Поиск места: на кого ставить?
Ирина Локтионова
Источник: Карьера
При всем кажущемся разнообразии потенциальных работодателей их можно условно разделить на две категории – российские и иностранные. С первыми стоит иметь дело только в тех случаях, когда вы являетесь близким другом или
При всем кажущемся разнообразии потенциальных работодателей их можно условно разделить на две категории – российские и иностранные. С первыми стоит иметь дело только в тех случаях, когда вы являетесь близким другом или родственником руководителя.
Вариант с родственными связями надежнее по известным причинам: они не могут исчезнуть, пока живы их носители. Нарушив это правило и ввязавшись в процесс собеседований в компании, с которой вас не связывает ничего, кроме объявления в газете, вы рискуете на собственном опыте понять следующее:
а) никому (особенно службе безопасности) даже не приходит в голову, что вы хотите получить работу просто потому, что надо зарабатывать деньги. Проверив ваши родственные связи до седьмого колена, представители администрации все равно останутся при своем мнении: вы стараетесь попасть к ним в компанию исключительно для выведывания коммерческих секретов и передачи их конкурентам. Любопытно, что согласно криминальной хронике большую часть экономических преступлений внутри компании организуют «свои»;
б) традиционная непрозрачность российского бизнеса особенно отражается на работниках экономических служб. Поиски главного бухгалтера очень часто и быстро превращаются в театр абсурда. Руководитель непременно хочет, чтобы новый главбух был найден через знакомых. Иногда цепь поиска бывает настолько сложной и запутанной, что теряется ее исходный принцип. И вновь обретенный бухгалтер с таким же успехом мог быть найден в ближайшей налоговой инспекции в период подачи квартального баланса. Новичок, в свою очередь, во время предварительных переговоров может только догадываться, в каком состоянии находятся дела, тоскливо полагая, что ему придется заниматься не только текущей работой, но и восстановлением документов за прошлые периоды;
в) если вы специалист по продажам, потенциальных работодателей интересует не умение продавать, как это бывает в иностранных компаниях, а так называемая клиентская база. И тот очевидный факт, что человек, умеющий продавать, достаточно легко переключается с одного вида товара или услуги на другой, оставляет российского работодателя совершенно равнодушным. Работник может перестать быть интересным работодателю сразу после того, как активизирует связи с известными ранее ему заказчиками;
г) отечественного работодателя характеризует также умение туманно описывать условия оплаты. Формулировки типа «Начинайте работать, а там посмотрим», указание оклада в виде так называемой «вилки»: $300-400, $700- 800 (будто при таком уровне оплаты труда разница в $100 в месяц может казаться несущественной) - это то, что ждет вас вначале. Продолжением, как правило, бывает невыполнение даже того минимума, который можно было уловить при устной договоренности. Письменные договоренности почти не практикуются. Безусловно, существуют российские компании, где все по-другому, но это те самые исключения, которые подтверждают правило. А что же иностранцы? Так ли они хороши со своей пресловутой корпоративной культурой, набившим оскомину социальным пакетом и подчас возведенным в абсолют процессом подбора персонала? К слову сказать, если собираетесь работать в иностранной компании, привыкайте пересыпать свою речь следующими словами - позиционирование, аутсорсинг, рекрутинг, программер (с ударением на первом слоге), мерчендайзер, супервайзер и т.п. Иногда этого достаточно, чтобы доказать знание английского.
Западные компании, как правило, отличает следующее:
1) отработанные технологии ведения бизнеса;
2) относительно высокий доход работников, включающий не только зарплату;
3) возможность прийти, что называется, «с улицы» и делать карьеру, полагаясь только на себя.
Ради этого, пожалуй, стоит постараться. Возможны два варианта. Если компания небольшая, ваше резюме может попасть сразу в руки начальника соответствующего отдела. В этом случае вас ждет беседа на профессиональные темы и возможность доказать свою квалификацию специалисту. Хуже, если в компании есть служба персонала (не ждите, что она состоит сплошь из дипломированных психологов): вы встретитесь с менеджером по персоналу, задача которого оценить ваше соответствие высоким требованиям, предъявляемым компанией к смельчакам, возомнившим себя кандидатами на вакантные должности. Самые опасные (их большинство) - особы женского пола с административно-лингвистическим прошлым. Уж они-то по полной программе испытают на беззащитном кандидате все методы, освоенные за неделю корпоративного тренинга (тоже хорошее слово) в головном офисе богатой и знаменитой компании Quadro Pouck LLC или Quadro Pouck Gmbh, которой подчиняется московский офис «Квадро Пук АО».
Будут письменные тесты о том, как из одной трубы вливается, а из другой выливается, единые для всех кандидатов и для всех вакансий. Будут так называемые психологические тесты, результаты которых никто не сможет вам объяснить ни сразу, ни потом, когда вы станете работником компании. Будут обязательные вопросы о сильных и слабых сторонах кандидата. От вас менеджер по персоналу ждет ответной любезности - вопросов, предусмотренных сценарием классического собеседования. Первый из них - вопрос о перспективах компании и специалиста, который займет вакантную должность. Задавать его нужно так, чтобы собеседник верил, что вы считаете этот вопрос имеющим смысл. Если вы все это проделаете, менеджер по персоналу посчитает вас милейшим человеком и с чистой совестью отправит на следующий этап.
Ирина Локтионова, генеральный директор агентства CV Database
|