error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT INTO steps set id_session='m3lgkje9mqucanr34urcdk9qg6', id_user='', date=NOW(), id_rubric='5', url='/publications/?view=5859', ip='18.221.18.145'; Duplicate entry '1065488' for key 'PRIMARY' (1062)
error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='5859',showed='1',date=NOW(),ip='18.221.18.145',sess='m3lgkje9mqucanr34urcdk9qg6',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=5859'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Ритуал посвящения в топ-менеджеры | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Ритуал посвящения в топ-менеджеры


Алексей Гостев
Источник: E-xecutive

Переходный период В древности любой переход в иное возрастное или социальное качество отмечался каким-либо ритуалом, иногда довольно неприятным для взрослеющего или продвигающегося по социальной лестнице индивида. Такие

Переходный период
В древности любой переход в иное возрастное или социальное качество отмечался каким-либо ритуалом, иногда довольно неприятным для взрослеющего или продвигающегося по социальной лестнице индивида. Такие ритуалы называются ритуалами перехода.

Человек, прошедший через них, должен был возродиться в новом качестве и приобрести, так сказать, новую личность. Казалось бы, между современным менеджером, непрерывно шагающим по ступеням карьеры, и ритуалом перехода не может быть никакой связи. Однако, опросив несколько экспертов, нам удалось выяснить, что кое-что из ритуальных механизмов перехода в новую ипостась продолжает работать и сейчас. Шаг на новую ступень для управленца по-прежнему в чем-то сродни древнему обряду «рождения заново». Обычно, превращаясь в топ-менеджера, бывший средний менеджер осознает, что его набор знаний и навыков («компетенций»), вполне адекватный для его прошлой позиции, становится недостаточным или непригодным для существования в новом качестве. Речь идет не только о довольно легко приобретаемых технических навыках (hard skills) (обучение некоторым из которых, впрочем, все же требует немалого труда), но и о гораздо более трудноосязаемых человеческих качествах (soft skills), овладение которыми иногда требует глубокой личностной перестройки. Здесь-то для современного менеджера и начинается его собственный «ритуал перехода», иногда также весьма трудоемкий и болезненный. Ниже мы попытаемся выяснить, как проходит этот ритуал в нашем «расколдованном» (по словам Макса Вебера) мире. Чтобы до конца «расколдовать» поставленную в начале проблему и перевести ее в практическую плоскость, вопрос можно сформулировать так: каких компетенций обычно не хватает среднему менеджеру при переходе на топ-менеджерскую позицию, и как он может восполнить эти пробелы.

Hard skills

Проще всего дело обстоит с так называемыми hard skills, формальными техническими навыками. Здесь многое зависит от того, из какой области менеджер приходит на руководящую позицию. Считается, что в мировом экономическом развитии сменились три эпохи, в которых доминировали три разных менеджерских специализации. В классическом, индустриальном капитализме (да и социализме тоже) главной сферой деятельности было производство, поэтому топ-менеджерами, в основном, становились менеджеры-производственники. Затем, во второй половине 20 века в капиталистических странах наступила эра финансового менеджмента. Фраза «Финансовая эффективность превыше всего!» – была лозунгом этой эпохи. Естественно, топ-менеджерами становились, в основном, люди с опытом работы в сфере финансового управления. Наконец, наступила эпоха так называемого пост-классического капитализма. Главным была объявлена удовлетворенность клиента, маркетинг и, вообще, все, что связано непосредственно с работой с потенциальным покупателем. Соответственно, топ-менеджерские позиции стали все больше заполнять выходцы из отделов продаж или маркетинга.

Можно сказать, что российский менеджмент сейчас находится где-то между второй и третей эпохой (с кое-какими рудиментами эпохи первой). Топ-менеджеров-прозводственников становится меньше, новые назначения из этой области делаются редко. В основном руководители приходят из сферы финансового менеджмента или из сферы продаж/маркетинга, причем назначения из области продаж и маркетинга начинают доминировать (подробнее обо всех этих тенденциях смотрите статью «Карьерная карта –2003», в частности, вкладку «Рекрутинг в генеральное руководство из других специализаций»). С точки зрения недостающих компетенций, естественно, у топ-менеджеров – бывших продажников прежде всего сказывается отсутствие знаний в области финансов. Как нефинансовому менеджеру приобрести финансовые знания? Илья Широкоброд, генеральный директор компании Alcoa CSI Europe (в прошлом руководитель отдела продаж) полагает, что здесь лучше всего помогут тренинги ведущих финансовых консалтинговых фирм. Прежде всего, это тренинги Ernst&Young. Сюда можно добавить и другие компании «большой четверки» (кроме Ernst&Young, Pricewaterhouse Coopers, KPMG и Deloitte & Touche). Еще более широкий спектр тренинговых услуг предоставляют компании ATC, CBSD, Wilson Learning. Во всех этих компаниях предоставляются краткосрочные тренинги (продолжительностью в несколько дней) по разным темам финансового управления. Для начинающих, в частности, существует тренинг «Финансы для нефинансовых менеджеров».

Этого вполне достаточно, чтобы нефинансовый менеджер мог получить знания в области финансов, которые затем можно развить в более продвинутых тренингах тех же компаний. Есть, однако, еще одна группа компетенций, которую средним менеджерам приходится развивать подчас «с нуля» при переходе на позицию руководителя компании. Эти знания и навыки можно было бы обозначить так: «понимание организации как целого». Их можно было бы назвать еще «стратегическими компетенциями». Средний менеджер, погруженный в свою специальную область, обычно не имеет ни практических, ни, особенно, теоретических знаний об управлении всей организацией. Речь идет о тех знаниях, которые обычно преподаются в курсах “Organization theory”, “Strategic management”, “Change management”. Главная задача всех этих курсов – дать менеджеру общее понимание конкурентной среды бизнеса. Это включает, в частности, знания о типах организаций и стадиях их развития. Для бывших финансовых менеджеров, ставших руководителями компаний, необходимы курсы в области маркетинга. Вот, вкратце, перечень дисциплин, которые можно отнести к группе «стратегических компетенций».

По словам Ольги Булатовой, директора центра профессионального обучения в СНГ компании Ernst&Young, в последнее время наметилась тенденция, когда компании организуют коучинг топ-менеджеров, и в большинстве случаев клиенты заинтересованы в получении знаний в области стратегического менеджмента, внедрения системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), а также разных аспектов корпоративных финансов. Кроме того, вопросы управления изменениями, внедрения стратегии остаются не менее актуальными.

Все эти знания можно получить либо на курсах уже перечисленных компаний, либо пройдя формальную образовательную программу в бизнес-школе. Елизавета Садова, тренер компании CBSD, говорит, что в последнее время наметилась тенденция к сближению между «школьным» и «тренинговым» бизнес-образованием. С одной стороны, тренинговые компании предоставляют образовательные пакеты, иногда включающие в себя тренинги во всех областях (mini-MBA). С другой стороны, бизнес-школы предоставляют группы тренингов по отдельной специальности, например, в рамках программ executive education в области финансов, HR и общего менеджмента. Хороший пример – программа Executive Education (не путать с executive MBA) бизнес-школы Thunderbird. Другая престижная школа, Anderson Business School Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, предлагает целый спектр программ для руководителей, от комплексной и традиционной ExecutiveProgram до новых краткосрочных программ, предназначенных для «меньшинств». В общем, однако, по-прежнему сохраняется различие между системным образованием, включающим все основные группы бизнес-навыков, и тренингами, которые дают знания в отдельных областях.

В прошлом обучение в программе MBA требовало от менеджера постоянного присутствия в университете, и его было практически невозможно совмещать с основной работой. И это было дополнительным аргументом в пользу краткосрочных тренингов. Теперь все изменилось. Появившиеся в последнее время почти во всех бизнес-школах программы Executive MBA требуют присутствия студента только одну или две недели каждые три месяца. Кроме того, крупнейшие мировые бизнес-школы теперь обзавелись кампусами в разных частях света, что существенно сокращает для студентов время и стоимость путешествия до места обучения. Таким образом, у управленца, желающего получить набор топ-менеджерских компетенций, сейчас есть две возможности. Для тех, кто предпочитает получать эти компетенции «по частям», могут пригодиться тренинги известных компаний, таких, как Ernst&Young или CBSD. Помимо краткосрочных тренингов, есть и долгосрочные профессиональные программы, например, годичный курс по банковскому делу в Финансовой Академии.

Существует еще возможность использовать институты корпоративного образования, всякого рода «корпоративные университеты», но надо учитывать, что часто разница между таким «университетом» и университетом настоящим такая же, как между «академией кройки и шитья» и Платоновской Академией. Часто компании попросту экономят деньги на образовательных услугах, создавая внутренние образовательные центры, в которых читают только курсы самого начального уровня. Во всяком случае, внутрикопоративные курсы дают не самую лучшую, или, уж точно, не самую глубокую подготовку. Второй вариант – получить топ-менеджерские компетенции в рамках одного образовательного пакета. Для тех, кто решил получить сразу весь набор необходимых для топ-менеджера знаний и навыков, лучше всего подойдет программа Executive MBA.

Школа для топ-менеджеров

Сейчас executive MBA предоставляют как лучшие российские, так и западные школы. А еще недавно выбор программы executive MBA был делом довольно легким. Михаил Волков, только что назначенный вице-президентом компании "Наста", вспоминает, что практически не колебался в выборе бизнес-школы. В тот момент еще было немного школ топ-уровня, предлагавших степень Executive MBA, и когда Михаил узнал, что относительно недалеко от России, в Барселоне, действует программа Чикагской бизнес-школы (школа имеет три кампуса: в Чикаго, Барселоне и Сингапуре), он решил поступать именно туда. Теперь программы Executive MBA есть во всех основных университетах. Рейтинг лучших программ по версии английской Financial Times за 2003 год выглядит так:

  1. Wharton(Филадельфия и Сан-Франциско, США)
  2. Chicago(Чикаго, США, Барселона, Испания, Сингапур)
  3. Duke(Durham, США)
  4. Columbia(Нью-Йорк)
  5. New York University, Stern (Нью-Йорк)
  6. London Business School (Лондон)
  7. NorthwesternUniversity, Kellogg (Evanston, США)
  8. Instituto de Empresa (Мадрид)
  9. Hong Kong UST(Гон-Конг)
  10. Emory, Goizueta(Атланта, США)
  11. GSBA Zurich (Цюрих)
  12. Western Ontario, Ivey(Лондон, Канада)
  13. UCLA, Anderson (Лос-Анжелес)
  14. Purdue, Krannert/Tias (West Lafayette, США)
  15. Georgetown, McDonough(Вашингтон)

Все эти школы предлагают модульные программы, состоящие из коротких сессий с большими перерывами на протяжении одного или двух лет. Интересная особенность executive MBA – его практически полная "делокализация". Все программы, даже тех школ, которые не имеют кампусов за пределами своей страны, дают студентам возможность обучаться в самых разных точках земного шара. Так, самая известная американская бизнес-школа Wharton и самая известная европейская Insead заключили соглашение о сотрудничестве. Обучаясь в кампусах Insead в Сингапуре или Фонтенбло, студенты могут слушать курсы профессоров Wharton, и наоборот. Такое же сотрудничество существует между Columbia и London Business School. Все они как бы образуют единую сеть Global Executive MBA. Кстати, программы Insead Executive MBA нет в рейтинге, вероятно, из-за ее новизны. "Глобальные" программы executive MBA требуют присутствия учащегося только на период учебных сессий, а местом их проведения могут быть, причем, в рамках одной и той же программы, университеты едва ли не на всех континентах Земли. Альтернативный рейтинг (более ориентированный на США) предлагает журнал Business Week (Рейтинг Business Week).

Так обстоит дело на Западе. Тем же, кто решил получить Executive Education в России, прежде всего, необходимо сделать выбор между англоязычным и русскоязычным образованием. Из англоязычных школ самая известная в России – Стокгольмская школа экономики в Петербурге. Русскоязычные школы – это, прежде всего, Высшая школа Экономики, Высшая школа международного бизнеса АНХ, Институт Делового Администрирования АНХ, Высшая Коммерческая Школа. Не все ведущие русскоязычные школы предоставляют программы executive MBA в классической форме. Одна из самых интересных инициатив в области executive MBA в России – новая программа Высшей школы Экономики. Программа проходит по выходным (каждый модуль по два дня раз в месяц в течение двух лет).

Soft skills

Однако переход в статус топ-менеджера не может ограничиваться овладением новыми техническими навыками. Не менее важны soft skills, личные навыки. Работа топ-менеджера предполагает прежде всего другой уровень коммуникации. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем меньшее значение имеют технические навыки, и тем большее значение приобретают навыки межличностные. Программа MBA здесь может дать полезные теоретические знания, например, курсы по организационной психологии, organizational psychology. Но, чтобы научится новым способам общения на практике, лучше подойдут образовательные программы в форме тренингов. Кстати, почти все executive MBA известных школ сейчас включают в себя тренинги по personal development (личному развитию), часто с использованием методов психологии или даже, например, психоанализа. Альтернатива – тренинги по развитию лидерства таких компаний, как CBSD.

По словам Анастасии Витковской, руководителя администрации Стокгольмской школы экономики в Петербурге, немаловажное качество, которое требуется от топ-менеджера – это умение делегировать полномочия и обязанности. У средних менеджеров часто есть искушение скорее сделать что-то самому, что доверить выполнение этого дела кому-то другому. Однако пока у такого менеджера не появится способность делегировать, он никогда не станет настоящим руководителем. Об этом же говорит и Мария Чураева, председатель совета директоров компании «Пиоглобал». По ее словам, «только сильная личность способна управлять людьми, т.е. может их организовать, вдохновить, направить и, что немаловажно, заставить делать дело. Руководитель, конечно, должен знать бизнес, которым он занимается, но стремление лезть в детали, делать за других их работу («так как у него это лучше получается») - свидетельство того, что человек еще не готов занять руководящий пост. Да, для многих новая работа - работа руководителя - оборачивается скукой: вместо любимого дела они начинают разбираться в чужих конфликтах, разрешать общечеловеческие проблемы, делить бонусы, согласовывать комиссионные и прочее».

Хороший способ развить в себе «топ-менеджерскую личность» -- это коучинг. На западе, да и у нас сейчас появилась мода на персональных executive coaches (тренеров для руководителей). Другая форма коучинга – менторство, когда более опытный менеджер из той же компании становится наставником способного сотрудника, которого компания намерена сделать (или уже сделала) руководителем. Тренер для менеджера становится как бы проводником на пути к его новому «я». Поэтому coach должен быть независим от тренируемого. Он может стоять выше его, как в случае с ментороством, либо иметь устойчивое положение в какой-то параллельной иерархии. Одна из главных функций тренера – говорить и делать вещи, неприятные для своего подопечного. Как говорит английская пословица, no pain, no gain. Рождение новой личности (или даже новых soft skills) всегда связано с болью. А без этого какой же это ритуал перехода?

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru