error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='6921',showed='1',date=NOW(),ip='18.118.162.8',sess='t52824iant376p74p1s1shrs16',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=6921'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
СТУК-СТУК-СТУК, ЧТОБ КАРЬЕРА НЕ ЗАСТОЯЛАСЬ | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

СТУК-СТУК-СТУК, ЧТОБ КАРЬЕРА НЕ ЗАСТОЯЛАСЬ


А. П. Кротков
Источник: Работа и зарплата

Есть распространенное мнение, что в культурном самосознании нашего народа доносительство, как бы красиво оно ни именовалось (например, выполнение гражданского долга), никогда не будет считаться достойным и уважаемым делом. Мол, свою прививку мы получили еще в 1937 году, когда каждый второй сигнализировал куда надо на каждого первого и наоборот. Однако по мере того как отечественный бизнес отстраивается в соответствии с западными принципами деловой этики, все большему числу россиян приходится пересматривать свое отношение к институту стукачества.

Заграница нас научит… стучать цивилизованно
Очень часто новичок, устраивающийся на работу в филиал западной компании, оказывается перед выбором — принимать или не принимать ему новые для себя правила игры, в рамках которых, в частности, он обязан доносить руководству о коллегах — нарушителях корпоративной и трудовой дисциплины. Возможно, многие патриоты, любящие порассуждать за кружкой пива о несгибаемом русском характере, будут разочарованы, узнав результаты недавних исследований отечественных ученых. Оказывается, наши люди психологически достаточно гибки и легко приспосабливаются. Психологи опросили несколько сотен служащих российских филиалов западных компаний: проблема взаимной подозрительности оказалась лишь во втором десятке по своей актуальности и болезненности для психики респондентов. Более того, постепенно информирование руководства о происходящих в компании нарушениях становится нормой и во многих отечественных фирмах. Наши управленцы перенимают все самое передовое у иностранных коллег, например заказывают специальные тренинги, обучающие, как вовремя выявить всех скрытых саботажников и вредителей в своем и соседнем отделах и оперативно «отстучать» добытую «развединформацию».
«У нас на предприятии принят кодекс поведения сотрудника, — рассказывает менеджер известной российской кондитерской компании. — В нем предусмотрено, что каждый рабочий и инженер обязан помочь родному предприятию, в том числе рассказав о фактах нарушения трудовой дисциплины, воровстве, порче оборудования. Благодаря неравнодушию сотрудников, алкоголики и несуны надолго не задерживаются. А бдительным патриотам предприятия за каждый важный сигнал мы выплачиваем премии. И ничего плохого я в этом не вижу. Просто люди заинтересованы в том, чтобы репутация нашей фирмы и качество продукции всегда были на высоте».
Не берусь однозначно комментировать слова этого менеджера. С одной стороны, будь в нашем отечестве побольше неравнодушных и бдительных граждан, сколько бед, катастроф, преступлений удалось бы предотвратить. Да и коррупции наверняка стало бы поменьше, если бы каждый взяткодатель опасался неминуемого звонка в правоохранительные органы. Но с другой стороны, слишком недалеко мы еще ушли от того времени, когда «сознательные» граждане убирали с помощью доносов мешающих соседей по коммуналке и отправляли на тот свет начальников, чье кресло мечтали занять. Впрочем, мода на доносительство пока не стала у нас повальной и, видимо, не скоро приживется. Об этом свидетельствует любопытный опрос, проведенный среди американских и российских школьников. Ребят спрашивали: «Подскажете ли вы своему товарищу, не знающему, как решить задачу у доски?». Как вы, наверное, уже догадались, подавляющее большинство наших соотечественников без колебаний ответили: «Да», «Конечно!», «Да это же естественно!». Зато юные янки решительно высказывали противоположное мнение: «Это его испытание, и он должен сам его пройти», или «Это против правил!», или «Разве он недоумок, чтобы я решал за него задачу?».

«Телеграфисты» — неотъемлемая часть западной деловой культуры
Добропорядочному американцу или англичанину, как правило, даже не требуется специально разъяснять, что в случае любого нарушения он обязан сообщить об увиденном в администрацию своей фирмы, ближайший полицейский участок или в налоговую службу. Такова традиция западной культуры. Этому же учит протестантская этика: если ты материально обеспечен, здоров и вообще успешен — значит, ты любим богом и соблюдаешь мирские и религиозные законы. Следовательно, твой долг христианина и гражданина — доложить куда следует о любом нарушении порядка.
Правда, бывают и перегибы. Например, не так давно агентство France Press сообщило о довольно неприглядном инциденте: сотрудник одной очень известной компании по производству сладкой газированной воды (все мы прекрасно знаем данную торговую марку) был уволен только за то, что неосмотрительно — на глазах коллеги — выпил шипучку из банки, раскрашенной в цвета главного конкурента своей компании. Очевидец сего кощунства то ли побоялся сам быть уволенным за недоносительство (а вдруг факт «предательства» видел кто‑то третий), то ли прикончил сослуживца из принципиальных соображений. А может, он просто выслуживался перед администрацией. Информагентство не называет конкретной суммы в серебрениках, которую заслужил иуд… то есть, я хотел сказать, честный работник компании.
А, например, краткое руководство по деловой этике одной всемирно известной южнокорейской автокорпорации содержит статью, предельно подробно регламентирующую порядок доклада о замеченных нарушениях: «Если вам стало известно, что действия или намерения кого‑либо из сотрудников (временных либо вышестоящих) идут вразрез с интересами компании, нарушают деловой кодекс компании или же от лица компании проводятся операции, ставящие под угрозу ее имидж и деловую репутацию, вы обязаны немедленно довести эту информацию до старшего администратора службы безопасности компании или же до одного из членов совета директоров. При этом вы можете игнорировать все правила иерархической цепочки, то есть действовать через голову непосредственного начальства». Естественно, такие документы становятся достоянием широкой публики только благодаря утечкам в прессу и сразу делаются предметом газетных дебатов на тему «О жутких порядках, царящих за сверкающими фасадами крупных корпораций».
Впрочем, пока существует власть в любом ее виде, спрос на доносительство и доносчиков будет оставаться. Другой пример. Относительно благополучная Чехия. Владельцы одной из крупнейших в стране пивоваренных компаний установили на своих заводах специальные анонимные телефоны, по которым сотрудники могут рассказать о проступках своих коллег. Причем аппараты эти смонтированы в виде непроницаемых для посторонних глаз будок. Уже через полгода после начала эксперимента руководители компании мажорно отрапортовали через прессу всей стране, что с помощью нескольких десятков анонимных телефонов им удалось значительно повысить эффективность труда, практически искоренить мелкие кражи и снизить до минимума поломки оборудования. Более того, переставшие чувствовать себя спокойно рабочие уже опасались лишний раз в служебное время позвонить кому‑нибудь по мобильному телефону или завести интрижку с симпатичной женщиной-коллегой. Чешские психологи, заинтересовавшиеся данным экспериментом, не преминули провести собственные исследования на данных предприятиях: 46 % анонимно опрошенных ими рабочих написали в анкетах, что обязательно доложат начальству, если кто‑то из их товарищей плохо трудится или ведет себя неправильно.

Стоит ли поощрять бдительных офисных «доброжелателей»?
Каждому начальнику самому приходится находить ответ на этот неоднозначный вопрос. Обычно все напрямую зависит от стиля руководства, который исповедует тот или иной босс. Авторитарный лидер, как правило, не склонен рассчитывать на доброжелательную открытость коллектива, ему обязательно потребуются свои информаторы в среде подчиненных. Да и лебезящих перед первым лицом фирмы заместителей тоже ведь надо как‑то перепроверять, а то они в своем страхе и желании услужить будут вечно передавать наверх сильно приглаженную необъективную информацию. Любому тирану, окруженному плотным кольцом баснопевцев и лизоблюдов, без разветвленной сети осведомителей просто не обойтись. Кроме того, бывают ситуации, при которых любая информация из среды подчиненных становится жизненно необходимой для спасения дела.
Так, Сергей долго и упорно шел к собственному бизнесу. После многих лет борьбы с чиновниками, местными бандитами и конкурентами ему удалось создать в родном городе сеть из трех придорожных комплексов, включающих в себя кафе, небольшой магазинчик, заправку, автомойку и сервисный центр по ремонту машин. Дело оказалось довольно прибыльным, так что со временем Сергей даже стал подумывать о расширении бизнеса. Но вдруг финансовые показатели одного из центров резко пошли вниз. После увольнения его управляющего все на время стабилизировалось, но потом ситуация повторилась. Вроде бы данный комплекс находился на выгодном месте, клиентов всегда хватало, а прибыли от него было все меньше и меньше. Прямые попытки выяснить причину загадочного явления ни к чему не приводили. Сотрудники заправочной и мастерской в один голос утверждали, что все дело в старом оборудовании и отсутствии хорошей рекламы. Помог Сергею его приятель из местного уголовного розыска, который профессионально взял в оборот одного из слесарей и при помощи этого «засланного казачка» выяснил истинные причины финансового неблагополучия. Оказалось, что большую часть времени работники мастерской тратят на выполнение левых заказов, заправщики «химичат» с топливом и прибылями, а полученные средства делят между собой. Даже вновь назначенный директор быстро коррумпировался, как и бухгалтер. Понятно, что, если бы не поступившая вовремя информация, предпринимателя ожидали бы большие проблемы.
Совсем другое дело — организация, устроенная по демократическому принципу. Как правило, в условиях мягкого климата сотрудники более лояльны к руководству и открыты для взаимного сотрудничества. Информация снизу почти не искажается на пути к верхушке руководства. Любая попытка при смене менеджмента ввести практику взаимной слежки будет напоминать работу стахановской бригады лесорубов в девственных джунглях, что в итоге быстро и самым негативным образом скажется на психологической обстановке в коллективе.
Есть и иной путь. С согласия сотрудников ввести в распорядок компании отдельные элементы информирования руководства о наиболее вопиющих фактах нарушения дисциплины. В этом случае начальнику желательно:

  • четко обозначить перечень нарушений, о которых он хочет иметь оперативную информацию от своих коллег-подчиненных;
  • не назначать по примеру покорителей Дикого Запада премиальных за каждый преподнесенный боссу скальп нарушителя: поощрения за доносы — это, по меньшей мере, аморально и обязательно вызовет среди подчиненных нездоровые взаимные подозрения;
  • гарантировать анонимность информаторам;
  • обязательно подчеркнуть, что жалобы будут приниматься только в отношении самых злостных нарушителей корпоративных правил, чьи действия приносят существенный вред фирме.

    Стучать или не стучать?
    Мы часто становимся жертвами обстоятельств, когда судьба практически не оставляет нам выбора. Даже совесть нашей эпохи — писатель-диссидент Александр Солженицын — откровенно описывает в своих мемуарах эпизод, как однажды его, политзаключенного, вызывал к себе лагерный особист и ласковыми уговорами, чередующимися с угрозами стереть молодого человека в лагерную пыль, завербовал в качестве сексота (секретного сотрудника). К счастью, впоследствии Солженицыну удалось избавиться от сомнительной чести состоять в стукачах при лагерном куме, и он не замарал свою душу предательством товарищей. Но ведь были тысячи тех, кто ради выживания стал доносчиком.
    Сейчас, конечно, не 30‑е годы, но выбор многим приходится делать схожий. Иметь работу — значит жить нормальной жизнью. И что делать, если молодого сотрудника сама ситуация попросту ставит перед выбором: либо он донесет на коллегу-нарушителя, либо донесут на него как на несознательного сотрудника.
    Вот ситуация, с которой столкнулся Максим, молодой менеджер крупного магазина по продаже бытовой техники: «По окончании испытательного срока меня вызвал начальник службы безопасности и поздравил с зачислением в штат. Однако помимо этого радостного известия я также получил предложение, от которого, по замыслу высокого начальства, не смог бы отказаться. Мне прямым текстом сообщили, что теперь моя карьера и повышение зарплаты будут во многом зависеть от того, насколько активно и регулярно я буду докладывать обо всех нарушениях и служебных промахах коллег. Первым моим желанием было плюнуть в самодовольную рожу напротив себя, но потом я вспомнил о том, сколько месяцев искал приличную работу с достойным окладом и как рады мои домочадцы, что я наконец трудоустроился…»
    Законы выживания в «кислотной» среде взаимного доносительства таковы:
  • если работа вас устраивает и требуется быть «бдительным», применяйте это оружие только против тех, кто действительно преступает все разумные законы дозволенного; вначале лучше все же попытаться вразумить человека и уж потом информировать начальство;
  • если вы столкнулись с патологическим доносчиком, для которого стукачество стало хобби (если не главной профессией), мысленно представьте его только что сбежавшим из лепрозория;
  • дозируйте информацию о себе; если в коллективе работает стукач, он обязательно воспользуется любым неосмотрительно сказанным вами словом;
  • если атмосфера взаимного доносительства вас сильно тяготит, начинайте искать другую дорогу — в конце концов, в России еще далеко не везде требуется делать стук‑стук‑стук во имя карьеры!
  • Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
    Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru