Любая компания должна иметь четко прописанную миссию, о которой должен знать каждый сотрудник, - с этим утверждением вряд ли можно поспорить. Однако мало кто пробует написать свою собственную миссию, сформулировать свои долгосрочные цели. Между тем ключом к разрешению любой сложной ситуации, в том числе и с карьерой, является вопрос "Чего же я хочу?".
К Михаилу Фролкину, управляющему партнеру компании HeadHunter, в прошлом рекрутеру, недавно обратился за экспертным советом руководитель VIP-направления одного из крупнейших и известнейших банков. «Другая банковская структура, тоже очень крупная, хотя и не с таким громким именем, предложила ему уйти с менеджерской позиции и заняться у них private banking – индивидуальным обслуживанием клиентов, которые располагают сотнями тысяч, миллионами и десятками миллионов долларов, – рассказывает Фролкин. – Надо сказать, что мой друг всегда мечтал попробовать себя именно в private banking. Но на текущем месте он имел должность начальника отдела, тридцать человек подчиненных, стабильный высокий доход, а на новой позиции он должен был "руками" продавать очень сложный продукт очень богатым людям, причем, вроде бы, даже теряя в деньгах, во всяком случае поначалу». И вот, обозначив альтернативу, менеджер принялся перечислять преимущества и недостатки двух вариантов, однако Михаил, который в тот момент очень торопился, прервал его: «Нет смысла считать абстрактные плюсы и минусы – они должны разбиваться о твою дерзкую мужскую цель. Дети твои уже с голоду не умрут. Сам-то ты чего хочешь?» Простой вопрос произвел ошеломляющий эффект. «По словам моего приятеля, это был лучший совет из тех, что он когда-либо получал, – признался глава компании HeadHunter. – Как ни странно, то, что нужно четко ставить личные цели, «видеть» свою судьбу, становится новой мыслью для многих менеджеров: достигнув определенных высот, они теряют ориентир и «плывут по течению», реагируя на поставленные жизнью вопросы «по ситуации».
Как ни странно, то, что нужно четко ставить личные цели, "видеть" свою судьбу, становится новой мыслью для многих менеджеров
За полгода существования «Карьерного коучинга» в онлайн-журнале HEADHUNTER::Magazine в рубрике было опубликовано 50 статей. В подготовке материалов приняли участие более сотни экспертов: коучей, бизнес-тренеров, консультантов агентств по подбору персонала, топ-менеджеров – и этот круг постоянно расширяется. Основой для большинства публикаций становятся вопросы наших читателей. Несмотря на то, что каждая предложенная ситуация уникальна, при ответе на многие письма приходится затрагивать все ту же тему – жизненные и карьерные приоритеты, проще говоря – уточнять ответ на вопрос «Чего вы хотите?». Формулировка желаний (другими словами – целей) имеет особое значение в ситуациях выбора, когда есть возможность пойти по одному из примерно «равноправных» путей. В таких случаях простой подсчет плюсов и минусов обоих вариантов не дает значимого результата. Учет достоинств и недостатков имеет смысл только в контексте долгосрочных целей, о чем рассказывалось, к примеру, в репортаже с коуч-сессии, посвященной преодолению «карьерного потолка». Один из способов их определения – это, во-первых, спросить себя «Как я вижу себя через пять лет?» и, во-вторых, дать на этот вопрос честный ответ, а не тот, который вы заготовили для очередного собеседования.
Самый профессиональный коуч, а тем более сотрудник кадрового агентства или представитель работодателя, попросит вас сформулировать запрос: «Какова ваша цель в данной ситуации? Какого результата вы хотите добиться?» Кажущаяся простота ответа обманчива: человек может избегать конкретизировать свои желания, выдавать за них чужие просто потому, что находится «внутри проблемы», не видит перспективу своего развития за «лесом» эмоций.
Зачастую результат дает не коуч-сессия и не какие-то особые приемы, применяемые специалистами, а сам человек подталкивает себя на нужный путь, проговаривая свои желания
Попробуйте научиться правильно «загадывать желания» и на повседневном, бытовом уровне. Начните, например, с эффективной и при этом доступной техники SMART, которую часто рекомендуют на бизнес-тренингах: цель должна быть конкретной – Specific, измеримой – Measurable, честолюбивой, мотивирующей – Ambitious, ограниченной по сроку достижения – Time bounded (существуют и другие варианты расшифровки этой аббревиатуры). Допустим: «Хочу найти работу пиар-директора с окладом не меньше 3000 долларов в течение ближайшего месяца в такой-то компании». Немаловажный момент: произнесите эти слова вслух, несколько раз, громко и четко (желательно, конечно, в этот момент находиться в одиночестве).
Даже после того, как эта, в общем-то, простенькая техника помогла мне несколько раз, в том числе и с выходом из карьерных тупиков, я не мог найти объяснения, «как это работает», и считал причинно-следственную связь между вербализацией желания и его исполнением почти мистической. Мое отношение изменилось после того, как я пообщался на тему самоопределения с несколькими коучами, которые признались, что зачастую результат дает не коуч-сессия и не какие-то особые приемы, применяемые специалистами, а сам человек подталкивает себя на нужный путь, проговаривая свои желания.
Конечно, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, коуч может и не понадобиться. Просто, решая в очередной раз пожаловаться самому себе на то, что «все плохо», прежде спросите себя: «А какое свое состояние я назову хорошим? Чего мне не хватает?» И уж тем более избегайте произносить безысходное «ничего не хочу» – эта фраза тоже может запрограммировать вас на некий результат, точнее, на его отсутствие.
Идею о необходимости точно определять свои желания неоднократно подтверждали и эйчар-менеджеры, и руководители других функциональных направлений. Александр Филатов, первый вице-президент компании «Каскол», разделяя идеи Стивена Кови, считает, что для управления собственной жизнью необходимо заниматься ее письменным планированием: составить миссию, сформулировать личные ценности, наметить долгосрочные цели. Филатов сам раз в полгода посвящает этому целый день, уединяясь в заброшенном ресторанчике где-нибудь в Подмосковье или в Швейцарии. Виктория Петрова, директор по персоналу компании РУСАЛ, рекомендует вариацию способа «заказа желания», предусматривающую визуализацию цели. Если вы мечтаете, предположим, о загородном доме, нарисуйте его, как умеете, на листе бумаги и повесьте над кроватью, чтобы это было первой вашей картинкой, которую вы видите с утра, и последней, которую вы видите перед отходом ко сну. Несмотря на некоторое сходство с ритуалом вуду, никакой мистики в данной процедуре нет: визуализация и/или вербализация вашего стремления помогает перенести желаемое из сферы бессознательного в сферу сознательного. Этот переход становится фундаментом для построения дальнейших планов на будущее, корнем для вашего «дерева целей».
Первая и зачастую основная сложность на пути к успеху - даже не в том, чтобы ответить на вопрос "Чего я хочу?", а в том, чтобы его задать
Итак, первая и зачастую основная сложность на пути к успеху – даже не в том, чтобы ответить на вопрос «Чего я хочу?», а в том, чтобы его задать. После того как я озвучил эту идею на встрече с читателями, ко мне стали подходить посетители и смущенно объяснять, что они понимают свои желания, но пока не видят, как им это понимание может помочь. Разумеется, перевод своего желания на сознательный уровень далеко не всегда означает его автоматическое и немедленное исполнение, однако задать себе этот вопрос и тем более ответить на него – уже большой шаг в сторону успеха. Ответ на вопрос «Чего я хочу?» не является решением ваших проблем, но только его постановка уже может направить ваши мысли в нужное русло. Следующей вашей задачей должно стать формирование списка возможностей, которыми вы обладаете для достижения желаемого, и определение «пробелов», которые нужно восполнить для реализации цели.