Душевное равновесие: Урожай опыта
Михаил Папуш
Источник: http://www.ruptur-russia.ru
Некоторые люди постоянно чувствуют себя недостаточно компетентными в профессии. Пришел ко мне однажды клиент, который уже 10 лет выполняет определенную работу, собаку, можно сказать, на этом деле съел. Но когда-то начиналось с того, что его приняли на должность как бы авансом, с условием, что он дорастет. И с тех пор он все чувствует необходимость дорасти.
И образования-то у него соответствующего нет (не важно, что тому делу, которым он занят, в институтах вообще не учат), и внешность не та (по работе представительствовать нужно много), и т. д.
Прямо хоть собирай комиссию и пиши ему квалификационное удостоверение: неограниченно годен. Так ведь не поверит. “Это вы, — скажет, — меня утешаете, а на самом деле мне еще расти да опыта набираться”.
Насчет опыта — это правда, опыт никогда не помешает. Но в этом случае полезно иметь в виду опыт как практический (по делам работы), так и психологический — опыт успехов и неудач. У каждого из нас внутри есть своего рода комиссия, которой мы предъявляем выполненные дела. И важно, чтобы эта наша внутренняя комиссия умела быть справедливой и внимательной.
А то ведь бывает, что внутренняя комиссия у человека всегда куда-то спешит — то на свадьбу, то на похороны. И предъявляемые этой комиссии случаи никогда толком не рассматриваются: некогда. Весь разбор полетов сводится к коротким вопросам и почти не выслушиваемым ответам: “Задание получил?” — “Получил”. — “Понял?” — “Не вполне…” — “Выполнил?” — “Ну, выполнил…” — “Давай зачетку. Четверка с минусом”. — “Почему с минусом?” — “Неуверенно отвечаешь!” Так человек становится неуверенным в себе и заодно торопливым.
Я предложил неуверенному клиенту вспомнить несколько последних успешно выполненных по работе дел, а потом, проведя разбор полетов, зафиксировать, с чем была связана каждая удача, как она была подготовлена, как достигнута, какие находки полезно запомнить на будущее. Так осуществляется собирание практического опыта.
Кроме того, мы с ним постарались вполне объективно, не преуменьшая и не преувеличивая, понять, что в каждом из рассматриваемых достижений можно приписать случайной удаче, что — вовремя предпринятому усилию, а что свидетельствует об определенном, уже достигнутом уровне профессионализма.
Если уж человеку было когда-то сказано, что ему нужно дорасти, то рост нужно контролировать, отмечать и поощрять.
Рассмотрели мы и несколько примеров неудач. Я предложил клиенту, вместо того чтобы сокрушаться и заниматься самообвинениями, рассмотреть их так же внимательно и нелицеприятно, как мы до того рассматривали успехи. При этом мы постарались выявить места конкретных ошибок и описать их — на будущее — как места, где можно и нужно внимательно осуществлять правильный выбор. Если такого рода урок извлечен, можно считать, что каждая неудача столь же способствует повышению квалификации, как и удача. Можно даже представить себе квалификационный экзамен, состоящий в перечислении принципиальных неудач, которые — благодаря правильному осознанию — не имеют шанса повториться.
Один молодой человек рассказывал мне, как ему в начальной школе помешали научиться грамотно писать. Он поначалу делал много ошибок. Учительница швыряла ему на парту тетрадь с очередной двойкой и кричала, что он “такой способный, а совсем не старается”. А он и рад был бы постараться, только совершенно не понимал, что нужно делать. Учительница не считала нужным, зачеркнув красным неправильно написанное слово, написать его верно. Она полагала, что ученик должен сам все знать, а ошибается только по небрежности. А поскольку он ее боялся, то спросить, как пишется то или иное слово, не решался. Дома — таковы были его обстоятельства — тоже никто не помогал ему в учебе. В конце концов, уже в средней школе, ему повезло — он подружился с одноклассником, который стал вместе с ним делать уроки, объясняя, как и почему что пишется. Процесс его так захватил, что он стал одним из самых грамотных учеников в классе.
Один мой знакомый, который постоянно практикует разборы полетов и собирание “урожая опыта”, говорит, что может освоить любое дело быстрее, чем люди, которые долгие годы этим делом занимаются, имеют вроде бы специальное образование, но не дают себе труда остановиться и заново осознать ситуацию. Иной раз человек, не считая нужным дополнительно уделить осознанию произошедшего едва ли десятую часть того времени и тех усилий, которые он уже потратил, чтобы справиться с проблемой, теряет девять десятых опыта, который мог бы приобрести.
Автор — член Европейской ассоциации психотерапевтов (ЕАП)
|