Шашечки или ехать
Михаил Папуш
Источник: http://www.ruptur-russia.ru
У одного начальника было два заместителя. Оба толковые, опытные и умелые. Но одному всегда было важно первым “открыть” какое-то направление работы. Если же новый проект предлагал коллега, он нервничал, искал, к чему придраться, выдумывал другой способ сделать то же самое или предлагал делать что-то другое, даже если в душе с проектом был согласен. Хорошо, что второй заместитель, человек ровный и спокойный, относился к ситуации с юмором и претензий не высказывал. Как вы думаете, кого из двух замов начальник рекомендовал на свое место, когда его повысили в должности?
Есть люди, которым трудно различать интересы дела и интересы собственного участия в деле. Конечно, честолюбие нуждается в удовлетворении, так же как любая другая человеческая потребность. Честолюбие — прекрасный двигатель и мотиватор в работе. Но только на подчиненных ролях. Если оно выходит на передний план, дело может оказаться на втором месте, а то и на третьем. А уж если честолюбие уязвлено, оно из двигателя превращается в тормоз.
Одна женщина мне рассказывала: “Я многое успеваю и хорошо все делаю и на работе, и по дому, но только тогда, когда сама выбираю, что делать. Если дела назначает мне кто-то другой — начальник ли, муж ли, — у меня опускаются руки. Будто кто-то не дает мне быть такой умелой и эффективной, как я привыкла”.
После долгих расспросов женщина наконец вспомнила, что у нее в начальной школе была учительница, которая каждое задание сопровождала словами: “Только такой дуре, как ты, нужно это объяснять, другие сами догадываются и делают то, что нужно”. Я спросил, почему учительница так плохо к ней относилась. Выяснилось, что учительница была в ссоре с ее мамой.
Я предложил женщине вернуться в воображении в детскую ситуацию и сказать учительнице всю правду — примерно так: “Из того, что вы в ссоре с моей мамой, не следует, что я дура. Напрасно вы меня обижаете!” У клиентки было хорошее воображение, и она смогла ярко себе все представить. Воображаемая учительница остановилась посреди класса, подумала и, поскольку она все же была незлым и неглупым человеком, сказала вдруг: “А знаешь, ты права. Я должна извиниться перед тобой, а маме передай привет. Я постараюсь с ней помириться”.
После этого я предложил женщине вообразить, что муж, который просит погладить ему рубашку, добавляет: “Могла бы, дура, и сама догадаться!” Она попробовала представить, и это было так не похоже на мужа, который в ней души не чаял, что ей стало смешно. Начальник по работе, как выяснилось, тоже ее ценил и ни разу не сказал худого слова. Иными словами, разобравшись с учительницей, женщина получила возможность принимать задания от других, не предполагая, что ее хотят обидеть.
Реальное участие в деле не всегда со стороны выглядит так, как хотелось бы честолюбивому деятелю. Не всегда удается убить дракона, гарцуя на коне и демонстрируя публике белизну перчаток. Иногда решающие действия, обеспечивающие успех большого проекта, приходится делать в тени, подчас даже в болотных сапогах.
В Одессе времен начала перестройки рассказывали такую историю. Некая дама выходит из здания аэровокзала. Носильщик везет за ней груду чемоданов и коробок. Дама восклицает: “Такси, такси!” Подъезжает легковушка, дама не обращает на нее внимания, продолжая покрикивать: “Такси, такси!” Легковушку перехватывает другой пассажир, к даме подъезжает еще одна машина, дама упускает и эту. Из третьей машины высовывается водитель: “Мадам, вам шашечки или ехать?” Бывает, конечно, что нужны именно шашечки, но чаще все-таки ехать, особенно с чемоданами.
Автор — член Европейской ассоциации психотерапевтов (ЕАП)
|