Разве вы не слышали?..
Сергей Беззубцев, Ирина Ильинская
Источник: Элитный персонал
Два месяца назад я устроился на новую работу. Компания солидная, прибавка к зарплате значительная, перспективы карьерного роста. Приняли меня в коллективе неплохо, но..
..с самого начала я чувствовал, что мне
Два месяца назад я устроился на новую работу. Компания солидная, прибавка к зарплате значительная, перспективы карьерного роста. Приняли меня в коллективе неплохо, но..
..с самого начала я чувствовал, что мне придется долго завоевывать расположение коллег. Скоро выяснилось, что наше подразделение «разбито» на несколько неформальных групп, «по интересам». Ни в одну из «коалиций» я не попал, а потому чувствую себя «одиноким волком», в том числе среди подчиненных своего отдела. Но и это не главное. Недавно, проходя по коридору, я услышал обрывок разговора двух сотрудниц. Речь шла обо мне. «Босс выделил ему такую сумму на покупку машины! Конечно, он же родственник, недаром говорят, что без связей ничего не добьешься...» В потрясении я вошел в свой кабинет, и весь день у меня было ощущение, будто я проглотил пуд со ли. Самое «забавное» (если бы не было так грустно), что мой босс-«родственник» на следующий же день вызвал меня к себе «на ковер». Я обвинялся в халатности и распущенности: «.. .пока Вы новичок, но учтите, наши сотрудники никогда не опаздывают на два часа на работу три дня подряд. Примите это к сведению». Я принялся было оправдываться, объяснять, что опоздал я один раз, и то предварительно предупредив секретаршу босса. «Не волнуйтесь, - заверила она меня, - обязательно скажу шефу, у нас так все делают». Видимо, сведения руководству доносятся выборочно. Теперь у меня ощущение, будто я попал в какой-то «мадридский дворец» с клубком интриг и слухов. Да и босса, честно говоря, жаль. Вокруг него все плетут интриги. Но как мне выйти из такой ситуации? Олег Д.
Письмо читателя комментирует психолог Сергей БЕЗЗУБЦЕВ, автор книги «Слухи, которые работают на Вас». Уже с первых слов этого письма складывается впечатление, что адаптация Олега происходит не совсем благополучно. Возможно, он долго работал в одной компании и привык к определенным корпоративным принципам. И вдруг столкнулся с совершенно противоположным стилем взаимоотношений. Можно предположить несколько причин, по которым новые коллеги не приняли его с «распростертыми объятиями». Например, очень вероятно, что служи о «каком-то новом сотруднике» успели появиться в компании еще до прихода уважаемого Олега... И вот, герой сплетен появляется на сцене, а его «уже знают». По слухам.
Сотруднику, который претендует на управленческую позицию, надо быть готовым к тому, что его появление прежде всего будет воспринято подчиненными через призму двух важнейших для них вопросов: «Что теперь будет с нами?» и «Как это скажется на нашей зарплате?». Ведь принцип «новая метла метет по-новому» очень часто оправдывает себя. А когда люди не имеют исчерпывающей информации о ситуации, они пытаются «домысливать» ее. Этот социальный механизм зародился давно. Когда люди были бессильны найти явлению более или менее рациональное объяснение, они предавались мифотворчеству. Слухи - это своего рода современные Мифы, конечно, не такие масштабные и фантазийные. Они являются коллективной интерпретацией действительности, когда каждый сотрудник компании в силу своего опыта пытается «достроить» частично представленный сюжет. Для слуха почти всегда существует реальный повод, но в дальнейшем информационный вакуум не заполняется, и у людей появляются свои гипотезы происходящего.
Как показывают исследования, более 50% работников любой организации убеждены, что кулуарные обсуждения восполняют пробелы информации и позволяют ориентироваться в ситуации. Следовательно, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что как минимум каждый второй сотрудник осознанно принимает активное участие в распространении слухов. При этом не менее 20% сотрудников (каждый пятый), как правило, жалуются, что слухи негативно влияют на эмоциональное состояние, мешают сосредоточиться на работе.
Олега, например, окрестили «родственником» босса. Возможно, в данной компании были прецеденты, когда на работу брали родственников руководящего состава, а очевидное несоответствие занимаемой должности объяснялось банальной формулировкой «устроился по знакомству». И теперь даже компетентный в своей области новичок попадает под общую «гребенку» негативно-оценочного шептания: «еще один родственничек». Думаю, Олег бы не ошибся, если бы сразу собрал всех своих подчиненных и рассказал о себе. В частности, в ненавязчивой форме можно было бы открыть новым коллегам «тайну» своего появления в фирме. Важно понимать, что в любой момент времени каждый из нас -«ходячий» повод для слухов. Хотим мы того или нет, но, обсуждая нас, обсуждая наше поведение, окружающие рисуют наш образ. И для того, чтобы этот образ не оказался помехой в последующем взаимодействии с коллегами, следует занять активную позицию и предпринять «профилактические меры».
Что делать, если вы оказались на месте Олега? Предвосхищая «кулуарные» вопросы, из которых впоследствии рождаются новые слухи, вы первыми должны поднять «горячую» тему и преподнести именно ту версию (интерпретацию), которая устраивала бы вас.
Наш герой столкнулся со сложной и запутанной ситуацией, в которой главную роль сыграла секретарь. На мой взгляд, он недооценил значимость этой сотрудницы. Ведь секретарь первого лица - одна из ключевых фигур в коллективе. В приемной пересекаются все коммуникативные потоки организации. Помните Верочку из фильма «Служебный роман»? Многие проницательные новички начинают налаживать отношения с секретарем. Коробка конфет - это банально и слишком похоже на откровенную лесть. Лучше при случае тонко выразить искреннее восхищение ее способностями. Кстати, советоваться с такой сотрудницей, делиться с ней своими сомнениями полезно не только для того, чтобы продемонстрировать ей свое доверие и уважение, но и потому, что иногда она знает гораздо больше, чем вы...
Помощница босса не любила, когда ее называли Леночкой. «Так меня называют только близкие люди!» - слегка раздражалась она. Но руководитель одного отдела продолжал к ней обращаться именно так, неявно намекая на различие в их статусах. У него - большой опыт работы, два образования и ответственная деятельность. У нее - неоконченное высшее и «все впереди». «Не нравится он мне!» - поделилась девушка со своей подругой. По этой простой причине секретарь информировала своего босса обо всех минутных опозданиях «умника», всех его резких высказываниях. Более того, документы от «умника» странным образом могли находиться на рассмотрении у директора по несколько дней. Понятно, что от этого страдала работа не только данного сотрудника, но и, в известной степени, работа всей компании.
На самом деле в большей степени хочется посочувствовать боссу этой компании. Только вот он наверняка даже и не подозревает о том, чем живет и о чем думает его «команда». Мало кто может открыть глаза руководителю на реальное положение дел. Это смельчаки, которые входят «в клетку со львом». С другой стороны, не стоит считать босса неразумным младенцем, который даже не чувствует, что в коллективе происходит «брожение умов». Скорее всего, ему это просто неинтересно. А некоторые руководители даже удовлетворены такой ситуацией. Им кажется, что, закручивая интриги, подчиненные не конфликтуют с начальником.
Чтобы проверить, насколько ваши подчиненные адекватно представляют себе действительность, имеет смысл провести экспресс-эксперимент. Можно выбрать несколько ключевых тем, например: «Каковы ближайшие перспективы развития компании?», «Что на сегодняшний день представляет для компании наибольшую угрозу?, «Какие изменения в организационно-штатной структуре планируются в ближайшее время?» и так далее. На эти вопросы сначала отвечает руководитель (руководство), желательно в письменной форме. Затем - сотрудники подразделений. Самое интересное - сопоставление полученных мнений. Скорее всего, в коллективе, где «тайны мадридского двора» - неотъемлемый атрибут повседневной жизни, точки зрения будут диаметрально противоположными.
Расхождение в видении - хороший повод задуматься. Возможно, персонал просто не информируется надлежащим образом и, естественно, питаясь собственными домыслами, страдает от этого.
Еще одна распространенная причина бурного процветания слухов в компаниях - людям просто нечем заняться. Именно «от нечего делать» начинается обсуждение, состоит ли кто-то с кем-то в родственной или какой-либо другой связи. Также, если люди не мотивированы на достижение общего результата, возможно обсуждение в коллективе таких тем, как «Кто виноват?», «Он не способен выполнить данное задание»...
Имеет смысл как можно чаще устраивать совместные собрания по текущим вопросам, организовывать «мозговые штурмы». Психологами давно замечено, что совместное решение задач отлично сплачивает людей. Там, где руководство осознает важность корпоративной культуры и уделяет внимание этому аспекту развития компании, наш герой вряд ли столкнулся бы с описанными проблемами.
Конечно, можно поддаться импульсу и... уволиться. Если нет желания бороться и человек считает, что игра не стоит свеч, ему лучше реализовать свой потенциал в другой фирме. Но наш герой, как я понял из письма, имеет «боевой» настрой.
Начнем с того, что ему надо поработать над уверенностью в себе. Ведь никто из сотрудников в открытую не заявлял о своем негативном к нему отношении. Случайно услышанный разговор мог идти не о нем, а о другом человеке, возможно даже не о сотруднике компании. Кстати, подслушивать иногда просто вредно.
Сотрудники конструкторского отдела, «подслушав» о предстоящей реорганизации, отложили все свои разработки и сосредоточили свои усилия на подготовке собственного проекта реорганизации. На «подготовку» ушло две недели. Никакой реорганизации не планировалось в принципе.
Кстати, даже «происки» секретаря можно расценить как ее рассеянность и обычную ошибку. Возможно, наш герой сам живет в мире «мифов», которые сам себе и придумывает?
Теперь рассмотрим ситуацию, когда «заговор» объективно существует. Что делать, если все-таки именно вас напрасно подозревают в родственных связях с боссом и это мешает вам работать? Во-первых, можно открыто выступить с опровержением (если еще есть доверие аудитории): «Я слышал, что меня называют шурином босса. Заявляю официально – это не так».
Можно попытаться начать борьбу с распространителями слухов. Например, попробовать каким-либо образом сослаться в общей беседе на предполагаемый источник слухов. Показать - кому могло быть выгодно распространение данной информации и почему. Но такой способ под силу только прирожденным интриганам. Порой люди сами запутываются в собственных сетях.
А вот жизнерадостным и открытым новичкам лучше пустить в дело весь запас веселья и остроумия. Лучшие инструменты: юмор, ирония, гиперболизация. «Да, мы родственники, причем братья, сводные, разлученные при рождении, да-да-да...» Коллеги начинают видеть всю нелепость ситуации и могут, в принципе, успокоиться. Если же время упущено и тема вошла в стадию горячего обсуждения, прямое обращение к публике может вызвать еще более негативную реакцию - «на воре и шапка горит». Тогда можно атаковать слух не в лоб, а «с флангов». Не «бередя» старую сплетню, можно попытаться «как бы кстати» распространить свою информацию и действовать так, чтобы в глазах общественности создалось противоположное мнение. Кстати, можно «просто так» принести фотографии, сделанные в выходные на даче, куда ездила вся семья. Сотрудники, естественно, будут искать глазами шефа, и тут можно обронить фразу: «Интересно, а в нашей компании принято показывать фотографии начальству?» Такой наивный вопрос может отмести все подозрения в родстве.
Но, пожалуй, главное - умело налаживать отношения со своими подчиненными. Чаще всего успеха добиваются руководители, которые убедительны в своем желании установить открытые и доверительные отношения. Самый верный способ не стать жертвой слуха и тем более его распространителем - сконцентрироваться на достижении рабочих целей. А чтобы завоевать расположение коллег, необходимо продемонстрировать собственный профессиональный успех и помогать другим быть успешными.
Подготовила Ирина Ильинская
|