Ты мне друг - или начальник?
Анастасия Иванова
Источник: Элитный персонал
Могут ли руководитель и подчиненный быть закадычными приятелями? Казалось бы, суровые законы «офисных джунглей» плохо согласуются с такими «краеугольными камнями» дружбы, как равенство, доверие и бескорыстная поддержка. Однако жизнь богаче теории. Многие боссы действительно дружат со своими сотрудниками. И нельзя сказать однозначно: плохо это или хорошо.
Елена получила приглашение на вакансию аналитика в отдел маркетинга от представительства российско-итальянской фирмы. Собеседование должен был проводить директор департамента. Им оказалась молодая женщина по имени Вера, всего на пару лет старше самой Елены. Между девушками сразу же возникла симпатия, особенно, когда выяснилось, что обе они учились в одном и том же вузе, даже на одном факультете, но на разных курсах. Их деловые приоритеты и взгляд на маркетинговую политику предприятия тоже совпадали. Елена получила место и впридачу - расположение начальницы. Поначалу Вера держала дистанцию, но совместная работа над сложным проектом и взаимная поддержка при преодолении "подводных камней" бизнеса способствовали возникновению дружбы.
К перспективам подобных отношений большинство менеджеров относится скептически. И это неудивительно! "Само понятие "дружбы" в значительной степени философское, - считает Светлана ДОРОФЕЕВА, генеральный директор УК "Базис-Инвест". - На мой взгляд, оно предполагает большую открытость, нежели можно позволить на работе. Поэтому у меня с подчиненными партнерские отношения, которые основаны на взаимной поддержке".
Есть и другой нюанс. По мнению Анастасии ЗАСЛАВСКОЙ, менеджера по корпоративным связям компании Кraft Foods, руководитель в этой ситуации теряет свой авторитет в глазах подчиненного. Кроме того, дружеским отношениям всегда будет что-то мешать. Например, разница в зарплате (один может себе позволить то, что недоступно другому), уровень доступа к информации компании, карьерные устремления подчиненного и т.д. И с этим трудно поспорить.
Конечно, встречаются исключения из правил. Обычно они связаны с тем, что в определенный момент карьера сотрудника, с которым подружился босс, складывается по новому сценарию - в результате перехода в другую организацию или в параллельное подразделение. К слову, Вера и Елена дружат до сих пор, но они давно уже перестали быть начальницей и подчиненной.
Если друг оказался вдруг…
Такой "расклад" встречается значительно чаще. Например, сотрудники одного ранга близко общаются, а через некоторое время один из них получает повышение. Или человек, уже обладающий полномочиями менеджера, нанимает на работу приятеля.
Давний друг Максима Белоусова, который знал его еще со школьной скамьи и был в курсе его интересов и увлечений, предложил создать и возглавить подразделение "Москва Harley-Davidson" в рамках компании "Меркюри". Максим не был единственным кандидатом на должность управляющего, но именно он успешно прошел все этапами конкурсного отбора. Уже 3 года он работает под началом старинного приятеля, но сам старается не брать на работу родственников и друзей. "Просто от близких людей сложнее что-либо требовать, чем от остальных подчиненных, - объясняет г-н Белоусов. - К сожалению, не все это способны понять. Но мы с Ильей смогли выстроить деловые отношения, не разрушив дружеские. Я четко понимаю, что не могу его подвести".
Если вы тоже оказались подчиненным своего товарища, не расслабляйтесь. Одновременно это и кредит доверия, и серьезное испытание для дружбы. Но игра стоит свеч! В бизнесе есть немало примеров, когда дружеский тандем начальника и сотрудника помогал им обоим достичь вершин успеха.
"Когда мои друзья со мной"
Несмотря на все ограничения и аргументы "против", присутствие товарища в офисе дает руководителю немало бонусов.
• "Защищенный тыл" - это особенно важно в условиях кризиса или при работе над ответственным проектом. От друзей обычно ждут поддержки и охотнее прислушиваются к их идеям при решении трудной задачи.
• Возможность обсудить конфиденциальную или негативную информацию без риска ее утечки. При этом проводить обсуждение можно и в нерабочее время. Приятель, в отличие от рядового подчиненного, с пониманием отнесется к деловому звонку в три часа ночи или в разгар выходного дня.
• Правдивые отчеты. Друзья обычно не боятся говорить правду, даже если она горькая. В результате начальник обладает точной информацией о положении дел в команде или на определенном рабочем направлении.
• Посредническая миссия. Товарищ начальника по определению является его "глазами и ушами". В этом есть и позитивная, и негативная сторона. Именно друг-подчиненный становится идеальным "передаточным звеном", способным в наиболее адекватной форме донести до остальных сотрудников нужные сведения. И получить честную обратную связь.
Легко ли быть фаворитом
Спору нет, большинству сотрудников среднего звена приятно козырнуть своим положением "государева любимца". И в то же время для подчиненного дружба с руководителем всегда будет положением меж двух огней.
• Мнение других сотрудников. Приятельские отношения с начальником неизбежно вызывают подозрения в "кумовстве" и протекционизме. Причем все шишки валятся, естественно, на подчиненного. Все поступки "фаворита" рассматриваются под микроскопом и судятся куда строже, чем действия тех, кто не отмечен особым благоволением.
• "Дружеские" манипуляции. Неприятно, но факт - "старая дружба" нередко становится оправданием для подчиненного, работающего спустя рукава или позволяющего себе опаздывать. Но и начальники не остаются в долгу. Приятеля без особых угрызений совести просят поработать сверхурочно. А когда тот намекает на повышение зарплыты, шеф отвечает: "Войди в мое положение, ты же знаешь, какая у нас ситуация с финансами..."
* Вопросы этики. Доступ к конфиденциальной информации "на правах друга" тоже имеет оборотную сторону для подчиненного. Узнав об организационном кризисе, недоразумениях с налоговой инспекцией, затяжных финансовых проблемах придется сделать нелегкий выбор - остаться и помогать товарищу или думать о собственном благополучии и подыскивать себе другое место. К тому же в такой ситуации придется скрывать неприятную правду от коллег своего ранга.
Как сохранить дружбу
Дружба бывает очень полезна бизнесу, если вырастает из совместных деловых интересов. Но как бы тесно ни общались люди на личностном уровне, отношения "начальник-подчиненный" имеют специфику, которую нельзя сбрасывать со счетов. Всегда есть риск, что один из них проявит себя как "тиран и деспот", а второй - как "предатель". Выяснение отношений, взаимные обиды и претензии становятся достоянием всего коллектива... В результате страдает и общее дело, и дружба. Но прогноз может быть и оптимистичным, если в "рабочей дружбе" следовать главному правилу - четко разделять личные и деловые интересы. Для подчиненного этого означает, что не стоит заходить в кабинет босса, чтобы обсудить совместный пикник. Необходимо держать ту же дистанцию, что и остальные сотрудники. А руководителю не следует выделять заслуги друга за счет остальных коллег. Конечно, коллектив, как "большой брат", знает все. Но не стоит лишний раз демонстрировать, что вы друг с другом "на ты". Поэтому, если вы не уверены в том, что сможете проявить необходимый такт и соблюсти вышеназванные ограничения, лучше не рисковать и работать с друзьями в разных местах.
АНАСТАСИЯ ИВАНОВА
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Андрей ИЛИОПУЛО, президент корпорации "Эконика":
- В отношениях с коллегами и подчиненными я придерживаюсь разумного баланса. Стараюсь видеть в каждом сотруднике не должность, а личность. У нас в компании есть ветераны, которые проработали 15 лет. Конечно, за эти годы с некоторыми из них сложились дружеские отношения. И в этом нет ничего плохого. Мне близка такая модель управления, когда в коллективе создается семейная атмосфера и появляется возможность неформальных отношений между руководителями и сотрудниками. Но не следует забывать, что искусство подобных взаимоотношений как раз состоит в умении найти компромисс между личным и рабочим, адекватно воспринимать критику и работать на общий результат.
Мне кажется, что главное в отношениях с подчиненными - быть самим собой. Если коллеги видят, что руководитель неискренен даже в мелочах, то с недоверием отнесутся к нему и в остальном. Именно честность в отношениях с коллективом позволяет свободно и творчески подходить к своему делу.
Я за демократичное и дружелюбное общение, но когда нарушаются принципы ведения бизнеса, игнорируются корпоративные ценности или не выполняются поставленные задачи, то дружеские отношения не должны мешать руководителю проявлять жесткость. Ведь именно он несет ответственность за принятые решения.
- В марте 2006 года фонд "Общественное мнение" провел опрос на тему "Могут ли дружить начальник и подчиненный?" 65% респондентов уверены, что такие отношения возможны, 25% считают, что работа и дружба несовместимы, а 9% затруднились дать точный ответ. При этом мужчины чаще верят в дружбу на работе - 72%. Среди женщин допускают возможность таких отношений всего 60%.
Что касается возрастного распределения, то больше всего оптимистов в категории молодежи (до 35 лет) - положительный ответ дали 67%.
/По данным социологического портала www.socio.rin.ru/
Комментирует эксперт номера
Марала ЧАРЫЕВА,
генеральный директор компании "Росинтер Ресторантс":
У каждого человека есть свой опыт дружбы на работе. На заре карьеры у меня была попытка пригласить мою очень близкую подругу на пост главного бухгалтера в компанию, где я была первым лицом. Этот период я вспоминаю как очень сложный в своей трудовой деятельности. Во-первых, потому что отношения первого лица и главного бухгалтера - это всегда конфликт интересов. Во-вторых, если для вас как для руководителя нет разницы при дистрибуции управленческих решений и требований среди коллектива ,то для ваших близких все совсем иначе. Вам постоянно приходится испытывать неловкость за свою требовательность, за бесконечные объемы работ, которыми вы "заваливаете" сотрудников. Накапливается непонимание, претензии, обиды и пр., все это в конце концов вносит коррективы в вашу дружбу, вы уже не так близки, не так искренни, не так открыты, вы отдаляетесь друг от друга. И вот уже кроме работы вас ничего не связывает...
Эта история многому меня научила. На работе наиболее комфортный режим работы - атмосфера взаимного единения вокруг ценностей компании, планов и целей, которые необходимо достичь. Профессиональные интересы, взаимоуважение, поддержка и терпение, терпение и терпение - вот, пожалуй, базовые принципы работы больших коллективов с матричной структурой при горизонтальных и вертикальных коммуникациях.
|