Взгляд внутрь себя
Иван Ладанов
Источник: Elitarium.ru
Мастерство общения лицом к лицу часто находится в прямой зависимости от того, как человек умеет оценивать свои способности, возможности влиять на других людей, осознавать свои преимущества и недостатки. К сожалению, как показывают наши наблюдения, в этой сфере взаимодействия у нас далеко не все благополучно. Для понимания источников этих трудностей следует обратиться к рассмотрению одного из важнейших компонентов личности: представлений о себе.
Мастерство общения лицом к лицу часто находится в прямой зависимости от того, как человек умеет оценивать свои способности, возможности влиять на других людей, осознавать свои преимущества и недостатки. К сожалению, как показывают наши наблюдения, в этой сфере взаимодействия у нас далеко не все благополучно.
Для понимания источников этих трудностей следует обратиться к рассмотрению одного из важнейших компонентов личности: «Я — образа».
У каждого человека есть свой «Я — образ», т.е. представление о самом себе. Это совокупность психологических установок, ценностных ориентации, чувственных наклонностей, взглядов на различные стороны жизни. В «Я — образе» выделяют описательный и оценочный аспекты. Первый указывает на совокупность свойств, присущих индивиду. Второй содержит суждения о положительных и отрицательных сторонах своей личности: «Я плохой» или «Я хороший», «Мне сопутствует удача» или «Я неудачник» и т.д. «Я — образ» индивида поддерживает его стойкую самооценку. Вступая с кем-либо в общение, человек заранее ориентирует свое поведение на созданные «Я — образом» шаблоны. По заранее заготовленному мерилу отбирается поступающая к человеку информация, создается система отношений к собеседнику. В связи с этим каждый из нас имеет тенденцию воспринимать или отрицать, брать целиком или искажать информацию о чем-либо. Мы видим мир и поступаем так, как «велит» нам наш «Я — образ». Сохранению «Я — образа» в неизменном виде способствуют механизмы психологической защиты, описанные в свое время З.Фрейдом. Это в первую очередь рационализация, идентификация, проекция, вымещение.
Рационализация — наиболее ярко выраженный механизм в поведении человека. Суть его заключается в том, что индивид, находясь в проблемных ситуациях, ищет для себя социально приемлемое оправдание своих поступков. Так, когда у него плохо идет какое-нибудь дело, он всегда ссылается на ряд «веских» причин, якобы не позволивших ему достичь заданных стандартов. Человек обычно не считает себя виновником неблагоприятного исхода, он старается найти оправдание.
Идентификация (отождествление) — это бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как другой человек, группа или коллектив, с которыми он себя отождествляет. Это могут быть родители, учитель, руководитель, вождь и т.д. Идентификация, как утверждали советские социальные психологи, является одним из важнейших признаков коллектива. По их мнению, воспитание работника должно доводиться до такого состояния, когда он перестает мыслить себя вне коллектива. К счастью, такую степень коллективной идентификации наши идеологии реализовать не сумели. При полной идентификации человек теряет свою индивидуальность и становится в полном смысле слова роботом: он преклоняется перед вождем, разделяет единомыслие, ощущает потребность в твердой руке.
Проекция как механизм психологической защиты состоит в том, что индивид переносит свои социально неодобряемые качества на других людей. Такие действия порождают у индивида «твердую уверенность» в наличии интриг, направленных против его персоны. Подобного рода отношения не остаются незамеченными другими людьми, и те начинают платить тем же. Поведение окружающих как бы подтверждает их недружелюбие, и взаимная неприязнь разрастается. Можно сказать, что механизм проекции создает реальность, которая первоначально существует лишь в воображении индивида. Проекция проявляется практически у всех людей, однако своего максимума она достигает лишь у параноидальных натур.
Вымещение — это агрессивное поведение индивида по отношению к объекту общения, а этим объектом может быть человек, животное или просто неодушевленный предмет. Этот механизм хорошо проиллюстрирован на четырех очень известных рисунках известного датского карикатуриста Бидструпа: шеф, «зарядившийся» в нелицеприятном разговоре со своей супругой: а) в офисе накричал на своего заместителя; б) заместитель в свою очередь обругал клерка; в) тот пнул ногой собаку; г) из кабинета вышел шеф, и собака укусила его за ногу. Круг замкнулся: все участники житейской драмы выместили свои негативные заряды на первом попавшемся им на глаза объекте. Реальных причин, почему возникла у них агрессивная наклонность, они даже не искали. Все их существо было во власти эмоций.
Нетрудно себе представить тот факт, что рассмотренные выше механизмы психологической защиты необходимы каждому человеку, они стабилизируют «Я — образ» индивида. Однако эти механизмы несут в себе и достаточные противоречия, запутывающие наше самопознание. А без этого очень трудно представить себя в реальном свете и реализовать процесс общения с учетом того, каким «Я» выступаю в глазах моих собеседников. Как получить необходимую обратную связь?
Американские психологи предложили для этих целей модель, получившую название «Окно Джогари»:
Схема 1. Запрос обратной связи
Схема дает представление об информационном наполнении личности. Вертикальная левая часть прямоугольника указывает на то, что человек знает о себе, правая часть — чего он о себе не знает. Горизонтальная верхняя часть — что известно о нем другим, нижняя — что неизвестно другим. Получается так, что человек многого не знает о себе, но зато об этом знают другие (квадрат — 2). Кроме того, ему известно о себе то, что неизвестно другим (квадрат — 3). Есть также еще и «неизвестная зона» (квадрат — 4), о которой ни сам субъект, ни другие не имеют представления. При таком «раскладе» информации о личности у собеседников постепенно складывается по отношению друг к другу чувство настороженности, нередко порождающей недоброжелательность.
С целью смягчения ситуации и улучшения процедуры взаимодействия «неизвестная зона» должна быть сужена. Это можно сделать за счет выдачи собеседнику некоторой информации о себе, т.е. путем расширения «открытой зоны» (квадрат — 1). Это достигается сужением «скрытой зоны» (квадрат — 3), т.е. путем самораскрытия перед собеседником, а также сужение «слепой зоны» (квадрат — 2). Весь этот процесс выглядит как выдача информации о себе и запрашивание обратной связи от других.
Схема 2. Процесс расширения "открытой зоны"
Цель запрашивания и получения обратной связи, а также самораскрытия, т. е. расширения «открытой зоны» за счет сужения «слепой» и «скрытой» зон, состоит в повышении эффективности поведения обоих субъектов общения (собеседников, дискутирующих групп, выступающего с трибуны, слушающих). В процессе движений навстречу друг к другу общающиеся неизменно начинают ощущать некое стремление к согласованию точек зрения, компромиссу, кооперации. Неожиданно для себя люди вдруг начинают ощущать какие-то новые связи между тем, что происходит с ними теперь, и тем, что было раньше. Люди проникаются вниманием друг к другу, стремятся к взаимопониманию. «Окно Джогари» как метод познания своего «Я — образа» во многом способствует этому.
Для целей самопознания также используются и личностные тесты определения уровня самооценки. Предлагаем вам один из них.
Тест «Самооценка»
Перед вами серии утверждений. Подумайте над каждым из них. Укажите в четырехбалльной системе свое отношение к этим утверждениям. При этом перед прочтением утверждения мысленно произносите «Я думаю об этом...»
Я думаю об этом:
- очень часто — 4 балла;
- часто — 3 балла;
- иногда — 2 балла;
- редко — 1 балл;
- никогда — 0 баллов.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом/глупой.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен(а).
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
26. Я чувствую себя скованным(ой).
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен(а).
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен(а) в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.
Результаты:
- Если вы набрали от 0 до 25 баллов, то это означает, что вы в основном уверены в своих действиях. Ваш «Я — образ» достаточно устойчив, и это делает вас нередко не очень гибким в общении со своими собеседниками. Не снижая своей уверенности в поведении, старайтесь быть мягче, идти на сближение с другими.
- Количество баллов от 26 до 45 означает средний уровень уверенности. Это и хорошо, и не очень. Дело в том, что на этом уровне постоянство «Я — образа» начинает колебаться. Тренируйтесь, старайтесь обрести большую уверенность. Помните, что уверенность в себе не означает самоуверенности.
- 46 баллов и выше сигнализируют о низком уровне самооценки. В жизненном поведении — это переживания по поводу критических замечаний в свой адрес, сомнения по поводу правильности своих действий. Такому человеку следует воспитывать у себя твердость духа, волю и целеустремленность.
Автор - доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им А.И.Герцена.
|