На интервью — играючи!
Любовь Чернышева
Источник:
Сегодня все больше различных предприятий и фирм проводят собеседования с кандидатами на вакансии в виде бизнесс-игр (от англ. business game), имитирующих ситуации из жизни менеджеров по продажам, бизнес-аналитиков, маркетологов, специалистов по рекламе и других сотрудников. Зачем работодателям это нужно и что делать, чтобы не оказаться после такой встречи в компании «вне игры»?
Быстро и понятно
По словам специалистов по подбору персонала, бизнес-игры помогают не на словах, а на деле, воочию увидеть навыки и умения кандидата, оценить его способности. Ведь не даром же говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
— Вместо того чтобы долго внимать соискателю, описывающему то, как он собирается организовать процесс продаж, я просто говорю ему: вот вам человек, играющий роль клиента, идите и продавайте, — рассказывает Галина Княгина, менеджер по персоналу компании «ФМС». — Бизнес-игра показывает все — и деловые, и личностные — качества кандидата в комплексе и в деталях.
С Галиной согласен и другой менеджер по кадрам, Сергей Антонов из компании «Ритм».
— Бизнес-игры гораздо надежнее и лучше демонстрируют реальное поведение человека в различных ситуациях, — считает Сергей.
Комплексность же, кстати, одно из очень весомых преимуществ деловых игр по сравнению с другими способами оценки кандидатов. Например, во время тестирования, как правило, проверяются или профессиональные знания, или то, насколько человек общителен, является ли он лидером, может ли быть организатором. Комплексная оценка позволяет кадровикам экономить достаточно много времени во время отбора достойных претендентов на ту или иную вакансию. Особенно актуальной оперативность оценки становится тогда, когда речь идет о массовом наборе персонала в компанию.
Не отходя от кассы
Сымитировать рабочую ситуацию вам могут предложить в том числе и во время индивидуального собеседования. Например, кандидатов на должность менеджера по продажам интервьюеры часто просят «не отходя от кассы» «продать» им лежащую на столе авторучку или любой другой предмет.
— Если человек начинает рассказывать, какую замечательную ручку он мне принес, как она хорошо пишет да как удобно лежит в руке — однозначно, что навыками продаж такой человек не владеет, и брать его, скорее всего, нельзя, — считает Иван Южанин, кадровик из компании «М-Сервис». — В игре необходимо обращать внимание на то, пытается ли кандидат «нащупать», для чего тебе товар, который он продает, старается ли определить твои потребности и проблемы, и как умеет «закрыть» твои потребности свойствами продаваемого товара. На слух это определяется просто: если кандидат задает много вопросов и строго дозирует презентацию — он твой человек. На самом деле — в таких играх главным является не факт продажи конкретной ручки, а наличие навыков продаж.
Устроить бизнес-игру работодатели могут и для группы соискателей с целью выбрать самого лучшего из них или взять на работу сразу нескольких, «отсеяв» тех, кто точно не подошел по каким-то параметрам.
— В одной из компаний, куда я хотел устроиться руководителем подразделения, мне предложили участие в командной бизнес-игре вместе с другими кандидатами на эту же должность, — рассказывает наш читатель Владимир Вершинин. — По заданным условиям мы «работали» в разных отделах вымышленной производственной компании и проводили совещания, переговоры, принимали решения о сделках. Насколько я разобрался, работодатели таким образом хотели определить, кто как привык работать. Например, кто-то любит делегировать полномочия, а кто-то попросту не умеет этого делать и берет все на себя. Одни умеют контролировать свои эмоции, а другим очень трудно сдерживаться. То же самое с перехватом инициативы во время переговоров: лично мне такое не всегда удается. Судя по тому, что вакансия досталась другому кандидату, мои методы руководства компанию чем-то не устроили.
В свою пользу
Чтобы остаться «в игре», обойти других ее участников и получить вакансию, в первую очередь, конечно, нужно проявить свои профессиональные качества. Но не только они влияют на оценку, которую вам «поставит» работодатель.
- Постарайтесь, чтобы ваша речь была стройной, структурированной и грамотной, без слов-паразитов. Как говориться, «кто ясно мыслит, тот четко излагает»;
- Будьте доброжелательны в общении с другими участниками. Возможно, по условиям игры вам придется представлять кого-то из них всей группе. Постарайтесь сделать акцент на деловых качествах этого человека. Ни в коем случае не пытайтесь его очернить, чтобы самому на этом фоне выглядеть привлекательнее. Такие нечистоплотные приемчики большинство работодателей распознает буквально «на раз» и не приветствует их использование;
- Играя в команде, всегда заботьтесь об общем выигрыше, а не только о своем личном. При обсуждении предлагайте больше вариантов решений поставленной перед командой задачи, включайте воображение, цените вклад каждого, хвалите соперников;
- Держитесь спокойно и уверенно, не поддавайтесь панике, если вдруг что-то не получается, покажите, что умеете «держать удар»;
- Проявите организаторские способности: не отказывайтесь, если вам предлагают, например, разработать общекомандный план действий;
- В любом случае рассматривайте участие в деловой игре как новый ценный опыт, который позволит вам в будущем в реальной обстановке при необходимости принимать эффективные решения с минимальными потерями;
|