Как может выглядеть страшный сон человека, ищущего работу? Ваш перспективный работодатель, прочитав резюме и радостно потирая ручки, загоняет ваше имя в Яndex или Google, и через секунду на первом месте списка появляется ссылка на сайт Krovatka.ru, где под вашим именем и фамилией заведен фотоальбом под названием «Фоточки наших развлечений с друзьями в сауне». Дальше – пробуждение в холодном поту, и обязательный бег к компьютеру: «А что, на самом деле Яndex выдает мое имя?»
Кадр из фильма «Матрица 2: Перезагрузка» (The Matrix Reloaded), режиссеры Энди и Ларри Вачовски (Andy & Larry Wachowski), 2003 г.
Как может выглядеть страшный сон человека, ищущего работу? Вот вам вариант, который для кого-то наверняка окажется пострашнее Стивена Кинга или Лавкрафта. Для начала вполне реальная сцена, обстановка современного офиса. Ваш перспективный работодатель, прочитав резюме и радостно потирая ручки, загоняет ваше имя в Яndex или Google, и через секунду на первом месте списка появляется ссылка на сайт Krovatka.ru, где под вашим именем и фамилией заведен фотоальбом под названием «Фоточки наших развлечений с друзьями в сауне». Дальше – пробуждение в холодном поту, и обязательный бег к компьютеру: «А что, на самом деле Яndex выдает мое имя?»
У каждого теперь есть сетевое «я», и, если мы не научимся им управлять, то в какой-то момент сетевой двойник начнет управлять нами.
Разумеется, появление на порносайте человека вообще с каким-либо именем и фамилией, тем более с вашими, – маловероятно. Такое может стать только результатом чьего-то злого умысла. Например, кто-то из ваших «заклятых друзей» решил подшутить, оставив под вашим именем кучу фотографий эротического содержания или комментов. Но даже если так и есть, и вы ни в чем не виноваты, – попадись якобы ваши фотографии или специфические комментарии на глаза работодателю – у вас вряд ли будет возможность сообщить ему, что на самом деле это не вы. Скорее всего, ваше резюме отправят в корзину немедленно, а звонки от вас будут направлять в службу охраны. Ничего не поделаешь: сотрудники с порнографическим прошлым нашим компаниям, как правило, не нужны.
Дело, конечно, не только во фривольных «фоточках» и личных дневниках. Сетевой имидж человека – довольно сложная конструкция, у которой много элементов разной степени открытости. Легко доступная информация в поисковике – это только верхушка айсберга. Еще есть личные блоги, например «ЖЖ», где автор, как правило, скрывается за псевдонимом, но может быть довольно легко идентифицирован при помощи перекрестных ссылок, личных электронных посланий и любого мало-мальски подробного исследования его сетевой активности. Есть дополнительные формы поиска по e-mail или номеру ICQ, контекстный поиск и множество других действий, позволяющих при желании узнать о любом из нас много интересного. Делаем вывод: у каждого теперь есть сетевое «я», и, если мы не научимся им управлять, то в какой-то момент сетевой двойник начнет управлять нами. Попробуем разобраться, из чего складывается сетевой имидж, и как его конструировать.
Маргарита Бабурина, директор по персоналу компании «Московские окна», пока не использует интернет в качестве массового средства проверки кандидатов. Тем не менее, несколько лет назад в компании был случай, когда именно информация из интернет-поисковика решила судьбу кандидата на довольно важную вакансию. Маргарита Батурина рассказывает, что несколько лет назад эйчар-отдел рассматривал претендентов на одну из руководящих позиций в сфере продаж. Один из основных соискателей по многим параметрам подходил компании, однако менеджера по персоналу смутила некоторая сбивчивость его рассказа о предыдущих местах работы. Загнав его имя в поисковик, сотрудники эйчар-отдела сразу попали на рассылку, в которой предыдущий работодатель предупреждал о скандальной истории, связанной с уходом этого человека из компании. Затем информация подтвердилась и по другим источникам, хотя сами события произошли довольно давно, и, если бы не Интернет, об этом вряд ли стало бы известно. Разумеется, претендент был вынужден попрощаться с «Московскими окнами».
Чего не любят работодатели?
Вообще, появлению у каждого из нас «сетевой идентичности» можно было бы только радоваться. Сегодня на долю рядового человека может выпасть такая порция паблисити, которая в прошлом была достоянием только узкой группы звезд. Помните рассказ Чехова, где счастливый герой рассказывает всем, что его имя попало в газеты? Потом, правда, оказывается, что содержание заметки таково: «Митя Кулдаров в пьяном виде попал под лошадь». Сто лет назад даже такая «известность» была явлением редким и через короткое время практически бесследно исчезала. Во всяком случае, на карьеру и трудоустройство наемного работника это могло повлиять разве что в том случае, если работодатель вдруг решил провести несколько дней в местной библиотеке и просмотреть всю газетную хронику происшествий за последние 10 лет.
А вот если в наше время вы на закрытой корпоративной вечеринке, ну, например, в пьяном виде плюнули в лицо старшему партнеру компании (кстати, реально известный мне случай – с кем не бывает?), можете не удивляться, если именно это событие помешает вашему успешному трудоустройству даже спустя много лет. «Добрые люди» опишут произошедшее в своих «ЖЖ» и корпоративных блогах, сопроводят «фоточками» и иллюстрациями, и память об этом случае еще долго не изгладится из виртуального пространства. Итак, нам уже страшно, мы уже поняли, что Большой Брат в виде Интернета теперь следит за каждым из нас.
Попробуем ответить на вопрос, чего больше всего не любят работодатели? С этой целью обратимся к данным исследования американского ресурса ExecuNet «Dealing with Your Digital Dirt»:
1) «Странные особенности поведения». К примеру, те самые фотографии эротического содержания. Или слишком много фотографий с алкоголем. Или принадлежность к наиболее радикальным течениям субкультуры. Или даже «темное» политическое прошлое. Так что, если вы нацбол или гот, это ваше личное дело. Но вот когда свидетельства этих увлечений попадут на глаза эйчару – предсказать его реакцию довольно трудно.
2) Этические расследования или скандалы на предыдущем месте работы. Сегодня информация о вашем «темном» трудовом прошлом вполне может попасть в Интернет или в базы данных закрытых индустриальных ассоциаций работодателей (об этом типе «компромата» мы уже писали).
3) Судебные иски против предыдущего работодателя.
4) Наличие собственного бизнеса, который может «оттянуть» на себя все ресурсы сотрудника.
Правда, все это пока актуально в большей степени для стран Запада, чем для России. Для наших эйчаров Интернет еще не стал важным инструментом проверки сотрудников. С точки зрения Марии Мартыновой, директора по персоналу компании ИФД «Капитал», забота о своем онлайн-имидже – это работа на будущее. Тем более что сегодня у российских эйчаров и рекрутеров есть эффективная альтернатива Интернету – взломанные базы данных государственных органов. Понятно, что использовать их не совсем этично, но, по мнению Марии Мартыновой, вина лежит на тех структурах, которые допускают утечку информации или распространяют сведения о персональных данных. В практике ИФД «Капитал» был случай, когда в базе данных ГАИ была обнаружена информация, что один из кандидатов на должность корпоративного шофера задерживался за вождение в нетрезвом виде. Естественно, эта кандидатура была сразу отвергнута.
Как бороться с сетевой грязью?
Самый простой и очевидный способ – попытаться попросить владельца сайта убрать информацию, являющуюся откровенно ложной и дискредитирующей вас. Но этот способ сработает далеко не всегда, особенно если учесть, что многие сайты физически находятся за границей, и на них не распространяются требования российского законодательства. Поэтому лучше избрать не негативную, а позитивную тактику борьбы за свое доброе сетевое имя.
Часто при найме на «творческие» профессии менеджеры по персоналу проверяют степень сетевой активности кандидата.
I. Не ограничивайте поиск какой-то одной системой. У каждой из них свои методы индексирования информации, так что используйте хотя бы два хороших поисковика, например Яndex и Google. Заведите помимо вашего имени и другую личную информацию, которую вы сообщаете работодателю, в поисковик и проверьте результат.
II. Интернет непрерывно изменяется. Если сегодня на ваше имя не «всплывает» никакого негатива, это не означает, что он не появится завтра. Лучше всего поставить «оповещалку» (например, Google Alert), которая сообщала бы вам о каждом появлении вашего имени в Интернете.
III. Заведите личный блог. Если он подписан вашим именем, и вы будете достаточно часто его обновлять, то в поиске он будет «всплывать» на первом месте. Тогда компрометирующая вас информация, если она есть в сети, попадет на глаза эйчару во всяком случае не в первую очередь.
IV. Можно пойти дальше – завести личный веб-сайт с описанием биографии и профессиональных достижений. Это не потребует от вас особенных затрат труда или технической экспертизы: многие продавцы доменов, такие как Network Solutions, GoDaddy или Yahoo! Small Business, предлагают довольно простую сервисную систему для создания сайтов. Хостинг, то есть содержание сайта, вполне может быть бесплатным, так что финансовых затрат можно не боятся.
V. Постарайтесь, чтобы в сети были позитивные отклики о вашей персоне – о волонтерстве, спортивных достижениях, победе в профессиональных конкурсах, публикации статей в профессиональных журналах, – это пойдет вам на пользу.
Кстати, оказывается, что многие менеджеры, пока не очень широко использующие Интернет при отборе сотрудников, вполне серьезно относятся к созданию своего собственного онлайн-имиджа. В частности, Мария Мартынова активно пользуется «социальными» сервисами типа Webby, ведет собственный сайт и участвует в профессиональных форумах. Иногда подобное поведение приносит свои плоды. По словам Маргариты Бабуриной, часто при найме на «творческие» профессии менеджеры по персоналу проверяют степень сетевой активности кандидата. Например, соискатель на позицию в отделе рекламы был приезжим, так что удостовериться в его достижениях было довольно трудно. Однако сотрудники отдела персонала обнаружили, что этот специалист был достаточно активен в профессиональной среде, о чем сообщала информация в Интернете. Этот факт наряду с другими доводами помог принятию решения в его пользу.
Итак, можно сделать вывод: в России тот период, когда всем офисным работникам без исключения придется задуматься о своем онлайн-имидже, наступит через несколько лет. Пока же сетевое «я» – не очень значимый фактор успеха на рынке труда. Но время «сетевых личностей» все равно рано или поздно придет, и тогда дополнительные преимущества получат те, кто начал готовиться к приходу новой эпохи заранее.