error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='710',showed='1',date=NOW(),ip='18.189.182.233',sess='3sjabauign3e5bnvkfh565f2u5',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=710'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
В чём секрет авторитета? | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

В чём секрет авторитета?


Людмила Буркина
Источник: Элитный персонал

Авторитет – материя тонкая. Завоевывается он годами, а разрушается в момент. Чародеям и магам от PR это хорошо известно. Впрочем, если вы далеки от политических страстей, то вполне сможете взять под контроль собственный

Авторитет – материя тонкая. Завоевывается он годами, а разрушается в момент. Чародеям и магам от PR это хорошо известно. Впрочем, если вы далеки от политических страстей, то вполне сможете взять под контроль собственный авторитет. Главное – помнить о трех китах, на которых он держится.

На эту тему размышляет Владимир СТОЛИН, доктор психологических наук, профессор, генеральный директор компании «ЭКОПСИ Консалтинг».

- Владимир Викторович, что это за феномен такой - авторитет?

- Слово «авторитет» очень многозначное. Если, например, люди обладают властью – над другими людьми, над деньгами, над событиями, то это само по себе придает им в глазах всех остальных определенный вес.

А вот что делает людей авторитетными при прочих равных условиях? Почему суждения одного человека для нас авторитетны, а суждения другого, занимающего сходную позицию, кажутся нам недостаточно существенными?

- В чем же здесь специфика?

- Представим себе две группы людей - обладающих и не обладающих авторитетом, и попробуем их сравнить. Наверное, прежде всего выяснится, что для нас являются авторитетами те люди, которые делом доказали свою успешность. Перед нами, к примеру, могут выступить лектор с рассказом о том, как стать известным писателем, и сам известный писатель. Мнение второго в данном случае будет для нас более значимо.

- Говорят, инструктор по плаванию не обязательно должен уметь плавать?

- Тут бы я не согласился. Он не обязательно должен быть олимпийским чемпионом. Для нас суждения человека, просто смыслящего в конкретной области, будут менее ценными, чем суждения человека, который в этой области преуспел. Нам так и хочется спросить первого: «А ты сам-то доказал своей жизнью, что это так?»

Если человек построил крупную компанию, добился успехов, - он авторитетен для своих сверстников, коллег, подчиненных. При прочих равных то, что он сделал, дает ему этот авторитет.

- Авторитет - это награда?

- Да, это награда, или признание того факта, что дела важнее слов. Так мы обнаружили первый фактор, который вызывает авторитет. Второй фактор выявляется при более близком взаимодействии людей: при совместной работе в одной компании, в одной команде. Я бы назвал его «фактор доверия».

- Почему доверия?

- Речь идет о моральной твердости человека. Он не откажется от вас, если что-то вам пообещал, только потому, что может иметь из-за этого какие-то неприятности.

Для нас авторитетен тот руководитель, который не обязательно добр, но последователен и надежен. Когда-то давно я написал кандидатскую диссертацию, принес своему научному руководителю, и он ее одобрил. Потом, когда я стал ее докладывать, то получил массу критики от оппонентов. Причем некоторая была по советским временам довольно злая, например, обвинение в идеализме. Как же поступил мой руководитель? В таких ситуациях люди проявляются по-разному. Одни, для того чтобы про них «ничего такого» не подумали, поблагодарят и скажут: «Я и сам это видел, но спасибо, что Вы…» И от вас открестятся.

- Ваш руководитель от Вас не отрекся?

- Нет. Это был академик Леонтьев. Он показал всем, что не видит никакой крамолы, что все замечательно. Защита прошла нормально, а если бы он отрекся, все бы провалилось.

- Но это больше касается авторитета в личных качествах, чем в профессиональных делах.

- Видите ли, сейчас, в разговоре мы эти факторы пытаемся проанализировать. А в реальности в нашем сознании мы все объединяем.

Допустим, такой-то человек для нас в таких-то вопросах авторитетен, поскольку он заметный хирург, или спортсмен, или предприниматель, и доказал это своей жизнью. В то же время, когда мы вступаем в личные отношения, у нас появляется возможность еще одного критерия - человеческого. Если бы мой научный руководитель отрекся от меня, то для меня его авторитет как личности перестал бы существовать. Поскольку он продемонстрировал бы моральную слабость, боязнь реакции окружающих. Если бы тот же самый человек сказал: «Ты написал ерунду!», его авторитет не пострадал бы. Он имел право быть недобрым, как и руководитель, который, к примеру, кого-то увольняет. Но если последний говорит работнику: «Ты вел себя правильно, я буду тебя защищать», и в то же время, когда вышестоящая инстанция настаивает на увольнении, не встает на вашу защиту, а заявляет: «Вы мне раскрыли глаза на него, я раньше не видел…», то он теряет авторитет в глазах своего подчиненного. Потому что он показал, что несамостоятелен, что он заимствует суждения тех людей, к которым считает нужным приспособиться.

- А как же Галилео Галилей? Он отрекся от своего открытия, но его портреты висят в каждой школе?

- Да, для нас он по-прежнему авторитетный ученый. Но Галилею приписывают несогласие: «А все-таки она вертится!» Он отрекся формально, ради спасения жизни. Видимо, когда нам угрожают костром, большинство из нас готово пожертвовать авторитетом.

- Наверное, это были другие времена, но все-таки люди судят очень максималистски.

- Люди так устроены. Когда мы видим противоречие между масштабом личности и масштабом поступка, то и масштаб личности тут же для нас мельчает. И по большому счету мы правы.

Есть и еще один фактор, который влияет на восприятие авторитетности и неавторитетности человека. Это профессионализм - очень важное современное измерение.

Спортсмен, победивший на Олимпиаде, для нас авторитетен, потому что он доказал свой успех реально. Тем не менее, его соображения о психологии спортсмена-победителя могут быть недостаточно профессиональными. Он же не занимался анализом того, что происходит с людьми, когда они достигают высоких результатов. А мнение на эту тему психолога базировано не на ощущениях, не на собственном опыте, но на специальных знаниях, исследованиях, которые входят в его профессию. И оно для нас авторитетно.

- Что нужно делать, чтобы завоевать авторитет?

- По крайней мере, помнить об этих трех очень важных факторах. Люди вам будут верить, когда вы не просто на словах, а на деле доказываете свои успехи, если вы будете восприниматься человеком, которому можно доверять, и проявите себя настоящим профессионалом.

- Может ли кто-то подорвать авторитет человека, кроме него самого?

- Конечно. Что делает черный пиар, когда кого-то дискредитирует? Он бьет по тем основам, на которых строится восприятие авторитета. «Успехи? Да успехи не его». «Ученый? Да диссертацию он украл». «Построил? Да не он строил, а его сотрудники. Он только подписывал». Так разрушается первый параметр: нет никакого достигнутого успеха, присвоено то, что сделано другими людьми. Дальше разрушается образ человека, которому можно доверять. «А вы знаете, что он сделал тому-то и тому-то, которые служили ему верой и правдой? Он их сдал, вышел сухим из воды». Затем ставятся под сомнение профессиональные качества. «Вы считаете, что он профессионал? А вы послушайте, что он сказал. Эксперты утверждают, что это безграмотно».

Собственно, черный пиар и нужен для того, чтобы разрушать авторитеты. Мы же не хотим избирать неавторитетных людей.

- А в коллективе, где все друг друга знают, наверное, сложнее «возвести напраслину»?

- Чем теснее люди общаются, тем труднее подорвать авторитет человека. Ведь всегда есть возможность проверить информацию. Но черный пиар есть и в маленьких коллективах, например, в семье. Мать с отцом не ладят, и один из родителей пытается подорвать авторитет другого родителя в глазах ребенка.

- Как вести себя человеку на новом месте работы, чтобы к нему стали относиться уважительно?

- Прежде всего, он должен показать себя профессионалом, со временем у него возникает шанс проявить себя человеком надежным, и только впоследствии появляется возможность доказать, что он достиг некого успеха и на базе этого успеха имеет право на суждение.

- Можно ли «с ходу» продемонстрировать свой профессионализм?

- Современное понятие профессионализма не сводится к тому, что, например, инженер должен много знать сугубо в рамках своей инженерной дисциплины. Профессионализм должен быть и в том, как человек общается со своими коллегами, подчиненными, боссом. Если, к примеру, sales-менеджер поругался с клиентами, все скажут, что это непрофессионально. Умение взаимодействовать с людьми – первое, что можно продемонстрировать.

Второе. Профессионал никогда не будет делать суждений в области, в которой он некомпетентен. Это тоже людьми уважается. Если вы пришли на работу, например, в инженерный департамент, а в курилке ругаете финансистов, то это непрофессиональное поведение. И вместо того чтобы строить авторитет, основываясь на своих сильных чертах, вы начинаете заведомо его разрушать. Как правило, наши суждения вне области нашей компетенции поверхностны, мы не знаем деталей, не знаем обстоятельств, но позволяем себе делать выводы.

- Например, кричим «Судью на мыло!»

- Это позволительно, если это не наша работа. Но, приходя в компанию, вы не должны забывать, что вы не болельщик на стадионе, вам нельзя так кричать, иначе все поймут, что вы неавторитетный человек: высказываетесь в областях, в которых ничего не смыслите.

То же самое с доверием. Иногда люди, надежные как работники, позволяют себе быть ненадежными в других вещах, например, коммуникациях. Что-то обещают (позвонить, найти справку, оказать услугу) и – не делают. Человек мог переоценить свои силы, не рассчитать время, и в итоге выступил как ненадежный.

- И, стало быть, сильно навредил своему авторитету в организации?

- Да. Людям свойственно обобщать. Кто-то вам пообещал привезти, к примеру, пособие по садоводству, но не привез. Это пособие не имеет никакого отношения к работе, предположим, банка. Но вывод вы сделаете, что человек ненадежен. Хотя на самом деле как банковский служащий он вполне внушает доверие. Просто к разным сферам своей жизни он предъявляет разные требования.

Если помнить о том, как строится авторитет и как он теряется, подобных ошибок можно избежать.

 

                                                                                                            Беседовала Людмила Буркина

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru