error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='8673',showed='1',date=NOW(),ip='3.145.164.47',sess='emk8n6hr358quhh6fbu8enacv3',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=8673'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Работа временно | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Работа временно


Ольга Мазина
Источник: Карьера

Многие уверены: для новичка стажировка в крупной компании за рубежом чуть ли не лучший способ получить практические профессиональные знания. Бренд-менеджер Johnson & Johnson Consumer Russia Ольга Мазина с этим не согласна. Подробности — в ее репортаже из Германии.

Несколько лет назад я решила продолжить образование в Европе. В МЭСИ моим вторым иностранным языком был немецкий, поэтому выбор пал на Германию. Получив стипендию Германской службы академических обменов (DAAD), я отправилась в Гамбургский университет. Обязательным условием для защиты магистерского диплома была стажировка в международной компании на территории Германии. Успешно пройдя все этапы отбора, я стала стажером Beiersdorf AG. Оказалось, что во многих подразделениях студенты-стажеры составляют более трети персонала! Причина проста: высокая оплата труда и значительные социальные отчисления на фоне общей стагнации экономики в Германии спровоцировали сокращение и «замораживание» штата. Потребность в персонале между тем растет, и многие фирмы охотно берут стажеров. На сайте любой немецкой электронной биржи труда открытых вакансий стажеров в десятки раз больше, чем штатных должностей.
   
Стажировка — составная часть университетского образования в Германии. Конечно, не все университеты выдвигают требование обязательного прохождения стажировки до получения диплома, но профессура всегда поощряет желание студента взять тайм-аут на семестр и попрактиковаться. Профессор Бодо Абель, мой преподаватель маркетинга из Университета Гамбурга, уверен, что стажировка — идеальный способ найти постоянную работу. Но попасть в солидную организацию не так-то просто: нужно описать завершенные проекты в интересующей области, подтвердить владение иностранными языками и рассказать об успеваемости в средней школе и в университете. После одного-двух промежуточных этапов отбора кандидата приглашают на интервью, где в течение полутора часов приходится решать кейсы и доказывать свою высокую мотивацию на английском и немецком языках.
   
Тем, кто готов согласиться на фирму попроще, достаточно заблаговременно прислать по почте резюме с фотографией и копии аттестата, дипломов и рекомендаций. Моя сокурсница Сабина Нильссон, проходившая стажировку в Гамбургском порту, вспоминает: «Я подала заявку наудачу — в тот момент фирма не искала стажеров. Но в итоге мне все же предложили пройти шестимесячную стажировку». Однако стоит помнить: мультинациональные компании готовы платить стажерам  700 и больше, а небольшие фирмы — до  400 (или вообще ничего).

Как развивают стажера?    

За обучение и развитие профессиональных навыков стажера отвечает его наставник, результат напрямую зависит от его заинтересованности и личного отношения к «ученику». В отделе национального маркетинга Beiers-dorf AG, где работа со стажерами поставлена на поток, ментор каждые три-шесть месяцев получает нового стажера. Я, например, была восьмым или девятым по счету «учеником» Маркуса Кнауэра, продакт-менеджера Nivea Hair Care.
   
У такой «поточной» системы есть несомненное преимущество — сформированная система стандартных обучающих мероприятий. Я и мои товарищи прошли введение в форкастинг, category management, тренинги в медиа-агентстве, нас научили пользоваться базами данных.
   
С другой стороны, для наставника коучинг становится рутинным делом, «нагрузкой» к прочим должностным обязанностям. Моя подруга, китаянка Эйми Шен, в настоящее время сотрудник немецкого банка Berenger Bank, вспоминает свои стажировки в известных немецких компаниях: «Меня ничуть не удивляло, что мои наставники и коллеги не всегда были готовы делиться знаниями. У них много работы — не будут же они сидеть и ждать, пока я обращусь к ним с вопросом». Похожая картина и в Beiersdorf. Наставник, стремясь сэкономить свое время, формирует перечень несложных стажерских обязанностей и самоустраняется. Практиканта-новичка вводит в курс дела практикант-«старичок», он же передает ему дела. В начале стажировки мой предшественник Оливер Клаузинг в течение недели делился со мной секретами бронирования конференц-комнат и поддержания базы данных с фотографиями продукции.
   
Далее коучинг приобрел характер ad hoc — ответов на вопросы в рамках уже делегированной «рутины». Маркус с готовностью в десятый раз объяснял мне, как актуализировать стандартный запрос по базе данных для обновления ежемесячной статистики долей рынка, но ни разу не выразил желания обсудить свои текущие проекты и цели и т.д. Я достаточно быстро поняла, что у стажера немного шансов получить те знания, за которыми он пришел.
   
В небольших компаниях все наоборот: часто наставник очень хочет научить, но не знает, чему и как. Это подтверждает опыт Сабины Нильссон: «Я была стажером в отделе маркетинга и связей с общественностью, а мой наставник, как ни странно, работал в отделе контроллинга. Он просто не знал, чему меня учить. Приходилось искать проекты самостоятельно». Если от наставника не приходится ждать продуманной системной поддержки, ставка делается на learning-by-doing. Проще говоря, стажер учится в процессе выполнения порученных заданий. Идеализм придется отбросить: не все они будут иметь непосредственное отношение к специализации. Я, например, первые дни стажировки провела, скупая по всему городу продукцию для укладки волос от конкурентов марки Nivea. Юрист Beiersdorf использовал пятнадцать ящиков укладочных средств, чтобы доказать крупной розничной сети, что новая упаковка их товаров собственной марки стала слишком напоминать продукцию Nivea Hair Care. Нас, стажеров, тоже держали в курсе тяжбы. И я навсегда запомнила, чем грозит появление на рынке продукта-копии и что стоит делать в такой ситуации. А у Сабины были и вовсе экзотические проекты: «Пришлось летать на вертолете над портом, чтобы сделать достойные фотографии для нашего нового сайта».

Помоги себе сам    

«Я чувствовала себя на 70% профаном, когда начала работать в Berenger Bank. А ведь к этому времени у меня за плечами были две длительные стажировки в крупных немецких банках!» — удивляется Эйми Шен.
   
Ничего удивительного. От стажера и не ждут конкретных бизнес-результатов и профессионального роста. На финальной аттестации в Beiersdorf AG меня оценивали в основном по личным качествам (умение работать в команде, мотивация, аккуратность). И финал стажировки — скорее, профориентация. Давая оценку, наставник как бы говорит: «Да, мы считаем, что личные качества позволят вам успешно работать в сфере маркетинга потребительских товаров» или: «Подумайте о других сферах деятельности».
   
Но ведь я-то пришла именно за профессиональными знаниями. Что же делать? Мой ответ: выходить за рамки стажерских заданий, проявлять инициативу и любознательность. Важно не погрязнуть в рутине глуповатых (но всегда «важных и срочных») поручений типа заказа булочек и научиться отделять главное от второстепенного. Любой стажер может участвовать, пусть и в качестве наблюдателя, в оперативных встречах и в еженедельных внутренних совещаниях по текущим проектам. Здесь он — равный член команды, он вправе слушать, наблюдать, задавать вопросы и получать ответы. Это бесценная возможность «заглянуть через плечо» менеджера, чтобы проанализировать его цели, особенности работы и факторы успеха. А еще — солидная строчка в резюме, которая производит весьма положительное впечатление на потенциальных работодателей. Особенно российских: в одной крупной отечественной фирме, занимающейся товарами народного потребления, мне, несмотря на юный возраст (25 лет) и скромный опыт, сразу предложили должность руководителя среднего звена, команду из трех сотрудников и вознаграждение в полтора раза выше рыночного уровня. Жаль, что пришлось отказаться.
Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru