Большое количество молодых специалистов, студентов старших курсов или недавних выпускников престижных вузов заинтересованы в том, чтобы начать свою деятельность в крупной международной компании и иметь при этом хорошие перспективы профессионального и карьерного развития внутри нее. И хотя попасть на стажировку в брендовую западную компанию не так-то просто, поскольку руководство заинтересовано прежде всего в перспективных кандидатах, тех, кто через несколько лет способен вырасти до уровня среднего менеджмента, но все же возможно.
Учащиеся вузов являются далеко не самыми востребованными соискателями. Согласно статистике компании HeadHunter, категория «Начало карьеры/Студенты» практически замыкает список по соотношению «вакансии/резюме». Трудности вполне объяснимы, ведь в качестве основного требования работодатели, как правило, предъявляют наличие опыта работы, а его у студентов последних курсов по большей части нет. Однако в связи с дефицитом высококвалифицированных специалистов многие компании все же готовы работать с молодыми людьми для того, чтобы в перспективе своими силами воспитать из них профессионалов высокого уровня. В основном это крупные международные компании, достигшие стабильности в развитии, готовые инвестировать в человеческий капитал, а также в создание и поддержание собственного имиджа. Они предлагают для молодежи различные стажировочные программы, результатом прохождения которых вполне может стать предложение о работе в престижной мультинациональной корпорации.
Что готовы предложить работодатели?
«Наши стажировки, как правило, подразумевают 2-4-месячные проекты на полный рабочий день, – рассказывает менеджер по подбору персонала Procter & Gamble Варвара Лялягина. – Построены они таким образом, что буквально с первых дней у стажера есть возможность вносить реальный вклад в деятельность компании, самостоятельно подходить к решению поставленных задач. Работая над своими проектами под руководством и при постоянной поддержке профессионалов, он погружается в реальную атмосферу, царящую в Procter & Gamble. Время стажировки используется для того, чтобы наиболее полно оценить недавнего выпускника вуза как потенциального работника, и ему предоставляется такая же возможность – оценить Procter & Gamble как работодателя. При этом стажеры получают достойную зарплату».
Время стажировки используется для того, чтобы наиболее полно оценить недавнего выпускника вуза как потенциального работника.
«PricewaterhouseCoopers проводит два основных набора на начальные позиции, – говорит старший менеджер по персоналу Светлана Круглова. – С 1 января студенты последних курсов приглашаются на 4-месячную стажировку, которая совпадает с пиком деловой активности аудиторско-консультационных компаний. А с 1 июля мы набираем выпускников на позиции консультантов. Мы готовы рассмотреть и кандидатуры тех студентов последних курсов, кто готов работать полный рабочий день». Работа стажеров и консультантов в PricewaterhouseCoopers начинается с углубленного вводного курса длительностью 1,5–2 месяца, в котором участвуют партнеры, менеджеры соответствующих отделов, представители корпоративных служб и преподаватели ведущих институтов. Далее стажеров ждут многочисленные внешние и внутренние тренинги, получение международных квалификаций (ACCA, CPA, CMA, CFA, CIMA), участие в региональных лидерских программах в разных точках земного шара и программах, разработанных совместно с ведущими мировыми бизнес-школами (Insead, London Business School, IMD).
В российском представительстве Microsoft существует две разновидности стажировок:
- Программа MACH – для выпускников вузов и молодых специалистов, закончивших учебу не более 2 лет назад. В течение года стажеры совмещают курс тренингов по трем направлениям – «Продажи», «Маркетинг», «Технологии» – с работой в одной из команд Microsoft.
- Летняя стажировка – для студентов старших курсов. Длится 2 месяца (июль-сентябрь) и проходит по тем же трем направлениям, что и в программе MACH. Летнюю стажировку можно пройти не только в московском, но и в региональных офисах Microsoft.
Компания Ernst & Young ежегодно организует программу стажировок, в рамках которой студенты последнего курса имеют возможность в течение 3–4 месяцев принимать участие в реальных проектах компании. Стажировка в отделах аудита и услуг в области налогообложения и права начинается в конце января – начале февраля и заканчивается в апреле, а стажировки в других отделах проходят в течение всего года. «На стажировки в Ernst & Young обычно приходят студенты последних курсов, но иногда даже с 3-го, – рассказывает менеджер по подбору персонала компании Сергей Киреев. – В данном случае для нас важна способность молодого специалиста быть полностью вовлеченным в работу. Также необходимо знать, что в компаниях, предоставляющих профессиональные услуги, полный рабочий день далеко не всегда означает с 9:00 до 18:00. В ходе программы студенты сталкиваются с достаточно жесткими сроками выполнения проектов, что требует от них дополнительных усилий и времени. Кроме того, нужно учитывать, что работа аудитора всегда связана с командировками. Что же касается вспомогательных служб, таких как бухгалтерия, отдел по работе с персоналом, административный отдел, группа информационных технологий, то там допускается работа на неполный день».
Критерии отбора кандидатов
Для Ernst & Young прежде всего важна теоретическая база, подчеркивает Сергей Киреев, они отбирают кандидатов по нескольким критериям, одним из которых является специализация вуза. Если говорить о финансовой сфере, то прочную основу знаний дают экономические факультеты, а специальным навыкам в этой области можно научиться в процессе работы. В Ernst & Young также рассматривают кандидатуры выпускников из других, в том числе технических вузов. Их навыки могут быть востребованы в различных направлениях деятельности компании, например в отделе услуг по информационным технологиям и компьютерной безопасности. «При приеме на работу способности кандидатов и уровень их владения иностранным языком оцениваются в процессе собеседований с менеджерами и проверяются с помощью набора достаточно стандартных тестов. Помимо профессиональных умений, идеальный кандидат должен творчески мыслить, быть целеустремленным, обладать лидерскими качествами, навыками общения и стремиться к приобретению новых знаний. В результате у нас складывается довольно полная и объективная картина относительно способностей и опыта стажера, того, что он может привнести в компанию», – рассказывает Сергей Киреев.
В ходе программы студенты сталкиваются с достаточно жесткими сроками выполнения проектов.
«Стандарты PricewaterhouseCoopers – международной фирмы со 150-летней историей – очень высоки, однако человеку, который действительно хочет у нас работать, ничто не может стать преградой, – замечает Светлана Круглова. – Наши ценности: совершенство, лидерство и работа в команде. Мы ждем молодых и талантливых людей с глубоким интересом к аудиту или налоговому и юридическому консультированию, со знанием английского языка, с активной жизненной позицией, способностью к аналитическому мышлению и умением работать в команде».
Характеристики идеального кандидата, как правило, в разных компаниях не сильно отличаются друг от друга. Прежде всего, это хорошее образование – работодатели ценят выпускников так называемых элитных вузов Москвы и регионов (МГУ, МГИМО, МФТИ, МЭСИ, РЭА, МГТУ, НГУ, СпбГУ). Большинство западных компаний в качестве главного требования выдвигают свободное владение английским языком, поскольку общение с руководством происходит именно на нем.
К чему нужно готовиться соискателям?
- Анкеты кандидатов оцениваются по такому параметру, как level of abstraction – уровень способности к абстрагированию.
Это означает способность видеть конкретную ситуацию в более широком контексте. Поэтому не удивляйтесь, если, претендуя на прохождение стажировки в финансовых, маркетинговых или логистических отделах, вам зададут вопросы типа «Знаете ли вы, сколько долларов стоит баррель нефти сейчас? А каковы тенденции изменения цен на нефть на мировом рынке в ближайшие полгода?».
Идеальный кандидат должен творчески мыслить, быть целеустремленным, обладать лидерскими качествами, навыками общения и стремиться к приобретению новых знаний.
- Эйчары проверяют активность жизненной позиции и лидерские качества кандидатов.
Если, отвечая на вопрос «Какое из своих достижений в последние годы вы считаете самым значимым?», вы назовете не получение диплома с отличием, опишите несколько ситуаций, в которых брали на себя ответственность за решение какой-то сложной задачи и, преодолев возникшие при этом трудности, достигли результата, то интерес к вам гарантированно возрастет.
- Компаниям-работодателям очень важна мотивация к профессиональному развитию в выбранной области.
Они вполне закономерно полагают, что если человек хочет совершенствоваться, то он будет читать соответствующую литературу, специализированные газеты и журналы, интернет-сайты на эту тему, возможно, посещать какие-то дополнительные курсы. А значит, будьте готовы к тому, чтобы на собеседовании вступить в обсуждение ряда вопросов, связанных с вашими профессиональными интересами.
В некоторых компаниях при оценке претендентов на позицию стажера проводятся коллективные «испытания», в ходе которых как раз и выявляются деловые и личностные качества соискателей. Так, в Microsoft испытание занимает полный рабочий день и состоит из четырех основных блоков: домашнее задание, презентация, бизнес-кейс и ролевые игры/переговоры. Следствием такого скрупулезного подхода к отбору кандидатов на стажировку является достаточно высокий процент тех, кто остается в компании в качестве штатных сотрудников. К примеру, в Ernst & Young он составляет 95–98% от всех стажеров. А в PricewaterhouseCoopers от 80% до 85% стажеров получают предложение о постоянной работе. Практика Procter & Gamble также показывает, что стажеры, получившие предложение о дальнейшей работе в компании, оказываются наиболее успешными сотрудниками.
В то же время всегда существует риск, что люди, поработав в компании некоторое время и приобретя ценный опыт и знания, уйдут потом на другое место. Однако компании, инвестирующие немалый капитал в стажировочные программы, готовы к такому повороту событий. Во-первых, студенты и выпускники вузов стоят гораздо дешевле, чем профессионалы, а к тому же выигрывают у них за счет таких личностных качеств, как динамичность мышления, мобильность, гибкость и стремление к развитию. А во-вторых, позиционирование компании как стартовой площадки для молодых, талантливых специалистов благоприятно отражается на ее имидже и бизнес-репутации.