error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT INTO steps set id_session='ouikoaidkpjgm2phuhmk44abo4', id_user='', date=NOW(), id_rubric='5', url='/publications/?view=8266', ip='18.191.218.187'; Duplicate entry '1065488' for key 'PRIMARY' (1062)
error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='8266',showed='1',date=NOW(),ip='18.191.218.187',sess='ouikoaidkpjgm2phuhmk44abo4',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=8266'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Деловая беседа: подготовка, планирование и структура | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Деловая беседа: подготовка, планирование и структура


Игорь Кузнецов
Источник: Elitarium.ru

Структура деловой беседы состоит из пяти фаз: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника и принятие решений. В отношении любого выступления или любой беседы действуют десять общих правил, соблюдение которых сделает ваши переговоры если не совершенными, то по крайней мере корректными.

Деловая беседа — это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.

В современной трактовке деловые беседы означают устный контакт между партнерами (собеседниками), которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для их проведения и разрешения конкретных проблем.

Основные функции деловой беседы:

  1. Начало перспективных мероприятий и процессов
  2. Контроль и координирование уже начатых мероприятий и процессов
  3. Обмен информацией
  4. Взаимное общение работников из одной сферы деятельности
  5. Поддержание деловых контактов
  6. Поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов
  7. Стимулирование движения творческой мысли в новых направлениях.

Подготовка к беседе

Включает:

1. Планирование:

  • предварительный анализ участников и ситуации;
  • инициатива проведения беседы и определение ее задач;
  • определение стратегии и тактики;
  • подробный план подготовки к беседе.

2. Оперативная подготовка:

  • сбор материалов;
  • отбор и систематизация материалов;
  • обдумывание и компоновка материалов;
  • рабочий план;
  • разработка основной части беседы;
  • начало и окончание беседы.

3. Редактирование:

  • контроль (т.е. проверка проделанной работы);
  • придание окончательной формы беседы.

4. Тренировка:

  • мысленная репетиция;
  • устная репетиция;
  • репетиция беседы в форме диалога с собеседником.

Планирование беседы сводится к следующим действиям:

  • составление и проверка прогноза деловой беседы;
  • установление основных, перспективных задач беседы;
  • поиски подходящих путей для решения этих задач (стратегии);
  • анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана беседы;
  • определение и разработка среднесрочных и краткосрочных задач беседы, их взаимосвязи и очередности;
  • разработка мероприятий для реализации указанных задач (разработка программы работы, плана по отдельным элементам беседы) и др.

Структура деловой беседы

Состоит из 5 фаз:

  1. Начало беседы.
  2. Передача информации.
  3. Аргументирование.
  4. Опровержение доводов собеседника.
  5. Принятие решений.

В отношении любого выступления, любой беседы действуют 10 общих правил, соблюдение которых сделает ваше выступление, если не совершенным, то по крайней мере корректным:

  1. Профессиональные знания.
  2. Ясность.
  3. Надежность.
  4. Постоянная направленность.
  5. Ритм.
  6. Повторение.
  7. Элемент внезапности.
  8. «Насыщенность» рассуждений.
  9. Рамки передачи информации.
  10. Определенная доза юмора и даже, в какой-то мере, иронии.

К перечисленным правилам можно добавить следующие основные черты живой речи:

  • в любой деловой беседе ценны содержание и техника изложения;
  • следует ограничиваться фактами и подробностями в беседе рассуждениями по теме;
  • беседу лучше планировать с различными возможными вариантами;
  • необходимо иногда повторять и делать выводы из сказанного;
  • следует обращаться непосредственно к собеседнику, учитывая, что личное влияние в деловых отношениях имеет большое значение.

Фаза I. Начало беседы

Задачи:

  • установление контакта с собеседником;
  • создание приятной атмосферы для беседы;
  • привлечение внимания;
  • побуждение интереса к беседе;
  • «перехват» инициативы.

Приемы начала беседы:

  1. Метод снятия напряжения — позволяет установить тесный контакт с собеседником.
  2. Метод «зацепки» — позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для проведения запланированной беседы.
  3. Метод стимулирования игры воображения — предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.
  4. Метод прямого подхода — означает непосредственный переход к делу, без выступления.

Правильное начало беседы предполагает:

  • точное описание целей беседы;
  • взаимное представление собеседников;
  • название темы;
  • представление лица, ведущего беседу;
  • объявление последовательности рассмотрения вопросов.

На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником:

  • а) ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
  • б) обращение к собеседникам по имени и отчеству;
  • в) соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица);
  • г) проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам;
  • е) обращение за ответом и т.п.

Фаза II. Передача информации

Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач:

  • сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;
  • выявление мотивов и целей собеседника;
  • передача запланированной информации;
  • анализ и проверка позиции собеседника.

5 основных групп вопросов:

1. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Какова цель вопросов такого типа? Получить от собеседника обоснованные аргументы для ожидаемого от него же ответа.

2. Открытые вопросы — это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения («Каково Ваше мнение по данному вопросу?», «Почему Вы считаете принятые меры недостаточными?»).

