Восемь маленьких трагедий большого руководителя
Дмитрий Лисицин
Источник: Headhunter Magazine
Подчиненные по-прежнему недовольны своими руководителями. Так, исследование, проведенное The Good Boss Company среди 1100 британских респондентов, показало, что 58% были вынуждены искать новую работу
Подчиненные по-прежнему недовольны своими руководителями. Так, исследование, проведенное The Good Boss Company среди 1100 британских респондентов, показало, что 58% были вынуждены искать новую работу из-за того, что «не сошлись характерами» с начальством. Согласно тому же исследованию, каждый четвертый британец считает, что у него плохой босс, и лишь 4% готовы поставить своему боссу высшую оценку.
Как полагается, первым отреагировал на ситуацию Интернет. Сайт Badbossology.com собирает материалы, которые призваны помочь подчиненным ужиться с некомпетентным начальником. Однако помощь нужна и самому боссу, если около половины его работников считают, что он ошибся в выборе места работы. Badbassology.com и компания DDI разработали памятку для руководителей-новичков. Вашему вниманию предлагаются восемь маленьких секретов хорошего босса, которые должен знать и применять на практике каждый человек, наделенный полномочиями принимать решения и отдавать приказы.
1. Вы больше не друзья.
Большинство свежеиспеченных руководителей заявили, что самую большую трудность в перемене рабочего места на кресло начальника представляет необходимость давать указания друзьям: это чревато охлаждением отношений. Как справедливо полагают Badbossology.com и DDI, став менеджером, в служебной обстановке вы должны одинаково относиться ко всем членам команды, независимо от того, связывают вас с ними личные отношения или нет.
2. Над вашими шутками никто не смеется.
Воспитанные на растиражированных образах «биг-боссов» вроде Дональда Трампа с его знаменитым рефреном «Вы уволены!» или персонажа сериала “Lost” Джека Шеферда, люди привыкли к тому, что начальник должен шутить, причем в совершенно особой манере. Юмор боссов с телеэкрана служит источником корпоративного фольклора, и поэтому новому руководителю для того, чтобы не стать посмешищем, придется уловить и перенять эти комические интонации, даже если он не привык шутить таким образом.
3. Ваши подозрения верны: они не работают, а перемывают вам кости.
И все потому, что они недовольны вами. Почти треть сотрудников офисов проводит, по меньшей мере, 20 часов в месяц, жалуясь друг другу на начальство и обсуждая его действия. За пустыми разговорами драгоценное время утекает, как в черную дыру. Здесь лучший совет таков: выясните, что служит причиной этого безобразного явления. Ваши подчиненные не в силах сдержать бурлящее негодование по поводу вашего низкого профессионализма или же это банальный саботаж? «Опытные менеджеры знают, что плохие работники часто оказываются и самыми недовольными. Тем не менее, слишком частые перекуры могут сигнализировать о реальной озабоченности команды поведением босса и его профессиональными качествами».
4. Работники согласятся с изменениями, если вы с ними заранее посоветуетесь.
Большинство респондентов ответили: самое важное, что должен сделать новый босс, – спросить их о том, что они хотят поменять в компании. Если изменения неизбежны и настолько радикальны, что повлекут обмороки и сердечные приступы среди персонала, руководитель должен хотя бы подготовить подчиненных к стрессу.
5. Команда приветствует достижения босса, если он готов делиться с ней славой.
60% офисных служащих сказали, что больше всего уважают в боссе его стремление помогать им добиваться успеха. По-настоящему эффективные лидеры отказываются от всеобщего внимания к собственной персоне и пытаются привлечь его к другим участникам бизнес-процесса. Для самого руководителя переход от ситуации, когда его ценят за собственные достижения, к оценке на основе достижений команды, – чрезвычайно болезненный и является серьезной проверкой на стрессоустойчивость.
6. Команда не разделяет ваших целей.
Между боссом и командой существует разрыв в выборе приоритетов. Согласно исследованию DDI, боссы всегда ставят результат на первое место, в то время как для подчиненных достижения компании нередко сползают в конец списка личностных ценностей. Задача лидера – объединить персональные цели сотрудников и показать их связь с целями организации. С другой стороны, босс, конечно, должен прислушиваться к мнению подчиненных.
7. Чувствуете, что не справитесь? Вы не одиноки!
Более 20% всех опрошенных работников заявили, что не хотели бы становиться руководителями из-за страха оказаться некомпетентным. 25% специалистов боятся возрастающей ответственности. Также многим людям не хватает решительности – они не готовы элементарно рискнуть.
8. Не беспокойтесь о том, что некоторые работники вас не любят – скоро они уйдут.
Став боссом, не надо рассчитывать на «медовый месяц» – легкой жизни ждать не приходится. Когда сотрудники удостоверятся в том, что босс «не тянет», они не будут задерживаться, а просто уйдут. 10% работников заявили, что покинут организацию сразу, 36% уйдут в течение полугода. «Белые воротнички» голосуют ногами, а основная причина, по которой они делают такой выбор, – плохой руководитель.
Безусловно, Badbassology.com и DDI проводили свои исследования на западном материале, и не все из описанных явлений присутствуют в российской корпоративной культуре. Однако некоторые цифры и советы наших британских и американских коллег представляют определенный интерес. Тем более что в отечественных компаниях довольно остро стоит проблема регулирования неформального общения. От него никуда не скрыться, оно, настигнув вас в офисе, во время обеда или корпоративной вечеринки, имеет свойство долго не отпускать. При этом начинает страдать работа. Вот здесь возникают самые разные варианты коммуникации между боссом и подчиненными. Мне доподлинно известны случаи, когда люди, сблизившись с руководством, начинали манкировать своими служебными обязанностями, а также конторы, где начальник время от времени учинял разборки с рукоприкладством. Еще в памяти всплывает один издательский дом, где принято пить водку прямо в редакции светлым днем, а межличностное общение осуществляется преимущественно с использованием нецензурной лексики. Но это уже немного другая история.
|