта работы, деловых качеств, профессиональных достижений.

Правда, бывали случаи, когда работодатели вообще не рассматривали претендентов на управленческие позиции без степени МВА, и в то же время есть немало примеров, когда руководитель компании даже слышать не хочет о специалистах, окончивших бизнес-школы. Галина Немченко полагает, что в большей мере MBA – это дополнительный повод, чтобы на резюме обратили внимание и пригласили на собеседование, это некий «пропуск» в компанию. Но если кандидат не проявляет инициативы, пассивен и зажат, то у него крайне мало шансов на успех, и никакие дипломы, включая и МВА, в таком случае не помогут.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru