Школа верности
Наталия Довнар
Источник: журнал "Финанс"
Можно ли, добиваясь справедливости, нарушать корпоративную этику и общепринятые нормы поведения? В том, существуют ли границы лояльности сотрудников, попытался разобраться журнал «Финанс».
Поводом к написанию статьи
Можно ли, добиваясь справедливости, нарушать корпоративную этику и общепринятые нормы поведения? В том, существуют ли границы лояльности сотрудников, попытался разобраться журнал «Финанс».
Поводом к написанию статьи стал спам c бескомпромиссным заголовком «Новые серьезные проблемы повлекли неблагоприятные изменения в кредитной политике Международного банка Санкт-Петербурга». В сообщении указывалось, что банк увеличил ставки по действующим кредитным договорам в 1,5 раза, что является нарушением действующего законодательства, запрещающего финансовым институтам изменять условия договоров в одностороннем порядке. Кроме того, в письме содержалась информация о якобы наличии к банку претензий налоговых органов на сумму 60 млн рублей. Хотя письмо и было подписано заместителем начальника юридического департамента банка Альбиной Сергеевой, тональность поданной информации, так же как и способ рассылки, наводила на мысль, что это «черный» PR, а лицо, указанное в письме, вымышленное. Оказалось, что это не так — на момент сдачи номера Альбина Сергеева до сих пор являлась сотрудником банка. Данная история затрагивает сразу несколько аспектов нелояльности — явления, против которого не изобрели еще действенного метода борьбы.
Все началось с межличностного конфликта между Альбиной Сергеевой и ее непосредственным руководителем — начальником юридического департамента Татьяной Поляковой, наложившей на подчиненную дисциплинарное взыскание. Попытка пострадавшей стороны призвать в третейские судьи президента банка Сергея Бажанова не увенчалась успехом. Дальнейшие события разворачивались по сценарию мексиканского сериала. За приказом последовали служебные записки руководству, ставящие под сомнение профессиональный уровень замначальника юридического департамента, материальные взыскания и попытки избавиться от надоевшего сотрудника. Альбина Сергеева принимала ответные шаги — обратилась в суд по делу о клевете, разослала коллегам открытое письмо, в котором выразила свою точку зрения по поводу событий, а когда ее корпоративный почтовый ящик заблокировали, создала собственный сайт. Лично пообщаться с корреспондентом «Ф.» истица отказалась. Не согласился прокомментировать ситуацию и банк. Однако ясно одно — сотрудник, нарушивший неписаный кодекс чести, проигрывает в любом случае. Даже если суд его оправдает.
Кодекс этики
Большинство опрошенных — юристов, психологов и специалистов консалтинговых агентств — склоняется к мнению, что любой конфликт необходимо пытаться урегулировать мирным путем — диалогом и разумным компромиссом. Обращение в суд — крайнее средство. И вне зависимости от развития ситуации в целях собственного же благополучия совершенно недопустимо публично распространять негативную информацию о компании.
Партнер компании «Флэкс» Татьяна Сосновская твердо уверена, что лояльность — это корректное, уважительное, доброжелательное отношение сотрудника к фирме, соблюдение им правил, норм и предписаний даже при инакомыслии. Руководитель департамента рекрутмента для рынка финансовых услуг агентства Карина Коэн добавляет: «Лояльным считается сотрудник, который, приняв решение о начале сотрудничества с компанией, следует ее корпоративным стандартам. Разумные люди вне зависимости от уровня их профессионализма понимают, что демонстрация лояльности на текущем месте работы — залог успеха их профессионального и личностного развития в будущем, уже не говоря о приобретении репутации надежного командного игрока».
Однако случаи из жизни компаний показывают обратное — корпоративными нормами этики нередко пренебрегают. Происшедшую в банке ситуацию можно воспринимать по-разному. Сотрудники одной из служб безопасности, не пожелавшие раскрыть свое имя, предположили, что это может быть делом рук конкурентов банка. В их практике встречались случаи, когда топ-менеджер получал предложение о новой работе на значительно более выгодных условиях, а вместе с тем и задание спровоцировать конфликтную ситуацию, которая выставила бы компанию в невыгодном свете. У психолога Ирины Лисовской другое мнение: «Очень часто острое чувство обиды и несправедливости затмевает все остальное. В стрессовых ситуациях, в том числе и подобного рода, человек перестает контролировать себя, действуя только под влиянием эмоций. Желание добиться правды столь сильно, что о последствиях, в том числе карьерных, в такие моменты обычно не задумываются. Кроме того, одному человеку сложно бороться против организации и чувство беззащитности вынуждает прибегать к любым аргументам — вплоть до «очернения» организации».
Желание «отомстить» руководителю или коллегам по работе — один из исходных пунктов нелояльности. Типичный пример привели в службе безопасности одного из московских банков. Некая компания обратилась за получением кредита на развитие среднего бизнеса. Финансовое положение фирмы не соответствовало всем условиям предоставления ссуды, и в банк была представлена подтасованная отчетность. Еще до окончания проверки об этом сообщил кредитору один из сотрудников фирмы. Поводом его предательства послужили семейные проблемы: до него дошли слухи об измене жены с начальником финансового отдела. Когда подвернулся удобный случай отомстить, он незамедлительно им воспользовался. «Нередки случаи, когда конкуренты внедряют своего «человека» или пытаются завербовать сотрудников на основе материальной заинтересованности или других форм зависимости (угроза компрометации, психологический нажим, личные отношения)», — рассказывает директор по контролю и информации банка «КИТ Финанс» Михаил Шабанов. Так, например, в одной из компаний конкуренты подкупили специалиста, «уговорив» его заключить невыгодный для своей организации контракт.
Однако не всегда нелояльность умышленна. Очень часто нарушают конфиденциальность и допускают утечку информации, составляющую банковскую или коммерческую тайну, в силу незнания или простой болтливости. Супруга одного из членов совета директоров большой компании сорвала заключение крупной сделки, случайно обмолвившись о ней перед подругами. Такие случаи кажутся банальными, однако они происходят с завидной периодичностью. «Многие специалисты, в основном молодые и только начинающие свою карьеру, находятся в абсолютной уверенности, что все их достижения, полученная информация, наработанные контакты, реализованные проекты являются их «частной» собственностью, результатом личного неимоверного усилия», — рассказывает Карина Коэн. Неудивительно, что они пытаются «унести» с собой всю интеллектуальную собственность.
Жесткий контроль
Предотвращением ущерба, в том числе вследствие нелояльности, занимаются службы безопасности или информационно-аналитические управления. По словам Михаила Шабанова, одно из главных мест в организации защиты предприятия отводится работе с кадрами: «Важны не только их правильный подбор и расстановка, но мотивация сотрудников, мониторинг психологического климата в коллективе, выявление неудовлетворенных своим положением работников».
При этом заранее определить степень будущей нелояльности практически невозможно. По мнению Татьяны Сосновской, задавая грамотные вопросы во время интервью, выясняя мотивацию, можно выявить качества, которые послужат своего рода «сигналом» при принятии на работу. Среди них признаки повышенной конфликтности, недовольство своим положением, желание выделиться за счет других (карьеризм, эгоизм), заносчивость, излишняя самоуверенность или низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость, безответственность. Однако основная задача выявления «нелояльных» возлагается на внутрикорпоративные службы безопасности, в которых работают бывшие сотрудники спецслужб и МВД. Именно они обладают не только специальными навыками, но и профессиональными связями для поиска необходимой информации. Как рассказали во «Флэксе», именно со службы безопасности начинается более детальное знакомство компании с потенциальным кандидатом на вакансию: «Основная цель этой службы — отсечь всевозможное уголовное прошлое претендента, а иногда обнаружить наличие «скрытых» родственных связей с существующими сотрудниками (это больше присуще иностранным структурам, где не приветствуется работа в «клане»). При наличии одного из этих факторов уже сделанное предложение о работе легко могут отозвать».
В крупных компаниях применяются более жесткие меры — IT-технологии (IT security): контроль электронной почты, отключение от внешних почтовых ящиков, например Яндекса и Рамблера. Известен случай, когда компания предоставляла сотрудникам, чья работа предполагала частные разъезды и свободный график, автомобили с водителями, преподнося это как бонус. Но на самом деле таким образом осуществлялся контроль за работником, о котором теперь «все знал» личный шофер. В другой организации установили прослушивающие устройства не только на телефоны, но и в помещениях. Во многих компаниях сотрудники вынуждены подписывать соглашения о конфиденциальности получаемой информации или даже о несотрудничестве с конкурентами.
Конечно, скрытые камеры, прослушивание и просмотр корреспонденции дают определенные результаты, однако главный упор, по словам Татьяны Сосновской, необходимо делать на сознание, на объяснение общих целей и задач компании, воспитание в сотрудниках преданности фирме и ее руководству. Плохая мотивация влечет за собой недовольство своим положением и как следствие нарушение каких-либо норм. Партнер консалтинговой компании Newton Advice Bureau Ярослава Мальцева-Гринфельд, считает, что на позициях топ-менеджмента понятие нелояльности становится менее актуальным: «Соцпакет, уровень зарплаты и премии для топ-менеджеров являются базовыми, обязательными условиями работы, но не полноценными мотивирующими факторами и основой конкурентного преимущества компании в борьбе за них. Чем выше уровень управленца, тем более пристальное внимание следует уделять мотивирующим мероприятиям, 60% из которых приходится на нематериальные методы». Таким образом, если сотруднику предоставили возможность быть публичным представителем компании, реализоваться в командной борьбе против какого-либо внешнего противника (конкурента, к примеру), его нелояльность сведена к минимуму. «Создание корпоративных традиций, при которых сотрудникам будет невыгодно быть нелояльными, — сложнейшая задача в борьбе за интеллект, решение которой позволит организации выходить на лидирующие позиции и оставлять далеко позади своих конкурентов», — уверена Карина Коэн.
СПРАВКА: Лояльность (от англ. loyalty — преданность, благонадежность, верность). 1. Верность действующим законам, постановлениям органов власти. 2. Корректное, благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо.
|