Опасность сладких обещаний
Игорь Шехтерман
Источник: http://www.ruptur-russia.ru
Анализ процессов, связанных со сменой мест работы российскими топ-менеджерами, показал неожиданные результаты: до 20% руководителей увольняются в течение шести месяцев после выхода на новую работу. Есть даже случаи, когда сотрудник уходил через неделю. Почему высококвалифицированные специалисты, прошедшие долгие раунды переговоров, подписавшие предложения о найме и подтвердившие все договоренности, увольняются так скоро? Причем даже опытный управленец в ходе своей карьеры может попасть в подобную ситуацию.
Столь быстрой смене решения есть причины. Это может быть изменение стратегии в компании или вдруг поступившее контрпредложение, от которого управленец не смог отказаться. Однако большую часть статистики ранних увольнений составляют те, кто, польстившись на большие деньги или громкое название должности, быстро разочаровался в условиях работы, не нашел общего языка с руководителем и коллегами, не оправдал свои ожидания по отношению к корпоративной культуре или не справился с поставленными перед ним задачами.
Причина неудовлетворенности кроется зачастую в пренебрежительном отношении к этапу знакомства с компанией и позицией. В большинстве случаев во время переговоров с работодателем беседа ограничивается общими вопросами о производственных показателях, приблизительных результатах и тщательным обсуждением собственных бенефитов. На личных выгодах список необходимой и достаточной информации для многих исчерпывается.
Приведу случай, произошедший недавно с одним из знакомых нам менеджеров. Коммерческий директор, имеющий опыт работы только в международных компаниях, принял предложение российского акционера возглавить его бизнес. Пройдя долгий процесс переговоров и наконец подписав оffer, он приступил к своим обязанностям. Однако уже через несколько дней он на работу не вышел, а, встретившись с акционером, подтвердил разрыв отношений с компанией. Понял, что выполнить свои обязательства в условиях специфики российского бизнеса невозможно.
Если остаются сомнения, которые мешают принять окончательное решение о переходе в компанию нового работодателя, можно предложить следующий вариант: еще не подписывая предложение о найме, менеджер выходит на несколько дней, чтобы оценить особенности корпоративной культуры, подтвердить или опровергнуть свои ожидания. Пробный выход могут позволить себе не все, но бывает, что профессионалы в строительно-девелоперской или инвестиционно-банковской отраслях, т. е. там, где сегодня ощущается наибольший спрос на управленцев, используют такую возможность.
Существуют факторы, на которые стоит обратить особое внимание. Это история возникновения позиции и внутренняя ситуация в компании. Ведь будучи частью команды, топ-менеджеру придется отвечать за новый для него бизнес, ежедневно взаимодействуя с коллегами, руководством и, вероятно, акционерами. Составляя полноценную картину, следует обратить внимание не только на официальную, положительную информацию, но и на негативную. Необходимо поговорить с максимально возможным количеством людей, знакомых с деятельностью потенциального работодателя. Мы выделили несколько обязательных аспектов деятельности потенциального работодателя, которые стоит прояснить.
Управленческая команда. Корпоративная жизнь не подразумевает работу в вакууме. Менеджер приходит в сложившиеся отношения внутри команды со своими законами, ценностями, особенностями. Нужно постараться понять, как взаимодействуют между собой совет директоров, собственник и топ-менеджмент, какова структура управленческой команды и какие отношения между участниками, определить, как принимаются решения и кто является неформальным лидером.
Стратегические цели и задачи компании. Давно ли цели и задачи декларируются? Что из намеченного уже сделано? Как компания двигается к поставленным целям? Ответьте себе на эти вопросы, прежде чем соглашаться на красивые картинки, нарисованные работодателями. Например, один из менеджеров рассказал историю своего немедленного увольнения. Он был приглашен финансовым директором в крупную производственную компанию участвовать в подготовке к IPO. Польстившись на амбициозные задачи (акционер описывал картину размещения акций на Лондонской бирже через год-два), менеджер пришел в компанию. Он сильно удивился, обнаружив, что в компании отсутствует управленческая отчетность, а дело дальше назначения главного бухгалтера не двинулось.
Содержание вакантной позиции. Если место вакантно давно или менеджеры на нем меняются каждые полгода-год, то имеет смысл задуматься, почему предыдущие опыты не были успешны. Конечно, у работодателя есть вполне объективные объяснения, ведь его задача — выгодно “продать” компанию профессиональному управленцу. Подумайте, насколько радужная картинка привлекательной позиции или высокой зарплаты соответствует реальности. Что кроется за названием, каков круг обязанностей. Проясните сроки, которые отводятся на реализацию поставленных задач. Немаловажный вопрос связан с доступностью ресурсов. А также с границами полномочий и их пересечением с деятельностью других участников команды.
Автор — управляющий партнер RosExpert
|