Работа как религия
Источник:
Как известно, деньги в жизни - далеко не главное. А может ли компания предложить что-либо, кроме материальных благ и совместных корпоративных тренингов? Оказывается, может.
Корпоративная церковь сегодня
Как известно, деньги в жизни - далеко не главное. А может ли компания предложить что-либо, кроме материальных благ и совместных корпоративных тренингов? Оказывается, может.
Корпоративная церковь сегодня встречается, как правило, в трех видах: в качестве общей идеи, не обязательно связанной с чем-то духовным, а скорее с интересами корпорации. Второй тип - это корпоративная церковь в "чистом виде", то есть часовенка внутри компании, где можно остаться наедине с высшими силами. Наконец, третий вариант - это тяготение корпорации к какому-либо вероисповеданию, будь то христианство, иудаизм или дзен-буддизм.
Как у них
Первый тип - наиболее часто "исповедуемый", в частности, на Западе. "Корпоративная церковь не обязательно должна представлять собой отдельное строение или помещение, или красный уголок, где люди корпоративно могут совершать религиозные обряды. Скорее корпоративная церковь, точнее, религия - это идея, приверженность которой придавала бы сотрудникам корпорации чувство собственного достоинства и ощущение жизни, исполненной большим смыслом",- говорит Дмитрий Голубков, автор книги "Корпоративное управление в США и России", преподаватель МГИМО. По его мнению, сейчас большинство людей находится в идеологическом вакууме, который провоцирует у людей опасное чувство пустоты. "И только в последнее десятилетие, когда контуры нового социального устройства прояснились, когда стало понятно, что главную роль в мире и определении судеб людей теперь играют крупные международные корпорации, стало возможным предложить людям значимый и эффективный заменитель традиционных религиозных верований. Эту новую религию можно назвать "корпоративная религия" или "корпоративная церковь"".
Наиболее активно этот институт сейчас развивается в США - лидере постиндустриального развития. Характерной чертой США является также высокая вовлеченность американских корпораций в оборонный сектор, что усиливает необходимость высокой предсказуемости человеческого поведения, а значит, ставит корпоративную религию во главу угла, отмечает Голубков.
Сущность современной американскойкорпоративной религии проста - это порядочность и прозрачность. Порядочность предполагает, что человек остро чувствует ответственность за свое поведение, осознает, что, работая в корпорации, участвует в большом и важном деле, которое направлено на улучшение жизни людей в глобальном масштабе.
Прозрачность означает, что сотрудник проинформирует вышестоящее руководство в случае обнаружения им фактов, ставящих под угрозу выполнение корпорацией своей миссии и своих целей. При этом в американских компаниях распространена практика, когда за доносительство выплачивают премию. Иногда ее может составить даже определенный процент от суммы, на которую было выявлено вредительство. При этом сам сотрудник, сообщивший ценную информацию, охраняется специальным законом, согласно которому его безопасности ничто не должно угрожать.
Религия во всех американских корпорациях примерно одинакова. То есть нет такой ситуации, когда религиозные ценности одной корпорации противоречили бы ценностям другой и поощряли бы нечестную конкуренцию между ними. Религиозных конфликтов здесь не возникает, так как для всех закон един- это все те же порядочность и прозрачность.
Как отмечает Дмитрий Голубков, в России зачатки подобного института можно наблюдать только в Москве и городах, где сосредоточены крупные российские и зарубежные корпорации. "Молодые люди, закончившие московские вузы, часто определяют свое собственное достоинство и свою ценность для общества тем, в какой корпорации они работают, какую должность занимают, какие у них перспективы и какая зарплата",- продолжает он.
Как у нас
Если первый тип КЦ - новое западное веяние, то второй тип "религиозных" отношений между подчиненным и работодателем в России известен уже давно. В частности, храм Николы Гостиного в Коломне - это корпоративная церковь коломенской купеческой гильдии, построенная еще в 1501 году.
Примечателен факт, что распоряжением Епархиального управления ранняя литургия служилась здесь в 5 утра, чтобы "благочестивые прихожане могли начинать свой бизнес аккурат с шести, когда просыпается разночинный люд". Известна и обратная сторона подобных институтов- гоголевский Чичиков, например, ходил в церковь со своим начальником лишь для того, чтобы получить выгодную должность.
Как бы то ни было, потребность в вере сегодня высока.
Можно связывать данный факт с годами советской власти, когда религия была в опале, а можно с выстраиванием элементарной пирамиды потребностей. Казалось бы, корпоративная церковь была бы полезна как компаниям, так и официальной религии. Однако споры о корпоративных церквях ведутся, как ни странно, и среди священнослужителей. Несмотря на то что обращение людей "в веру единственную" - приоритет любой религиозной общины, часть священников считает, что верой торговать нельзя. В частности, на одном из православных форумов в интернете разгорелась дискуссия относительно специальных храмов для особо важных персон. Участники форума сошлись на том, что идея корпоративной церкви - из области утопий, и прежде всего потому, что церковь - это не "комбинат по оказанию религиозных услуг населению".
Тем не менее найти корпоративную церковь в чистом виде, то есть как здание или часовню, можно. Например, храмы, построенные на территории посольств, или небольшие часовенки внутри загранучреждений. Так, на территории посольства Ирака в Москве расположена мечеть.
Русская православная церковь как корпоративная церковь наиболее ярко представлена в Вооруженных силах и других силовых ведомствах Российской Федерации. Например, несколько лет назад в здании штаба Дальней авиации ВВС РФ была воздвигнута часовня Илии Пророка. А в конце сентября Дальней авиации российских ВВС была передана икона Федора Ушакова с частицей его мощей. Связано это все с той же необходимостью предсказать поведение человека.
Гораздо легче это сделать, если знать рамки, в которые ставит сотрудника религия. Все - почти как в оборонном секторе США, с той лишь разницей, что в Штатах не отдается предпочтение определенной религии, а ценится приверженность корпоративной идее. Но смысл тот же - надо жить в определенных рамках.
Есть корпоративная церковь в Софрино, где расположено предприятие по производству икон - на его территории стоит православный храм. Есть храм и на территории завода "Святой источник", который производит питьевую воду. Как рассказал "Бизнесу" Владимир Пискарев, ведущий менеджер по торговой марке компании Nestle Waters, "завод был открыт в июне 1994 года при участии патриарха Алексия II. Часовня в честь святителя Николая была построена на территории завода "Святой источник" в 1996 году. Каждый год на праздник Крещения Господня (19 января) там совершается молебен и освящается вода. Регулярных ежедневных богослужений в часовне не совершается". Он также отметил, что "свобода вероисповедания - одна из основных личных свобод человека, которая гарантируется Конституцией РФ и уважается нашей компанией".
Похожую мысль "Бизнесу" высказали и в латвийском Parex bankа: "Церковь - это очень личное, у нас же много вероисповеданий, тогда надо создавать как минимум православную, лютеранскую, католическую церкви и синагогу".
В свою очередь в строительной компании "Миэль" "Бизнес" также заверили, что корпоративной церкви у них нет.
"Потребность людей в корпоративной или иной форме религии может возрасти, если экономические трудности (например, падение цен на нефть) сделают невозможным индивидуальную самореализацию для многих энергичных молодых людей",- говорит Голубков о перспективах развития корпоративной церкви в России.
Бывает и так
Тем не менее, если в "чистом виде" церкви в компании нет, это не значит, что ее не существует вовсе. Часто церковь как бы "растворена" внутри организации. Это значит, что крупные проекты компании освящаются церковью или проходят под ее непосредственным покровительством. Случается и так, что церковь оказывает влияние на принятие решений.
Например, известен случай, когда корпорация Microsoft, которая в течение многих лет являлась сторонником законопроекта о корпоративных правах сексуальных меньшинств, решила отказаться от его поддержки под влиянием церкви.
Основной идеей законопроекта была защита от дискриминации на основе сексуальной ориентации. Многие из критиков обвинили компанию в слабости корпоративной политики, оказавшейся неспособной противостоять сильному влиянию известной евангелистской церкви в Редмонде, расположенной в нескольких домах от штаб-квартиры Microsoft. Законопроект рассматривался в сенате и был отклонен с разницей в один голос "против". Должностные лица корпорации отрицают влияние церкви на принятие решения об изменении корпоративной политики. Но, как следует из неподтвержденных источников, церковь оказала сильное давление на руководство Microsoft, пообещав устроить бойкот ее продукции на рынке США в случае, если та откажется выполнить требования церкви.
|