Притирка, ближний бой, консенсус: этапы построения коллектива
			 
			Александр Гапоненко 
			
			Источник: Elitarium.ru
			Первый этап в жизни коллектива получил название «притирка». Люди, впервые объединяясь в группы, оказываются в ситуации, когда прежде всего им необходимо сориентироваться. В этот период люди скорее готовы к выполнению указаний и поручений, нежели к проявлению самостоятельности и инициативы; они стремятся скрыть свои чувства, пытаются быть рациональными, недостаточно прислушиваются друг к другу. На период «притирки» приходится несколько переходных фаз. 			
			Под этапами построения коллектива понимают периоды в его развитии, которые отличаются измененным (в фазе перехода) поведением людей по отношению друг к другу и к работе. Каждый этап начинается принятием людьми определенных принципов поведения и заканчивается выработкой более совершенных и эффективных, являющихся основой будущих изменений на новом этапе.
Фаза перехода — это момент освоения коллективом некоего качественного элемента изменений, например переход от поручения задания руководителем к самораспределению работы: от рассмотрения задачи руководителем к обсуждению ее коллективом. 
Первый этап в жизни коллектива получил название «притирка». Нетрудно заметить, что люди, впервые объединяясь в группы, оказываются в ситуации, когда прежде всего им необходимо сориентироваться. В этот период люди скорее готовы к выполнению указаний и поручений, нежели к проявлению самостоятельности и инициативы; они стремятся скрыть свои чувства, пытаются быть рациональными, недостаточно прислушиваются друг к другу. 
На период «притирки» приходится несколько переходных фаз: 
    - переход к пониманию и оценке новой производственной задачи; 
 
    - переход к новой оценке собственной компетенции как в профессиональной области, так и в области группового общения и т.п. 
 
 
На этом этапе руководитель является лидером коллектива. Именно от него сотрудники ждут распоряжений, выдвижения идей и целей, организации работы. Руководитель представляет собой образец, модель поведения для всего коллектива. В соответствии с этим строятся и его основные действия. 
Ориентируясь на задачу коллектива, руководитель: 
    - концентрирует внимание людей на совместном планировании и организации дела в ходе общих собраний и планерок; 
 
    - определяет цели, стимулирует распределение. 
 
 
Ориентируясь на поддержание личностей, руководитель: 
    - ведет наблюдение за каждым работником, оказывает ему помощь в поиске личного участия; 
 
    - выясняет степень личной озабоченности работника использованием или развитием его профессиональных способностей. 
 
 
Второй этап получил название «ближний бой». Здесь возрастает внимание работников к проблемам собственной группы и переживаемой ситуации. Члены группы узнают, кто имеет сходное восприятие и аналогичные позиции, сближаются между собой. Начинается критика существующих методов и правил работы, преодолеваются предубеждения, возникшие по отношению к определенным лицам, происходит столкновение мнений, возрастает критика форм и методов управления, коллектив начинает выдвигать и обсуждать новые решения, рассматривать пути возможного развития. 
Для этого этапа характерны следующие переходные фазы: 
    - усвоение необходимости для себя и требование от других демонстрации личных качеств, соответствующих концепции коллективной деятельности; 
 
    - несогласие со старой моделью руководства на основе указаний и поиск новой, более приемлемой для коллектива. 
 
 
На этом этапе, ориентируясь на задачу коллектива, руководитель: 
    - уточняет и поддерживает интересы людей на предпочитаемых ими ролях; 
 
    - направляет высокий конфликтный потенциал на корректирование дальнейших совместных действий коллектива. 
 
 
Ориентируясь на поддержание личностей, руководитель: 
    - управляет эмоциями людей, снижает уровень конфликтности; 
 
    - совместно с группой формулирует новые правила отношения к работе, стиль взаимоотношений. 
 
 
Третий этап — «консенсус». После того как группа на втором этапе решила межличностные проблемы, резко возрастает взаимное доверие сотрудников. Люди становятся открытыми, все больше согласия устанавливается в отношении целей работы и задач совместных действий, в конце концов происходит идентификация целей и задач членов группы с целями и задачами коллектива. Соперничество уступает место кооперации, споры — консенсусу. На этой стадии в коллективе формируется чувство «мы», которое высоко котируется его членами. 
Для этой стадии характерны следующие фазы перехода: 
    - от руководства на основе указаний к самоуправлению; 
 
    - от конфронтации к сотрудничеству. 
 
 
На этом этапе, ориентируясь на задачу коллектива, руководитель: 
    - ведет в режиме консенсуса принятие решений, выработку идей и планов дальнейшего развития; 
 
    - поддерживает самоорганизацию коллектива, а работу поручает методом делегирования. 
 
 
Ориентируясь на поддержание личностей, руководитель: 
    - поддерживает и укрепляет коллективный стиль отношений и сотрудничества; 
 
    - поддерживает и развивает обнаруживаемую готовность людей делиться идеями, поощряет конструктивную обратную связь и эмоциональную открытость. 
 
 
Четвертый этап — «зрелость коллектива». 
Теперь все работники выполняют работу качественно, проявляют заботу друг о друге, у них общие, коллективные цели и интересы. Все члены коллектива сближаются, проявляют внимание и привязанность друг к другу. Однако и на этом этапе коллектив может переживать ряд фаз перехода: 
    - к пониманию и идентификации своих личных взглядов и действий с целями и действиями всей организации или фирмы; 
 
    - к пониманию качества продукции как важнейшего фактора стиля и имиджа коллектива и в целом организации. 
 
 
На этом этапе, ориентируясь на задачу коллектива, руководитель: 
    - концентрирует внимание работников на качестве продукции; 
 
    - оценивает эффективность деятельности коллектива. 
 
 
Ориентируясь на поддержание личностей, руководитель: 
    - развивает потенциал работников; 
 
    - поддерживает готовность людей проявлять инициативу. 
 
 
Потенциально коллектив является наиболее гибким и компетентным инструментом, известным человечеству. Основные преимущества коллектива, обеспечивающие поддержку положительной стратегии его руководителя, — это комплексное управление, быстрое реагирование, высокая мотивация, высококачественные решения, коллективная сила. 
Кроме положительных проявлений коллективная деятельность может иногда сопровождаться и неприятными эффектами, которые руководитель должен предвидеть и быть готовым отличить действительно положительный дух коллектива от феномена группового единомыслия. К таким нежелательным эффектам коллективности относятся: иллюзия неуязвимости, стремление к устранению любых возможных возражений, негативное отношение к соперникам, сопровождающееся точкой зрения «мы» против «них», открытое давление на членов коллектива, иллюзия единодушия оценок собственной деятельности. 
В случае активного проявления этих феноменов воздействие руководителя должно быть направлено на поощрение в коллективе разномыслия, стимулирование критического отношения сотрудников к предлагаемым решениям, внимательное отношение к мнению меньшинства. 
Автор - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.  		
		
		
		
		
				 |