Воспитывать эмоции нужно с пеленок
Ранчина Ксения
Источник:
Эмоционально компетентный руководитель способен влиять на 20%-ное повышение продаж. Однако не все могут воспитать в себе правильные эмоции лидера. Эмоциональная компетентность - это умение осознавать, что я сейчас чувствую, что чувствует мой собеседник. А это, в свою очередь, позволяет достичь договоренности и работать конструктивно. Оцените свой уровень эмоциональной компетентности.
Дефицит эмоций
Потребность в воспитании у действующих руководителей EQ (эмоционального интеллекта) появляется, когда становится ясно: базовых навыков построения команды и организации эффективных коммуникаций уже не хватает.
"Повышается EQ прежде всего с осознания необходимости его повысить и развитием у себя соответствующих способностей. Если руководитель "делает" себя сам, ему лучше начать с намерения контролировать собственные эмоции и опираться в принятии решений не только на голову, но и на чувства и интуицию. Если сам живешь только головой, то сложно апеллировать к чувствам других", - уверена кадровый консультант Наталья Веригина.
Игра в классики
Существует несколько ключевых типов руководителей: талантливые, способные, скептики, неопытные и диктаторы. Исходя из классификации, специалисты советуют высшему руководству вначале определить, к какой категории относится линейный менеджер, у которого хромает EQ, и уже в соответствии с этим организовывать обучающие или корректирующие действия.
"У талантливого человека нужно учиться самим и привлекать его к участию в учебных программах. Диктатора можно только подавлять и жестко контролировать, учить его без толку, его надо использовать там, где подобный стиль управления может быть оправдан в силу специфики деятельности, и дать ему четкие правила, в рамках которых он должен действовать. Говорить о развитии можно скорее всего только для категорий "способный", "скептик" и "неопытный", - считает менеджер по персоналу ООО "ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша" Сергей Васильев. - "Неопытный" после первичного обучения и приобретения опыта, скорее всего, проявит себя и примкнет к одной из ранее названных четырех категорий.
В итоге для развития нужных навыков остаются две категории: "способный" и "скептик". Вот для этих менеджеров и следует проводить специальные развивающие тренинги (построение команды, формирование целевых групп и т.д.)".
По словам исполнительного директора Открытой Школы Бизнеса Сергея Федорова, основной способ повышения EQ - заставить себя всегда общаться с подчиненными и максимально подробно объяснять им причины своих поступков. "Этим достигается доверие и вера в слова руководителя, - считает он. - Конечно, есть НЛП и другие способы манипуляции эмоциями и "вдохновением", но я считаю, эти способы нельзя применять на своих подчиненных".
Побочный эффект
Психофизиолог и коуч Александр Дудин уверен, что развитие EQ в современных условиях может неблагоприятно сказаться на бизнесе, особенно если руководитель является и владельцем.
"В перспективе развития EQ человек становится более человечным и гуманным, что влияет на бизнес. Можно сказать, он теряет деловую хватку, так как начинает глубже понимать свои цели и мотивы и мотивы своих подчиненных. Эмоции рождают более глубокие идеи, его может увлечь другой бизнес, он начинает искать смысл в новых вариантах.
Чтобы успешно двигаться дальше, сотрудники, которые находятся в постоянном деловом контакте, должны иметь близкий уровень компетентности, чтобы эмоциональный круг замыкался. В противном случае руководитель смещается в поиск нового", - поясняет он.
Исполнительный директор Открытой Школы Бизнеса Сергей Федоров уверен: чтобы достичь доверия со стороны подчиненных, руководителю нужно заставить себя всегда общаться с сотрудниками, объясняя им причины своих поступков.
Есть мнение
Александр Яшин, директор компании ООО "КТМ":
"Чтобы лучше понимать проблемы отдела и те причины, по которым тормозит тот или иной процесс, я прошел курс повышения EQ. Ведь, как правило, все замыкается на людях, на их эмоциональном состоянии. Я бы сказал, что EQ нужен для оперативного решения проблем".
ТЕСТ НА EQ
1. Ваш друг надел свой лучший костюм, а вы не заметили, и он обиделся. Вы ведете себя так, потому что...
а) По рассеянности не обратили на него внимания.
б) Подумаешь, как будто он нарядился для вас!
в) Были на него сердиты по другим причинам.
2. В подъезде дети устроили шум. Вы отругали их. Ваши ощущения:
а) Эти дети совершенно невоспитанны!
б) Жаль, что погорячился: это ведь всего-навсего дети.
в) Вам неловко: надо уметь держать себя в руках.
3. При приеме на работу вы разозлили работодателя тем, что слишком дотошно расспрашивали о деталях...
а) Если бы вы этого не сделали, было бы хуже: раз он так злится, наверняка собирался обмануть!
б) Лучше сразу прояснить все вопросы.
в) Вы понимаете, что могли произвести невыгодное впечатление, но своей работой вы его загладите.
4. Ваша вторая половинка часто проводит вечера с друзьями, оставляя вас в одиночестве. Вы...
а) Устанавливаете недельный график, определяющий, когда она (он) должна (должен) быть с вами.
б) Организуете собственный междусобойчик.
в) Приглашаете всех к себе домой.
5. Вас упрекают, что вы упускаете возможности на работе из-за своего парня (девушки). Вы думаете...
а) Пусть люди занимаются своими делами.
б) Никогда нельзя судить со стороны.
в) Они правы, и вы отдаете себе в этом отчет.
6. На собеседовании вас спрашивают, почему вы хотите работать в этой фирме. Как лучше ответить?
а) Потому что это престижно.
б) Всегда интересовала такого типа работа.
в) Потому что это основательная, солидная фирма.
7. Знакомый с увлечением рассказывает вам о предстоящей поездке. А он уже говорил об этом!
а) Если он не помнит о том разговоре, значит, вы его вовсе не интересуете!
б) Думает только о себе, а не о том, интересно ли вам!
в) Он так счастлив, что о другом не может и говорить.
8. Подруга дарит вам цветок с запиской: «Хотя бы пока он жив, ты обо мне не забудешь!» Ваша реакция:
а) Это ее кокетство.
б) И почему нужно делать эти полуприкрытые упреки!
в) А что общего у растения с твоей памятью?
9. Вы раскритиковали только что увиденный фильм, и у вашего друга испортилось настроение. Ваши мысли:
а) При нем даже нельзя высказать свое мнение.
б) Ваша критика фильма не должна его трогать.
в) Ему, наверное, понравилось, и он теперь подумает, что у вас нет ничего общего.
10. Мама испекла вам пирог, который вы обожали в детстве, а вы к нему даже не притронулись. Почему?
а) Просто не хотелось.
б) Не было настроения вспоминать детство.
в) Мама просто не хочет понять, что вы на диете!
РЕЗУЛЬТАТЫ
Если у вас...
...большинство
Вы личность рассудочная. Можете ранить и даже не заметить, а интерес к себе считаете непрошеным вмешательством. Вы человек рациональный, опираетесь на общепринятые правила и устои, игнорируя связь между чувствами и делами.
...большинство
Вы живете сердцем. Чувствительны к проявлениям симпатий и антипатий со стороны окружающих. Когда вы спокойны, умеете поставить себя на место собеседника. Однако часто вы поддаетесь излишним тревогам, что приводит к депрессии.
...большинство
Идеальное равновесие рассудка и сердца. У вас прекрасная способность улавливать чужие эмоции. Благодаря понимаю слабостей окружающих вам удается строить отношения с ними на уважении и добиваться своего с большим тактом.
|