Cвязи есть — ума не надо?
Елена Ишутина
Источник: Работа и зарплата
Коллега задалась целью устроить свою дочь, выпускницу педагогического института, работать в престижнейший колледж. Она обошла начальников отделов нашего десятиэтажного здания, обзвонила деловых партнеров, напрягла всех окружающих ее сослуживцев и в результате добилась желаемого. Ее дочь взяли на испытательный срок! Директор, придя в колледж, первым делом попросила секретаря: «Вызовите мне эту новенькую, за которую пол-Москвы просили!»
Никто не станет отрицать тот факт, что так называемые связи существуют испокон веков. «Ну как не порадеть родному человечку» — эти слова грибоедовского героя известны каждому еще со школьной скамьи. Действительно, нам приходится иногда помогать родственнику из разряда «седьмая вода на киселе», которого мы и в глаза-то никогда не видели. Вспомните Лариосика из «Дней Турбиных». Да и неродных людей тоже приходится протежировать: это и знакомые знакомых, и друзья друзей, и партнеры по работе, и нужные люди… В конце концов, просто соседка тетя Маша попросила!Что и говорить, связи — вещь необходимая, и прежде всего они бесценны при трудоустройстве.
Декана столичного вуза на вручении дипломов как-то спросили, что бы он сейчас больше всего на свете хотел сделать. «Найти достойную работу для своих лучших выпускников!» — искренне ответил тот. Как ни странно, многое в жизни зависит не от того, какое образование ты получил, а от того, куда ты потом устроился. И вот студенты за год, а то и за два до окончания учебы начинают «дергать за ниточки». Хорошо, если сами пытаются пробиться в интересующие их учреждения. Так, мои сокурсники после лекций спешили в ТАСС, АПН и другие редакции. Там студентам с удовольствием давали возможность попробовать перо, а самых талантливых затем брали в штат. А бывает, что дитятко ничего не делает, а только досаждает своим и без того задерганным родителям просьбами найти покровителей.
Здесь, как и в любом деликатном вопросе, существуют свои «но». Перед тем как обратиться с ходатайством подобного рода, необходимо хорошенько подумать над следующими вопросами.
1.Что, собственно говоря, вы можете предложить взамен? Какую услугу? Здесь четко работает принцип «ты — мне, я — тебе», хотя и не цинично, а подспудно. С какой стати вас должен устраивать на работу даже близкий родственник? Он успешно продвинулся по карьерной лестнице, богат и знаменит, но, простите, это еще не значит, что он вам чем-то обязан.
2. Что может потребовать ваш работодатель от просителя? Много лет назад при приеме на престижную должность за меня поручился один уважаемый член ЦК КПСС (протекция безукоризненная для того времени!). Мой будущий начальник не упустил представившуюся возможность и попросил сделать ему по госцене иномарку. Партийный работник задохнулся от возмущения и сказал, что сам-то никогда льготами не пользовался, а уж другим и подавно доставать ничего не станет. В общем, моя кандидатура, до этого разговора вполне устраивавшая всех, была решительно отклонена.
3. Не ставите ли вы просителя в неудобное положение? Например, ваш родственник или хороший знакомый никоим образом не связан с той областью, в которой ваш протеже хочет работать. Да будь он хоть министром в нужной вам сфере, станет ли он заниматься кумовством?! Хорошо подумайте, прежде чем обращаться к кому-то с просьбой о посредничестве в трудоустройстве. Другое дело, если, выслушав ваш деликатный намек, человек сам предложит помощь. Тогда действуйте, только четко определите границы полномочий: вас просят только о встрече с сильным мира сего, а презентовать себя, говорить о предполагаемой должности, вариантах оплаты, перспективах карьерного роста будет непосредственно ваш протеже. Работать-то ему!
Протеже должен учитывать тот факт, что благодетель может поссориться с работодателем, и эта размолвка отразится на вашем положении.
Однако, несмотря на все «но», около 58 % выпускников, по подсчетам социологов, устраиваются, как говорится, по блату, за счет связей родственников и знакомых. Безусловно, хороший старт — уже полдела. Если вам помогли, будьте ответственным человеком, постарайтесь не подвести того, кто за вас поручился. И еще. В большинстве случаев, получив престижную работу, вчерашние выпускники напрочь забывают о тех, кому они своим счастьем обязаны. Умейте быть благодарными. В свое время патриарх российской эстрады Иосиф Кобзон потратил свой первый заработок в ресторане, пригласив тех, кто ему помог устроиться на работу!
Конечно, идеальный вариант — попробовать самостоятельно решить свои проблемы. Думаю, именно для этого вы и открыли еженедельник «Работа & зарплата». Может, для начала стоит пойти даже на рядовую должность. Проявите себя, обрастите связями, а затем… Такой путь более трудоемкий, но он того стоит: будете себя уважать! Моя взрослая дочь после нескольких попыток устроиться на работу пришла к неутешительному выводу: при наличии рекомендации руководство относилось к ней несерьезно, работы сложной не доверяло. А когда она, хоть и не без труда и определенной настойчивости, нашла место сама, дело пошло. Даже после закрытия компании люди, трудившиеся вместе с дочерью, ее не забыли и пригласили в новую организацию, причем на более ответственную должность.
Но хорошо устроиться раз и навсегда, как правило, не удается. В Книге рекордов Гиннесса упоминают некую Полли Гедсби, которая проработала упаковщицей на фабрике «Арчибальд Тернер» в Великобритании 86 лет (с 9 до 95 лет). Вы же не хотите обогнать Полли Гедсби по части постоянства! Карьерный рост необходим, и здесь тоже не обойтись без помощи покровителей. Формировать связи нужно с первых же дней своей трудовой деятельности. Известно, что быстрейший способ завязать их — создать впечатление, что они у тебя уже есть. Но какие могут быть связи у выпускника вуза? Одноклассники, однокурсники, семейные связи, знакомые по интересам — хобби и спорту — в таком вопросе все пригодится.
Cвязи — это те люди, которые нас окружают. Как-то на таможне мне помогла быстро оформить документы для фирмы одна очень приятная женщина. Захотелось для нее тоже сделать что-нибудь полезное. Разговорились. Оказалось, ее маленький сынишка серьезно болен, и ему срочно нужно сделать какой-то диковинный анализ с помощью специального аппарата. К миру медицины моя профессия не имела никакого отношения, и я расстроилась. Да так, что, уезжая, задела машину совершенно незнакомого мне человека, оказавшегося детским хирургом, в медицинском центре которого есть искомое оборудование! Как говорят, на свете нет ничего случайного. Так что, нарабатывая связи, будьте внимательны.
Тот, кто кажется вам на первый взгляд ненужным и незначительным, в дальнейшем может здорово пригодиться. Поэтому никогда не игнорируйте даже чудаковатых сослуживцев. Со всеми держитесь ровно и вежливо, даже если вам это дается с большим трудом.
Позволю себе рассказать еще об одном случае из жизни. В нашем бывшем офисе мало кто слушал то, что говорила юрист отдела Ирина. Действительно, ей была присуща какая-то странная манера бессвязно и долго излагать свои мысли. Скорее всего из вежливости я ее выслушивала и в нужные, как мне казалось, моменты, поддакивала и кивала. Затем Ирина поссорилась с руководством и устроилась в только что открывшуюся иностранную компанию. А на вакантную должность руководителя одного из отделов порекомендовала меня. За что я ей признательна до сих пор.
Бывает и так: какой-нибудь напыщенный бизнесмен, считающий себя всемогущим как Господь Бог, на деле оказывается пустым болтуном. Лучшая проверка такого человека — попросить его что-нибудь для вас сделать. Вот увидите, он скажет: «Легко!» — и с той же легкостью… забудет об обещании. Не уподобляйтесь людям, скорым на посулы: если обнадежили человека — обязательно сдержите слово. Заботьтесь о своей профессиональной репутации. Работоспособность, глубокие знания, бесконфликтность, положительный настрой — вот ваши козыри. Не думайте, что если вы со страшным скандалом ушли с одной работы, то на другой об этом никогда не узнают. Мир тесен, особенно когда речь идет о профессиональных сферах.