3. Риторические вопросы — на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель — вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы и обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения («Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»).

4. Переломные вопросы — удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают целый комплекс новых проблем. («Как Вы представляете себе структуру и распределение...?»).

5. Вопросы для обдумывания — вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано («Правильно ли я понял Ваше сообщение о том, что...?, «Считаете ли Вы, что...?).

 

 

Фаза III. Аргументация

Мелочи, имеющие иногда решающее значение:

1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.

2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента собеседника.

3. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику, т.к. это, особенно при длительных контактах, окажется для вас же намного выгоднее:

  • всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для вас неблагоприятные последствия;
  • продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты собеседниками;
  • избегать пустых фраз.

4. Приспособить аргументы к личности вашего собеседника:

  • направлять аргументацию на цели и мотивы собеседника;
  • избегать простого перечисления фактов;
  • употреблять терминологию, понятную вашему собеседнику.

5. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.

6. Попытаться как можно нагляднее изложить собеседнику свои доказательства, идеи и соображения.

Дня построения аргументации в нашем арсенале имеются 12 риторических методов аргументирования:

  1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к собеседнику.
  2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против.
  3. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частых выводов приведет вас к желаемому выводу.
  4. Метод сравнения.
  5. Метод «да..., но».
  6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения».
  7. Метод «бумеранга».
  8. Метод игнорирования.
  9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигает на первый план то, что его устраивает.
  10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела.
  11. Метод опроса. Основан на том, что вопросы задаются заранее.
  12. Метод видимой поддержки.

Двенадцать спекулятивных методов аргументации:

  1. Техника преувеличения.
  2. Техника анекдота.
  3. Техника использования авторитета.
  4. Техника дискредитации собеседника. Основывается на правиле: если я не смогу опровергнуть существо вопроса, тогда по меньшей мере нужно поставить под сомнение личность собеседника.
  5. Техника изоляции основана на «выдергивании» отдельных фраз из выступления, их изоляции и преподнесении в урезанном виде с тем, чтобы они имели значение, противоположное первоначальному.
  6. Техника изменения направления заключается в том, что собеседник не атакует ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который по существу не имеет отношения к предмету дискуссии.
  7. Техника вытеснения — собеседник в действительности не переходит к какой-то одной, точно определенной проблеме, преувеличивает второстепенные проблемы, взятые из вашего выступления.
  8. Техника введения в заблуждение, основывается на сообщении путаной информации, слов, которыми вас забрасывает собеседник.
  9. Техника отсрочки. Ее целью является создание препятствий для ведения дискуссии или ее затягивание.
  10. Техника апелляции. Представляет собой особо опасную форму «вытеснения» процесса рассуждений (собеседник взывает к сочувствию).
  11. Техника искажения.
  12. Техника вопросов-капканов. Включает 4 группы:
  • повторение;
  • вымогательство;
  • альтернатива;
  • контрвопросы.

Фаза IV. Опровержение доводов собеседника (нейтрализация замечаний собеседника)

Цели:

  • убедительность изложения;
  • надежность изложения;
  • развеивание сомнений;
  • мотивы сопротивления и точка зрения.

Почему возникают замечания?

  • защитная реакция;
  • разыгрывание роли;
  • другой подход;
  • несогласие;
  • тактические раздумья.

Какова логическая структура опровержения замечаний?

  • анализ замечаний;
  • обнаружение настоящей причины;
  • выбор тактики;
  • выбор метода;
  • оперативное опровержение замечаний.

Какие приемы применяются для нейтрализации (опровержения)?

  • ссылки, цитаты;
  • «бумеранг»;
  • одобрение + уточнение;
  • переформулировка;
  • целевое согласие;
  • «эластичная оборона»;
  • метод опроса;
  • «да..., но...?»
  • предупреждение;
  • доказательство бессмысленности;
  • отсрочка.

Как обращаться с замечаниями при нейтрализации?

  • локализация;
  • тон ответа;
  • открытое противоречие;
  • уважение;
  • признание правоты;
  • воздержанность в личных оценках;
  • краткость ответа;
  • недопущение превосходства.

Фаза V. Принятие решения

Цели:

  • подытоживание аргументов, призванных и одобренных вашим собеседником;
  • нейтрализация негативных моментов в заключении;
  • закрепление и подтверждение того, что достигнуто;
  • наведение мостов для следующей беседы.

Несколько общих советов в связи с окончанием беседы:

  • Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашей целью.
  • Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник.
  • Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.
  • Пользуйтесь достоверными аргументами, так как лучше, если собеседник примет решение сейчас, чем потом.
  • Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит «нет».
  • Не сдавайтесь на милость собеседника до тех пор, пока не попробуете все известные методы форсирования.
  • Следите за поведением собеседника, чтобы вовремя понять, что беседа подходит к концу. Закончите беседу в нужный момент.
  • Достигнув цели, прощайтесь с собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите собеседника, поздравьте его с разумным решением.

Автор - имидж-консультант, автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru