Введение в новую должность
			 
			Сергей Мордвин 
			
			Источник: Налоговый практик
			Каждый новый или вновь назначенный служащий нуждается в некоторой форме введения в должность. Особенно эта процедура важна в период первичного освоения профессиональных, квалификационных знаний. Процедура введения в должность позволяет предупредить возможные негативные последствия передвижения уже работающего либо наем нового сотрудника. Ее основная задача — помочь сотруднику адаптироваться в новой обстановке и достичь необходимой эффективности трудовых функций в наиболее короткий срок. Вот перечень необходимых действий. 			
			 Процедура введения в должность позволяет предупредить возможные негативные последствия передвижения уже работающего либо наем нового сотрудника. Ее основная задача — помочь сотруднику адаптироваться в новой обстановке и достичь необходимой эффективности трудовых функций в наиболее короткий срок. 
Необходимо отметить, что эта процедура не является обучением и не обеспечивает необходимых навыков или знаний для выполнения порученной работы. Скорее это знакомство с нормами, принятыми в организации. В связи с этим обучение и введение в должность планируются и проводятся раздельно. 
Каждый новый или вновь назначенный служащий нуждается в некоторой форме введения в должность. Особенно эта процедура важна в период первичного освоения профессиональных, квалификационных знаний. Скорее всего, для них это будет первый реальный рабочий опыт, и, следовательно, им нужен более подробный и развернутый объем информации. 
Программы введения в должность 
Процедура введения в должность имеет достаточно общий характер. Она устанавливает общие правила и предписывает комплекс необходимых процедур. Вместе с тем процесс адаптации сотрудника исключительно индивидуален как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы. Для персонификации процесса введения в должность создаются программы для каждого отдельного сотрудника. Содержание программы зависит от следующих условий: 
    - содержание работы; 
 
    - статус и уровень ответственности; 
 
    - рабочее окружение; 
 
    - личностные особенности сотрудника. 
 
 
Участники процедуры: 
    - Линейные руководители обеспечивают составление и выполнение программы введения в должность на рабочем месте. 
 
    - Сотрудники, имеющие возможность оказать реальную поддержку и помощь в адаптации сотрудника. 
 
    - Коллеги, работающие в одном отделе или в смежных подразделениях. 
 
    - Как правило, подразделение управления персоналом. 
 
 
Организация процедуры 
Первый день работы нового сотрудника рекомендуется начинать несколько позже обычного времени, с тем чтобы все сотрудники были уже на местах и можно было выполнить все формальности без суеты и спешки. Обычно нового работника встречает кто-нибудь из подразделения управления персоналом и первым делом обеспечивает заполнение необходимых документов. После этого нового сотрудника представляют куратору (не обязательно прямому руководителю), который отвечает за реализацию программы введения в должность. 
Сначала сотрудник получает инструменты и оборудование, необходимые ему для работы. Затем его ведут на рабочее место и знакомят с коллегами. И только после этого начинают знакомить его с организацией. 
Список возможных тем может быть следующим: 
    - подробная история компании и ее развитие; 
 
    - высшее и среднее звено управления; 
 
    - наиболее важные документы компании (например, миссия, стратегия, управление качеством и т. д.); 
 
    - описание бизнеса организации; политика в области работы с заказчиками; 
 
    - содержание работы, должностная инструкция, пределы полномочий, ответственность; 
 
    - система качества; 
 
    - взаимодействие с другими отделами или людьми; 
 
    - техника безопасности на предприятии (инструктаж); 
 
    - список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь. 
 
 
Один из наиболее практичных путей предоставления информации — создание пакета документов, который состоит из обычных рекламных материалов и специфических материалов, подготовленных специально для конкретного работника. 
Если организация обладает соответствующими ресурсами, то в течение первого месяца организуется формальный семинар для всех вновь принятых сотрудников. На таком семинаре раскрываются основы философии организации, приводятся примеры обычной рабочей практики, дается представление о возможных перспективах, показывается положение на рынке. Кроме того, рассказывают об основных продуктах или услугах, заказчиках и принципах работы с ними, вводят в курс деловой этики принятой в компании. 
В течение первой недели организовывается встреча сотрудника и куратора с менеджером по обучению для разработки индивидуального плана обучения. 
В период процесса адаптации необходимо контролировать успехи в освоении профессии сотрудником, для чего организуются периодические встречи с целью фиксации достигнутых результатов выполнения программы введения в должность. 
Желательно, чтобы процесс адаптации заканчивался формальным или аттестационным собеседованием, на котором подводились бы окончательные итоги адаптационного периода и планировались дальнейшие мероприятия по повышению эффективности работы сотрудника. 
Перечень необходимых действий 
Перед приходам нового работника необходимо: 
    - убедиться, что должностная инструкция готова и соответствует действительности; 
 
    - договориться с кем-нибудь из его будущих коллег о неформальной помощи и опеке; 
 
    - проверить, готово ли его рабочее место; 
 
    - дать предварительную информацию всем сотрудникам о приходе нового работника; 
 
    - приготовить все информационные материалы, которые будут выданы сотруднику в первый день работы; 
 
    - подготовить необходимые пропуска; 
 
    - позвонить сотруднику накануне его официального выхода на работу и убедиться, что все в порядке. 
 
 
Первый день: 
    - совместно с новым сотрудником разобрать его должностные обязанности; 
 
    - объяснить правила по компенсации возможных затрат; 
 
    - ознакомить с требованиями конфиденциальности информации; 
 
    - ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка; 
 
    - обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т. д., принятые в организации; 
 
    - ознакомить с основными процедурами и политикой по персоналу; 
 
    - ознакомить с организационной структурой и структурой подчинения (если это необходимо); 
 
    - провести инструктаж по технике безопасности; 
 
    - провести инструктаж по оказанию неотложной помощи; 
 
    - ознакомить с правилами и действиями на случай эвакуации, показать пожарные выходы; 
 
    - ознакомить с процедурой коммуникаций и связей по должности; 
 
    - ознакомить его с требованиями к внешнему виду; 
 
    - ознакомить с требованиями пропускной системы, открытием и закрытием офиса; 
 
    - представить сотрудника подчиненным, коллегам и руководителям; 
 
    - предоставить ему информацию личного плана: местонахождение столовой, туалетов, места для отдыха, курения и т. д.; 
 
    - представить информацию о традициях отдела или группы, в которой сотрудник будет работать. 
 
 
До конца периода адаптации: 
    - ознакомить со специальными процедурами; 
 
    - ознакомить со спецификой его работы в отделе и организации; 
 
    - проанализировать компетенцию и разработать индивидуальную программу перспективной подготовки; 
 
    - объяснить, как действует административно-хозяйственная система организации, используемые правила и процедуры; 
 
    - ознакомить с требованиями и стандартами выполнения работы; 
 
    - ознакомить с системой отчетности. 
 
 
Поскольку процедура введения в должность не регулируется какими-либо особыми правовыми нормами, все вышеизложенное носит рекомендательный характер. Для каждой организации данная процедура имеет исключительно индивидуальный характер и это внутреннее дело организации — решить, в каком объеме использовать ту или иную процедуру, какие дополнительные аспекты внести и использовать ли их вообще. 
Автор - ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП), вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования.  		
		
		
		
		
				 |