Продвигаясь по карьерной лестнице, найдите попутчиков и тех людей, которые могут поспособствовать вашему продвижению наверх. Лучший способ сделать карьеру — работать на того, кто делает карьеру. Всем известно, что, получив повышение по службе, руководитель обязательно тащит за собой людей, с которыми раньше успешно взаимодействовал, о трудовых качествах которых у него сложилось хорошее впечатление. Обратите на себя внимание значимых лиц вашей компании. Речь не идет о подхалимаже перед начальством и других низких средствах. Просто будьте всегда на виду. Например, никто не хочет утомлять себя дежурством на важной международной выставке — проявите инициативу. Вы же отлично знаете свое дело, да и шеф непременно туда приедет с теми людьми, которые вам нужны.
Не переставайте рассказывать, что совершенствуете свой профессиональный уровень на престижных курсах или изучаете третий иностранный язык, знание которого так важно для сотрудников вашей компании. Не стесняйтесь своих высоких устремлений. Пусть о вас получают больше положительной информации. Попросите у босса совета: допустим, о том, как вам закрепиться на фирме, как принести максимальную пользу организации… Проявите интерес к его трудовой биографии: с чего он начинал, как добивался результатов. Любому шефу такая заинтересованность не покажется глупым любопытством. Более того, никто так не любит рассказывать о себе, как наши начальники. Например, никому неизвестный Майкл Джексон просил у Пола Маккартни совета, как ему продвинуться в мире шоу-бизнеса.
За своими деловыми связями необходимо ухаживать так же регулярно, как за прической и одеждой. Обязательно просматривайте записи, напоминайте о себе, хотя бы по электронной почте. Найдите повод — позвоните, не обязательно по делу. Запоминайте хобби и пристрастия нужных вам людей. Например, поводом для общения может стать матч любимой команды или выход юбилейных монет. Не исключено, что ваш занятый знакомый не смотрел трансляцию или не знал о появлении новой серии денежных знаков. Если ваш разговор окажется не совсем кстати, не беда: ваша цель — напомнить о себе. У нужного вам человека может измениться телефон, или он исчезнет из поля вашего зрения в результате повышения по службе и так далее. Так что связи должны находиться в постоянной боевой готовности, быть свежи и актуальны.
Прежде всего надо заставить связи работать на вас, иначе зачем они тогда вообще существуют? Они должны давать вам вполне ощутимую выгоду. И не только в плане продвижения по службе. В объявлениях часто пишут, что приглашаются сотрудники со своей клиентской базой. К примеру, в рекламном бизнесе при продаже площадей в средствах массовой информации такие люди просто на вес золота. Я не говорю уже о продаже товаров и услуг. Кого охотнее возьмут в салон красоты — мастера с толпой клиентов или новичка, будь он хоть трижды призером международных конкурсов? Безусловно, в каждом бизнесе существуют свои тонкости, иногда одно знакомство может сыграть в вашем рабочем процессе неоценимую роль. Поэтому главное здесь не количество, а качество (единичная качественная связь порой становится причиной роста числа клиентов).
В незапамятные времена тотального дефицита связи имели какую-то уродливую извращенную форму. Сейчас, слава Богу, таких проблем, как достать колбасу или импортную одежду, нет, но влияние человеческого фактора осталось. Старайтесь не путать понятия дружбы и службы, даже если ваш близкий друг занимает высокий пост. Говорят, что друзья сохраняются тем дольше, чем реже их используют. Если вам все-таки оказали услугу — будьте готовы ответить. Помогая друг другу, мы неизменно двигаемся вперед к своей благородной цели. Карьеру трудно сделать, ступая в одиночку по обшарпанной лестнице. Лучше оказаться в скоростном лифте в подходящей компании. Не так ли?
|