error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='8577',showed='1',date=NOW(),ip='3.145.64.245',sess='j90dpgh201784qjhfs0dcijcm4',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=8577'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Эффективность обучения: семь основных принципов | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Эффективность обучения: семь основных принципов


Лоуренс Стаут
Источник: Elitarium.ru

Успешное обучение начинается со знания основных концепций обучения. Они состоят в том, что обучение основано на взаимоотношениях, оно представляет собой естественный процесс, оно необходимо, индивидуально, требует определенных усилий, заразительно и тесно связано с практикой.

Эффективность обучения семь основных принциповСуществует семь основных концепций, формирующих основу обучения.

1. Обучение основано на взаимоотношениях

Что делает одного человека учителем, а другого — учеником? Давайте забудем на время о классной комнате и подумаем о повседневной жизни. Вы приходите в гости к подруге, и она угощает нас восхитительным тортом. Вы спрашиваете ее, как она его приготовила. Что при этом происходит? Вы превращаетесь в ученика, а наша подруга становится учителем. Как же возникает такая ситуация? При каких обстоятельствах?

Дело не в том, что ваша подруга имеет больше образования или опыта, чем вы, хотя чаще всего мы именно так думаем о квалификации учителя или тренера. Основа ситуации обучения — просто доверие. Вы уверены, что ваша подруга знает, как приготовить торт, и может дать вам информацию, которая позволит нам приготовить такой же торт. Основа ситуации обучения — взаимоотношения доверия между учителем и учеником. Все основано на доверии. Возникает ли оно благодаря положению, опыту или профессионализму учителя — в основе обучения всегда лежит доверие. Что происходит, если его нет? Если учитель пытается научить вас новому навыку или новой процедуре, но при этом не обладает необходимыми знаниями или следует неудачной методологии, у вас возникает законный вопрос: а можно ли доверять этому учителю, адекватно ли он передает информацию? Дело не в том, что вы не уважаете авторитет учителя, дело в том, что обмануто наше доверие. Если доверия нет, никакое обучение просто невозможно.

2. Обучение — естественный процесс

Вся жизнь — это процесс передачи и восприятия информации. Вспомните, как вы в первый раз пришли на новое место работы. Вы впитывали массу новой информации: физическое окружение, ваши новые коллеги, нюансы ваших новых обязанностей. Все это происходило само собой — вы учились естественно. Но, как сказал Уинстон Черчилль, «я всегда готов учиться, но не всегда готов к тому, чтобы меня учили». Лучшая ситуация обучения — та, в которой естественные склонности человека в обучении направляются на то, что ему необходимо изучить.

3. Обучение необходимо

Обучение — наша фундаментальная внутренняя потребность. Самые основные потребности человека — физиологические, например, в пище; затем выступают потребности в безопасности, за ними следуют личные потребности в любви и принадлежности. Большинство людей, знакомых с иерархией потребностей Маслоу, полагают, что эта иерархия — довольно жесткая структура, и, прежде чем обращать внимание на потребности и отношениях, нужно удовлетворить социальные потребности, а до них нужно удовлетворить физиологические потребности и т.д. Однако в учебниках, рассматривающих теорию Маслоу, редко упоминается о том, что существует и две других потребности: свободно задавать вопросы и свободно самовыражаться, а также потребность знать и понимать. Согласно Маслоу, именно две эти потребности являются обязательными предпосылками удовлетворения пяти других типов потребностей.

Другими словами, в основе каждого из пяти типов потребностей лежит потребность в обучении. На ней основано все остальное. Специалисты в области когнитивной психологии, науки о мышлении, говорят, что наш ум постоянно ищет и сортирует информацию. Мы хотим знать и понимать все, что только возможно. Именно это внутреннее стремление заставляет нас жить. Все наши потребности в жизни поддерживает обучение. Из этого следует, что без той пищи для ума, которую дает нам обучение, эти потребности не будут удовлетворяться. А если потребности не удовлетворяются, жизнь невозможна. Именно поэтому, если человек прекращает стремиться к новым знаниям, он разочаровывается в жизни. Он теряет надежду, считает, что нет никаких причин учиться, потому что это бессмысленно. У такого человека нет будущего.

4. Обучение индивидуально

Психологи стремятся обнаружить в человеческом поведении нечто общее. К сожалению, психологию отличает от точных наук один очень важный аспект. Люди ведут себя не так, как неодушевленные объекты или силы природы. Известный психолог Роберт Штернберг утверждает, что в психологии не существует ни одной теории, которую можно было бы назвать совершенной. Всегда есть исключения. Даже самая полная теория человеческого поведения не может охватить всех различий между реальными людьми. Этих различий слишком много.

Для учителя это соображение очень важно, потому что даже самый лучший инструктор, использующий самую эффективную методологию, не может быть полностью уверен в том, что сумел «достучаться» до каждого ученика. Почему? Очень просто — между людьми существует масса индивидуальных различий, и это значит, что все учатся немного по-разному. Реальная оценка прогресса в обучении возможна только в том случае, если учитель работаете учеником одни на одни.

5. Обучение — это работа

Хотя обучение естественно и необходимо, оно все же требует сознательных усилий. Мы должны активно трудиться в процессе обучения, это не пассивная деятельность. Существует психологический принцип, который гласит, что, если человек не верит, что сможет усвоить новую информацию хотя бы на 70%, он не будет прилагать для этого сознательных усилий. Учитель, который употребляет непонятные ученику термины, обнаружит, что ученик просто зубрит.

Этот принцип подтверждает простой эксперимент, который в 1973 г. провел МакЛелланд. Людям давали большое пластиковое кольцо и просили набросить его на вкопанный в землю шест. Затем их просили найти место, с которого им было бы удобнее всего бросать кольцо на шест. Почти каждый сначала становился настолько близко, чтобы удачно набрасывать кольцо на шест в 100% случаев. Затем люди отходили дальше от шеста и становились там, где точность их бросков уменьшалась до 50%. Затем они снова подходили ближе к шесту и находили, что комфортнее всего чувствовали себя там, где точность их бросков составляла около 70%.

Применительно к обучению этот эксперимент показывает, что если нужно приложить слишком мало усилий, интерес к обучению надает. Если усилия ученика приводят к очень небольшим успехам, его интерес также надает. Обучение требует работы, но ученик должен верить, что его усилия приведут к успеху.

Этот баланс умеет находить хороший спортивный тренер. Он может подталкивать спортсмена, побуждать его прилагать максимум усилий, но никогда не выдвигает нереалистичных ожиданий. Он точно знает, каков потенциал спортсмена и как нужно развивать его навыки. То же самое касается преподавателей в сфере искусства. Они знают, что приобретение каких-то навыков в этой сфере требует интенсивной работы. Некоторые наставники не способны обнаружить и развить способности учеников, потому что сосредоточены на механической отработке навыка, а не на мотивации ученика, его уверенности в том, что его работа — залог будущих успехов.

Хороший преподаватель знает, как побуждать ученика превзойти самого себя и в то же время знает, когда нужно остановиться — когда «70%» ученика уже превышены. Об этом принципе стоит сказать еще одно. Да, обучение — это работа. Но это не значит, что оно должно быть скучным, утомительным или вызывать раздражение. Обучение может и должно приносить радость. Приобретать новый навык или воспринимать новые знания — замечательные и острые ощущения. Но этот процесс требует дисциплины и постоянных усилий. Без этого ничему не научишься.

6. Обучение заразительно

Сначала может показаться, что некоторые из представленных здесь принципов противоречат друг другу. Это происходит потому, что обучение нестатично. Этот процесс в высшей степени динамичен. Как мы уже говорили, обучение индивидуально. Но в то же время многое мы просто перенимаем у других. Это один из принципов, лежащих в основе концепции организации обучения.

Заразительность обучения проявляется двумя путями. Если человек попадает в группу других людей, которые находят обучение интересным и радостным, он обязательно начнет считать так же. С другой стороны, если группе людей скучно учиться, новому человеку тоже будет трудно поддерживать свой интерес. Человек — существо социальное. Чтобы нормально жить и работать, мы нуждаемся в других людях. Это касается и обучения. Именно во взаимодействии с другими людьми мы учимся многим вещам.

7. Обучение тесно связано с практикой

Последний из семи наших принципов — самый главный. Обучение должно быть практическим. Да, существует теоретическое знание. Но каждая теория предполагает какое-то практическое применение. Наш ум не хранит того, что не имеет для нас практической ценности. Мы помним только ту информацию, которую считаем полезной. Случалось ли так, что во время беседы вдруг к вам в голову приходила какая-то мысль, воспоминание о том, что было много лет назад? Наш разум обладает невероятной способностью в нужный момент вспоминать то, о чем мы не помнили в течение десятилетий. Это явление подтверждает теорию, что если уж мы чему-то научились, то никогда этого не забудем.

Но как мы научились чему-то в первый раз? Мы просто занимались обычными делами, и случилось что-то, что имело для нас практическую ценность. И мозг запомнил эту информацию. Практическое, жизненное обучение существует потому, что наш ум постоянно обрабатывает информацию, стремясь понять смысл окружающего мира.

Значение этого принципа для обучения должно быть очевидно. Чем теснее связан с практикой тот материал, который узнает ученик, тем лучше он его усвоит. Чтобы учиться, мы должны видеть связь новых знаний с нашей жизнью. Они должны касаться нашего собственного личного опыта. Именно поэтому новые знания должны быть связаны с нашей культурой. Все мы имеем некоторые важные для нас культурные символы. Но в других культурах они могут не иметь никакого значения. Если учебный план не учитывает культурных особенностей учеников, он не будет иметь для них практического значения.

Именно поэтому американские и европейские бизнес-консультанты, которые работают в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза, сталкиваются с трудностями. Они не могут понять, почему их концепции, которые так хорошо работают у них дома, здесь оказываются несостоятельными. Они забывают о том, что обучение индивидуально. Оно связано с реальностью жизни ученика.

Инструментарий преподавателя

В любом процессе обучения существует пять обязательных элементов. Они похожи на инструменты строителя. Как плотник знает, что не может качественно выполнить работу без подходящих инструментов, так и преподаватель, который пытается создать программу обучения, не учитывая этих пяти элементов, обнаружит, что в ней чего-то не хватает. Первые два принципа, разнообразие и ясность, связаны с действиями преподавателя. Следующие два принципа, вовлеченность и успех, связаны с действиями учеников. Последний принцип, сходство, описывает отношения между преподавателем и учениками.

  • Разнообразие. Если наш ум постоянно воспринимает одну и ту же информацию, он застаивается. Наше внимание привлекает необычное, и хороший преподаватель использует различные средства, чтобы обучение постоянно вызывало интерес. Это касается и содержания материала, и стиля обучения.
  • Ясность. Запутанную и непонятную информацию выучить невозможно. Информация будет воспринята только в том случае, если преподаватель ясно, непосредственно и просто объясняет информацию в той форме, которая соответствует уровню интеллекта учеников. Это относится и к содержанию, и к методологии обучения.
  • Вовлеченность. Как мы уже говорили, обучение — это не пассивная деятельность. Если ученик так или иначе не принимает активного участия в процессе обучения, никакого обучения не будет. Фактически, чем более интерактивен процесс обучения, тем больше будут успехи ученика.
  • Успех. Почему иногда кажется, что информация проходит мимо нашего сознания? Почему мы не прилагаем усилий, чтобы понять ее? Потому что считаем, что у нас ничего не получается, уверены, что не сможем усвоить новые знания. Преподаватель должен быть уверен, что ученик сможет успению усвоить то, что преподается.
  • Сходство. Самое первое утверждение этого раздела гласило, что мы можем учиться только у тех, кому доверяем. Чтобы ученик воспринял информацию, преподаватель должен активно стремиться завоевать его доверие. Для этого прежде всего нужно оставаться честным и искренне заботиться об ученике, что позволит преподавателю адекватно и с сочувствием реагировать на его потребности.

Автор - доктор философских наук, профессор Стокгольмской школы экономики в Риге. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru