error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='7639',showed='1',date=NOW(),ip='3.144.20.66',sess='7rnja66fcecgs6a6l597k62qf2',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=7639'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Строительство основ личной власти | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Строительство основ личной власти


Сергей Пятенко
Источник: Elitarium.ru

Ваше влияние является результатом вашей власти. Политически грамотное поведение может усилить вашу власть. Особенно если у вас есть разумная стратегия и гибкая тактика. Вы можете создать собственную базу власти, если знаете ее источники и принципы их работы.

Злоупотребления властью и политикой, а также их сверхэгоистичное применение создали им дурную славу. Между тем эмоциональная окраска этих терминов в значительной степени зависит от целей использования подобных инструментов. Как известно, политический деятель, стремящийся к власти во имя претворения в жизнь неких выстраданных идей и использующий для этого набор технологий, дозволенных законом и общечеловеческой моралью, вполне может быть человеком нравственным.

Совсем иная ситуация, когда достижение политических вершин является самоцелью, и любые мировоззренческие и моральные принципы учитываются лишь в той степени, в какой они способствуют достижению главной цели. В этом случае можно последовательно и параллельно веровать в коммунизм, Бога, демократию, патриотизм, развитие предпринимательства, государственное регулирование, либеральную экономику, социальную защищенность и т. д.

Внутриорганизационная политика офисных сотрудников не является ни хорошим, ни дурным делом, а скорее представляет собой некий способ существования в компании. В то же время если расценивать ее как процесс получения и использования власти в организации, она превращается в обоюдоострое оружие. Разумеется, между двумя крайностями существует множество промежуточных ситуаций, именно это и подтверждает тезис о том, что сама по себе политика ни плоха, ни хороша; плохой или хорошей ее делают люди, использующие соответствующие технологии. Многое в данной сфере зависит от корпоративной культуры.

Внутриорганизационная политика

Политика — один из механизмов, который позволяет вам добиваться своих целей через других людей. Внутриорганизационная политика подразумевает действия, направленные на удовлетворение личных целей средствами, которые организация не обязательно официально санкционирует. Политические технологии обычно оказываются вне формальной компетенции организации. В рамках, определяемых писаными и неписаными обычаями компании, каждый сотрудник может использовать политические инструменты для достижения общественных или личных целей. По сути дела, политика подразумевает сильные межличностные навыки и жизненно необходима для лидерства.

Политически грамотное поведение может усилить вашу власть. Особенно если у вас есть разумная стратегия и гибкая тактика. Во внутриорганизационной политике обычно используются инструменты определенных типов:

  • воздействие на людей с целью добиться их согласия с вашей точкой зрения;

  • контроль над информацией;

  • управление посредством впечатлений;

  • поддержка других;

  • создание сети контактов;

  • использование альянсов.

Полезные советы по внутрикорпоративной политике. Прежде всего полезно определиться «внутри самого себя». Одна ситуация: я четко понимаю, что хочу достичь личных целей исключительно ради самого себя. Другая ситуация: у меня есть некое видение бизнеса, и я хочу его реализовать. Когда вы определитесь, к чему лежит ваша душа, значительно легче проанализировать ваши последующие действия с учетом стадии жизненного цикла вашей организации.

За несколько столетий существования письменности по проблемам внутриорганизационной политики написано множество фундаментальных исследований. Ряд современных авторов отмечает, что человеческая природа меняется гораздо медленнее, чем окружающая среда бизнеса. Поэтому нравы, царящие в офисах современных корпораций, не слишком отличаются от порядков, существовавших в средневековых дворцах.

Предполагается, что правила феодального царедворца вполне могут быть применены и для менеджеров современных корпораций. Например, средневековая заповедь «не затмевай господина» предписывала всем ни в коем случае не выглядеть более яркой личностью, чем феодал или государь. В середине XVII в. французский король Людовик сначала отправил под совершенно надуманным предлогом в отставку, а затем вообще и в мир иной, министра финансов, нарушившего эту заповедь. Во второй половине XX в. за аналогичное «прегрешение» американский собственник Г. Форд уволил своего главного наемного менеджера Ли Якокку, который затем с успехом поработал во главе «Крайслер». Таким образом, за прошедшие века лишь немного изменилась расплата за ошибочные действия придворных. Многие исследователи приводят немало подобных примеров преемственности нравов.

Для повышения комфортности своего существования в современных офисах попробуйте соблюдать ряд нехитрых правил:

  • постарайтесь определить преобладающие черты в жизни организации;

  • диагностируйте политический климат в ней;

  • научитесь понимать, как работает политика в вашей организации;

  • познакомьтесь с доминирующими базами власти индивидуумов и целями, которых они пытаются достичь;

  • убедитесь, что вы понимаете культуру вашей организации;

  • не преподносите сюрпризов своему боссу;

  • будьте честны, заслужите доверие и уважение других;

  • собирайте неформальную информацию;

  • изучайте сети за пределами организации (например, профессиональные ассоциации);

  • не оставляйте конфликты неразрешенными.

Строительство базы власти

В упрощенном виде понятие власти можно определить как способность заставить других людей сделать то, что вы хотите. Аналогично политике, стремление к усилению власти, как и желание преумножить свои доходы, само по себе не является чем-то негативным. Власть дает вам возможность быть более успешным и контролировать развитие своей карьеры. Важна не только власть, которой вы обладаете в настоящий момент, но и ваш потенциал в этом плане.

Ваше влияние является результатом вашей власти. Если вы можете полагаться на людей как на единомышленников и рассчитывать на сотрудничество с ними, то у вас появляется возможность использовать свое влияние даже за пределами формальной цепи команд.

Базы власти. Вы можете создать собственную базу власти, если знаете ее источники и принципы их работы. Существует два основных вида власти: власть положения и власть личности (харизма).

Власть положения (административная). Власть, которой вы обладаете вследствие занимаемой вами должности. Когда вы оставляете эту должность, вы лишаетесь и власти, которая переходит к другому человеку, заступившему на ваш пост. В свою очередь, власть положения подразделяется на три типа:

  • законная — формальное «право командования», или полномочия, которые предоставляет организация в соответствии с должностью, которую вы занимаете. Как менеджер вы имеете законную власть над подчиненными, а ваш начальник — над вами. Однако данная власть ограничена определенными рамками: вы не обладаете ею над другими людьми в другой организации или даже в другом подразделении вашей организации;

  • наградная — вы приобретаете власть за счет того, что контролируете вознаграждения, которые ценятся другими людьми (например, повышение по службе или заработной платы). Способность предоставлять вознаграждения укрепляет вашу базу власти. Именно поэтому особо хитрые карьеристы стремятся принимать участие в распределении премий, но никак не отвечать за результаты любых работ;

  • принудительная — способность удерживать вознаграждения или наказывать людей (к примеру, понижение подчиненного в должности или отказ в желаемом продвижении по службе). Даже угроза наказания может быть достаточной для контроля над поведением других людей.

По мере перехода от менеджмента, основанного на командно-контрольном принципе, к проектно-командным методам организации работ, базы власти положения постепенно утрачивают свое значение, а роль власти харизматических личностей, наоборот, становится ведущей.

Власть личности (харизматическая). Власть личности не связана с положением, занимаемым вами в организации; эта власть свойственна вам как индивидууму и возникает благодаря вашим личным чертам характера. Две основные базы власти личности:

  • власть интеллекта мыслителя-эксперта — власть, возникающая у вас в результате приобретенных знаний и навыков, которые многими востребованы, в том числе другими влиятельными лицами. Эксперты обычно обладают значительной властью внутри организации;

  • власть души человека-духовника можно считать показателем вашей личной привлекательности. Чем более общение с вами полезно и приятно окружающим, тем большей властью вы обладаете. Если люди любят и уважают вас, они скорее сделают то, что вы хотите.

Власть харизматическая подобна «празднику, который всегда с тобой» и является неотъемлемой частью конкретной личности, а не организации, где этот человек работает.

Ваша способность успешно управлять является результатом сочетания административной и харизматической составляющих. Однако пропорция в каждом случае может быть разной. С одной стороны, вы должны обладать формальной властью, чтобы вас воспринимали как лицо, наделенное властью. Но, с другой стороны, не менее важно, чтобы вы воспринимались как личность, обладающая достойной мощью интеллекта и духа, необходимых для выполнения лидерско-менеджерских функций.

В быстро изменяющемся современном бизнесе при прочих равных условиях стабильный успех практически невозможен, если вы занимаете некую формальную должность, но не обладаете достаточным потенциалом, чтобы квалифицированные сотрудники работали под вашим руководством.

Чтобы стать успешным менеджером, вы должны реально оценивать как собственную базу власти, так и базу власти других людей, понимать, кто и в каких масштабах ей обладает, кому и в чем ее не хватает. Иногда проблемы, связанные с властью, проявляются самыми различными симптомами:

  • отсутствие делегирования ответственности;

  • постоянный контроль над подчиненными;

  • неуверенность в себе;

  • недостаточное доверие к окружающим;

  • ревностная защита своей «территории».

Можно сформулировать несколько полезных принципов, которые позволят вам расширить ваше влияние и увеличить возможности:

  • расширяйте сеть своих контактов;

  • устанавливайте связи (связь = контакт + атмосфера взаимного доверия и сотрудничества);

  • знакомьтесь с компетентными и успешными людьми;

  • занимайтесь актуальными и важными проблемами (но: «Не трогай проблему, пока проблема не трогает тебя»);

  • оказывайте услуги (мир живет принципом: ты — мне, я — тебе);

  • цените оказываемые вам услуги;

  • приглашайте консультантов и работайте с ними для продвижения нужных вам идей.

Переход на управленческую должность и наделение властью сотрудников

Еще совсем недавно на Западе большинство организаций строились по традиционному принципу «пирамид», когда власть сосредоточивалась «наверху», у высшего менеджмента. В настоящее время наметилась тенденция более равномерного распределения влияния по организации в результате наделения сотрудников властью. Для России это пока мало распространенное явление, но если ваш бизнес и сотрудники достигли определенной степени развития, то вы можете попытаться передать часть своих полномочий своим подчиненным. Поначалу это может показаться сложным, но попробовать стоит — весьма вероятно, что в долгосрочном плане вы выиграете.

Элементом наделения сотрудников властью является разделение с ними информации, чтобы они могли принимать более обоснованные решения. Кроме того, вы можете более эффективно наращивать ту часть вашей базы, которая основана на власти эксперта-мыслителя, в ситуации, когда сотрудники тоже наделены какой-то властью.

В недалеком прошлом многие люди полагали, что в организации имеется ограниченный объем власти, и каждый стремился захватить больший ее «кусок». Сейчас взгляды постепенно меняются: задача сводится к тому, чтобы увеличить объем власти, тогда каждый сотрудник «автоматически» получит больше полномочий.

Меняется и восприятие власти — к ней стремятся с целью не просто обладать ею, а использовать возможности, предоставляемые широкими полномочиями. Однако подобные методы менеджмента требуют очень развитой корпоративной культуры. Поэтому для абсолютного большинства отечественных организаций это пока вопрос будущего.

Проблемы выбора методов менеджмента становятся особенно актуальными для вас при переходе на управленческую должность. Для начала попробуйте соблюдать несколько простых принципов:

  • помните, что ваши подчиненные — не ваши друзья; вы можете проявлять дружелюбие, но вам нужно вжиться в новую «властную» роль;

  • выделите время на знакомство с сотрудниками;

  • не меняйте все сразу. Подключайте к обсуждению изменений сотрудников, которые ощутят на себе их воздействие;

  • признавайте важность лиц, занимающих равное вам положение, и развивайте отношения с ними;

  • просите о помощи: вы не можете и не должны выполнять всю работу самостоятельно;

  • не забывайте о своих ощущениях, когда вы были рядовым сотрудником;

  • если вас выдвинули на управленческую должность в рамках компании, помните, что вам придется разрушить свой «образ», который сложился в глазах сотрудников;

  • «умный уличный лейтенант делает часть грязной работы сам, убедившись, что его солдаты знают об этом».

Прежде всего оставайтесь собой и определите способы максимальной самореализации. А для построения стабильной базы власти необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки. С одной стороны, существует ряд относительно простых принципов, позволяющих постоянно расширять свое влияние:

  • приобретайте специализированные знания, которыми мало кто обладает и которые важны для деятельности организации;

  • создавайте себе хорошую, позитивную репутацию;

  • добивайтесь доверия к себе внутри и за пределами организации;

  • образуйте политические альянсы;

  • получите доступ к ключевым ресурсам, чтобы контролировать потребности других (на такой основе большую власть могут приобрести административно-хозяйственные службы в стагнирующих организациях);

  • расширяйте кругозор и видение перспектив развития вашего бизнеса;

  • усиливайте важность вашего подразделения;

  • делитесь властью, когда вы ее приобретете;

  • добровольно соглашайтесь поработать в комитетах или специальных проектах;

  • используйте возможности тренинга в вашей организации;

  • постоянно обновляйте свои технические навыки.

С другой стороны, некоторые специалисты справедливо отмечали, что самый важный навык для конструктивного менеджера — лучше думать обо всех и обо всем. Даже если вы будете совершать ошибки, все равно лучше ошибаться, веря в лучшее в людях, чем постоянно подозревать худшее. Кроме того, оптимистичный взгляд на жизнь просто делает ее более радостной.

Автор - эксперт, генеральный директор "Экономико-правовой школы ФБК" (ЭПШ ФБК), д.э.н., магистр делового администрирования.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru