error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='7808',showed='1',date=NOW(),ip='18.119.162.226',sess='lmvhl8jsspen447fqr3oqq8a04',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=7808'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Камеральная проверка: закон в помощь | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Камеральная проверка: закон в помощь


Елена Корецкая
Источник: www.klerk.ru

Должны ли налоговики по итогам проверки составлять акт и имеет ли право фирма подготовить на него возражения? Четкий ответ на этот вопрос недавно дали законодатели

Вопрос от Анны ГУРКОВОЙ, главного бухгалтера из Кургана, мы получили весной 2006 года. Касался он статьи в октябрьском номере «Расчета» за 2005 год «Как отличить незаконный штраф». Должны ли налоговики по итогам проверки составлять акт и имеет ли право фирма подготовить на него возражения? Четкий ответ на этот вопрос недавно дали законодатели.

Наболевший вопрос

Возвращаясь к напечатанному, напомним, что материал по проверкам был подготовлен по итогам семинара, на котором старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Мария Андреева рассказала о нарушениях, допускаемых налоговыми инспекциями при взыскании штрафов с компаний.

Одно из перечисленных нарушений – это непредставление компаниям возможности подготовить возражения по акту камеральной проверки. А зачастую, и несоставление акта по результатам таких проверок в принципе. Ведь статья 88 Налогового кодекса «Камеральные проверки» ни о каком акте, и ни о каком сроке для возражений на акт не говорит.

В выводах по этому случаю лектор посоветовала обращаться в суд, так как на тот момент многие суды округов поддерживали позицию, что компаниям должны предоставлять срок для возражений и при камеральных проверках (эту позицию высказывал и Конституционный суд в своем определении от 18 января 2005 г. № 130-О). В то же время лектор отметила, что есть и другое мнение. Иначе говоря, то, что фирме не дали времени представить возражения, само по себе не является основанием, чтобы говорить о нарушении порядка привлечения к ответственности.

Неудивительно, что у наших читателей в этой ситуации возникли вопросы. В своем письме Анна указала, что работает главным бухгалтером достаточно крупной компании. И, зачастую о том, что инспекция выявила нарушение при проверке деклараций, фирма узнавала уже только из решения. Решения о привлечении к ответственности.

«Конечно, многие решения наша фирма признает незаконными через суд, – пишет Анна, – но многие замечания можно было бы снять и без суда, если бы мы представили возражения в инспекцию». Читательница попросила все-таки дать четкий ответ – должны налоговики составлять акт по итогам камеральной проверки, имеет ли компания право представить возражения на этот акт до вынесения решения или нет. На тот момент единственный совет «Расчета» – это попытаться отстоять свою позицию в суде.

Законодатели встали на защиту

Положение изменилось после принятия Закона № 137-ФЗ от 27 июля 2006 г., внесшего изменения в обе части Налогового кодекса. Изменения коснулись практически каждой статьи в первой части, в том числе и статей 88 и 100 Налогового кодекса.

По новой редакции кодекса, камеральные проверки проводятся как на основании деклараций, так и на основании расчетов (расчетов авансовых платежей, расчетов, предоставляемых налоговыми агентами). Вместе с декларациями представляются и другие документы, установленные Налоговым кодексом. Используют при проверке и те материалы, которые есть в инспекции.

Что же касается представления возражений компанией, в отношении которой проводят камеральную проверку, то статья 88 в новой редакции предусматривает сразу два «вида» возражений, направляемых в инспекцию.

Первый – это возражения (разъяснения) по ошибкам или противоречиям, выявленным в декларации или в представленных документах. Налоговая инспекция в этом случае направляет компании требование представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления в определенный срок. Компания же при желании представляет пояснения по ошибкам и дополнительные документы: выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и любые другие документы, подтверждающие достоверность данных в декларации. Действует этот порядок и для деклараций, и для расчетов. Инспекция, по новым правилам, обязана рассмотреть и пояснения, и документы.

Второй случай, когда налоговикам придется выслушать проверяемую компанию – это при «выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах». В статье 88 Налогового кодекса теперь прямо определено: в этом случае инспекцией составляется акт по итогам проверки. В порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса. Составить его нужно в течение 10 дней с даты окончания проверки.

Это значит, что если есть акт, то есть и право представить на него возражения. Ведь статья 100 указывает: компания, не согласная с выводами акта, вправе представить свои письменные возражения в течение 15 рабочих дней со дня его получения. При этом имеет право приложить к возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Эти требования распространяются на акты, составленные по результатам проверок – именно так называется статья 100 – «оформление результатов налоговой проверки». Другими словами, всех видов проверок, установленных Налоговым кодексом.

Статья 87 в новой редакции весьма лаконична – Налоговый кодекс определяет два вида проверок, проводимых налоговыми органами – выездную и камеральную. Ответ на вопрос Анны звучит теперь так. Да, налоговики должны составлять акт по итогам камеральной проверки. Да, они должны «выслушивать» мнение компании и при выявлении ошибок и неточностей в проверяемых документах, и при выявлении признаков налогового нарушения. Единственное «но»: эти изменения действуют для проверок, проводимых после 1 января 2007 года.

Порядок рассмотрения

«Законодатели упомянули камеральные проверки и в статье 100.1 – “Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях», – комментирует Екатерина Карасева, юрист компании “Гарант“, – По этой новой редакции статьи дело об обнаруженных при камеральной проверке нарушениях рассматривается в том же порядке, что и при выездных – по статье 101 кодекса. А именно:

  • руководитель инспекции (или его заместитель) рассматривает материалы проверки, возражения на акт и выводы акта в течение 10 дней после истечения срока для представления возражений на акт.
  • руководитель инспекции извещает компанию, когда и где будет проводиться рассмотрение возражений.
  • при рассмотрении материалов проверки, компания имеет право устно высказывать свои возражения.

После этого руководитель налогового органа определяет, было ли налоговое нарушение, его состав, вину компании или обстоятельства, исключающие вину, и выносит решение, привлекать компанию к ответственности по материалам камеральной проверки или нет.

По материалам журнала "Расчёт"


Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru