error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='8453',showed='1',date=NOW(),ip='13.59.95.170',sess='1sb8o4voaqkqpjrelff3p9mvq4',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=8453'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Премудрости финансового аутсорсинга | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Премудрости финансового аутсорсинга


Ольга Сизова
Источник: www.klerk.ru

Разве можно собственноручно передать в ведение чужой фирмы самое ценное и сокровенное, что есть у компании, – бухгалтерию и финансы? Как показывает практика, да. Причем это даже полезно. Многие отечественные холдинги уже осознали целесообразность данной процедуры и пользуются услугами сторонних организаций. И все же не стоит безоговорочно доверять удачному опыту компаний. Прежде чем принять решение о финансовом аутсорсинге, собственникам следует тщательно оценить эффективность будущего проекта.

Участники недавно прошедшей в Москве конференции «Аутсорсинг бизнес-процессов» уделили повышенное внимание особенностям процедуры передачи функций финансового отдела сторонним компаниям. Организатором мероприятия выступил Международный центр конференций «On Conference».

В большинстве случаев передача некоторых процессов на аутсорсинг позволяет оптимизировать рабочий процесс и сократить затраты организации. В то же время передавать полностью в ведение сторонней компании все задачи финансового департамента фирмы вовсе не обязательно, иногда бывает достаточно поручить ей выполнять лишь отдельные его функции. Помимо этого, предприятие может использовать следующую схему: создать собственный корпоративный центр обслуживания и передать ему всю ответственность по составлению отчетности и контролю финансовых потоков между фирмами, входящими в группу компаний. Попробуем разобраться, какие же технологии финансового аутсорсинга в настоящее время доступны компаниям, а какие пока вызывают сомнения у бизнес-сообщества.

Любишь торговаться, люби и отчетность составлять

Гиганты отечественной экономики уже в полной мере оценили привлекательность такого инструмента финансирования, как размещение ценных бумаг на фондовых рынках. Вскоре вслед за пионерами потянулись и другие организации. На сегодняшний день стало очевидным, что вполне осознанный интерес отечественных предприятий к IPO растет с невероятной скоростью. Компании понимают, что, пробившись на западные фондовые рынки, они смогут привлечь сравнительно недорогое финансирование. Первое, что предпринимают организации, планирующие в перспективе осуществить размещение акций, – вводят в компании учет по правилам МСФО. Западным инвесторам обычно не интересна отчетность, подготовленная в соответствии с РСБУ, поэтому им приходится тратить колоссальные усилия и материальные ресурсы на то, чтобы перейти от традиционного бухгалтерского и налогового учета к учету по правилам МСФО. Вот тут-то и возникают проблемы, которые компания подчас не может решить самостоятельно. Например, разные сроки сдачи отчетности по двум типам стандартов. Фирмы часто сталкиваются с тем, что на момент закрытия периода по МСФО некоторые документы еще не получены компанией. Отдельные понятия, предусмотренные в РСБУ, отсутствуют в западных стандартах финансовой отчетности, поэтому правильно перевести их на «иностранный манер» бывает непросто. Помимо прочего, фирме требуется рассчитывать резервы для целей МСФО, а определиться с методикой их формирования «новичку» достаточно проблематично. Вопрос же о том, как отражать в учете по МСФО данные российского учета по начислению и уплате налогов, можно назвать самым волнующим для отечественных бухгалтеров.

С больной головы – на здоровую

Чтобы не наделать ошибок в самом начале пути и грамотно провести трансформацию российского учета в учет по правилам МСФО, фирме лучше обратиться к профессионалам. Благодаря тому, что за дело возьмутся специалисты, фирма всегда сможет быть уверена в том, что ее отчетность понятна иностранным инвесторам и банкам. Кроме того, у организации появится возможность с наибольшей точностью сопоставить свои данные с показателями других компаний отрасли и провести более глубокий и разносторонний анализ текущей деятельности.

Преимущества передачи функций по трансформации отчетности сторонней организации или сопровождения учета профессионалами очевидны. В результате такого рода финансового аутсорсинга компания может:

  • снизить количество организационных вопросов, в том числе по:
    • подбору сотрудников,
    • обучению,
    • созданию рабочих мест,
    • внедрению системы контроля за последними изменениями в учете;
  • сократить затраты, связанные с организацией отдела по ведению учета МСФО внутри предприятия;
  • привлечь высококвалифицированный персонал.

Не стоит, однако, забывать, что видимая необходимость аутсорсинга не может являться определяющим фактором при принятии решения о передаче бизнес-процессов в ведение сторонней организации. В первую очередь компании следует оценить финансовую эффективность аутсорсинговых проектов. По мнению Алексея Росфельдта, директора департамента рисков компании ISG, можно выделить несколько этапов, предшествующих принятию решения о передаче функции на аутсорсинг:

  1. анализ собственных возможностей компании;
  2. анализ возможностей потенциальных компаний-аутсорсеров;
  3. анализ и оценка рисков, расчет экономической эффективности проекта.

Только проведя подобные мероприятия, можно будет говорить о целесообразности аутсорсинга в конкретной компании.

Спрос рождает предложение

О том, на какого рода услуги в области трансформации отчетности и ведения учета по МСФО может рассчитывать предприятие, рассказала Елена Смирнова, менеджер департамента налогообложения и права компании Deloitte.

В настоящее время на рынке финансового аутсорсинга организации могут приобрести следующие услуги:

  • Разработку методологии трансформации учета по РСБУ в соответствии с международными стандартами, в том числе и разработку программного обеспечения.
  • Ведение учета МСФО на периодической основе.
  • Консолидацию составления отчетных форм.
  • Подготовку примечаний.
  • Расчет отложенных налогов.
  • Организацию тренингов в области подготовки и проведения трансформации.

Безусловно, у финансового аутсорсинга, как и у любой технологии управления, есть некоторые недостатки. Так, в организации документооборота из-за удаленности аутсорсера возникают затруднения. Однако практика показывает, что подобная проблема успешно преодолевается. В частности, для решения вопроса с документооборотом аутсорсер может проводить все работы на территории клиента. Необходимость раскрыть все карты перед сторонней фирмой нередко настораживает компании. Чтобы избавиться от подобных опасений, фирме необходимо тщательно выбирать аутсорсера, ориентируясь на его деловую репутацию и гарантии конфиденциальности, которые он предлагает. Ведь недостаток доверия в дальнейшем может помешать совместной работе партнеров.

«Чужой» среди своих

Помимо трудностей трансформации российского учета в учет по правилам МСФО, крупные предприятия с большим числом дочерних фирм также сталкиваются с проблемами при управлении финансовыми потоками и получении актуальной информации и отчетности. Для их решения можно создать специальную бизнес-единицу, которая будет оперативно генерировать данные по всем дочерним фирмам и передавать их в головную компанию. Формирование подобной организации можно считать еще одним вариантом финансового аутсорсинга. Особенностям процедуры создания корпоративного центра обслуживания в крупном холдинге был посвящен доклад Елены Панковой, директора отдела управленческого и операционного консультирования компании Deloitte. По ее словам, такая организация представляет собой самостоятельную бизнес-единицу, которая оказывает услуги в основном внутренним предприятиям группы компаний. Фирма работает на контрактной основе, выставляет счета за предоставление услуг и регулярно отчитывается перед их потребителями. Данная форма финансового аутсорсинга позволяет компании:

  • стандартизировать процессы и системы;
  • повысить уровень автоматизации;
  • увеличить эффективность труда;
  • снизить затраты на обслуживающий персонал и инфраструктуру;
  • улучшить систему контроля на уровне всей компании;
  • повысить качество обслуживания клиентов;
  • эффективно интегрировать вновь купленный бизнес;
  • найти оптимальный баланс между использованием внутренних ресурсов и аутсорсингом.

Особое внимание Елена Панкова уделила вопросам организации и внедрения новой бизнес-единицы. В частности, она отметила, что процесс организации корпоративного центра обслуживания предполагает разработку компонентов, без которых «внутренний» аутсорсер не сможет эффективно функционировать.

Докладчица обратила внимание присутствующих на то, что внедрение корпоративного центра обслуживания – это долгосрочное стратегическое решение, и его нельзя рассматривать как краткосрочную тактику сокращения затрат. Для того чтобы проект был успешным, необходимо обеспечивать регулярный, последовательный обмен данными между всеми участниками на каждом этапе внедрения. Поскольку новая структура станет своего рода центром пересечения всех финансовых потоков, для построения единой платформы и интегрированной системы следует осуществлять серьезные инвестиции в IT. Прежде чем заняться реализацией проекта и выбрать оптимальную концепцию перехода к работе с корпоративным центром обслуживания, компании необходимо тщательно проанализировать риски и преимущества каждого рассматриваемого подхода.

Будет и на нашей улице... корпоративный центр обслуживания

Тема создания корпоративного центра обслуживания вызвала повышенный интерес у присутствующих. В частности, Наталия Лем, начальник департамента бухгалтерского учета бухгалтерской службы ОАО «РЖД», поинтересовалась, существуют ли успешные примеры создания отечественными предприятиями корпоративных центров обслуживания в России. Оказалось, что пока еще не сложилась практика, на которую можно было бы с уверенностью ориентироваться. Между участниками конференции завязалась дискуссия. В ходе обсуждения выяснилось, что создание корпоративного центра обслуживания в условиях российской реальности – задача очень непростая, в основном это связано с некоторыми положениями законодательства. Ведь буквально на первых этапах реализации проекта компания сталкивается с трудностями при распределении центров ответственности между головной компанией и создаваемым аутсорсером, организации документооборота дочерних фирм с новой структурой, а также при налогообложении. В итоге участники пришли к выводу, что значимость подобного варианта финансового аутсорсинга, безусловно, высока, однако, прежде чем принимать решение о его использовании, следует тщательно согласовать все спорные вопросы с юристами и налоговыми инспекторами. Очевидно, что успешно применяемые на Западе концепции подобных проектов не вполне подходят для реализации в России и требуют доработки в соответствии с отечественным законодательством. Можно предположить, что в связи с укрупнением российского бизнеса интерес к данной теме в дальнейшем будет только расти. Вероятно, тогда появятся более конкретные ответы на спорные вопросы.

По материалам журнала "Консультант"

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru