VIP- кто они?
Источник: TopCareer.ru
Все знают, что дорогой костюм хорош не только отличным экстерьером, в нем одинаково важны и подкладка, и пуговицы. Образно говоря, VIP-тренер должен грамотно создать клиенту подкладку жизни. О том, как VIP-тренер может
Все знают, что дорогой костюм хорош не только отличным экстерьером, в нем одинаково важны и подкладка, и пуговицы. Образно говоря, VIP-тренер должен грамотно создать клиенту подкладку жизни. О том, как VIP-тренер может помочь клиенту, читайте в нашей статье.
"Вип"-это не должность, не статус в организации, не законный термин, функционирующий наряду с определением "топ" или "руководитель". Хотя в этом есть много справедливого, так как чаще всего "випами" считаются именно топы, руководители организаций, фирм и банков, государственные деятели. Можно сказать, что "випы" - это социально успешные люди.
Как правило, эти люди избегают групповых форм работы. Во-первых, потому что группа VIP-клиентов неизбежно ощущает необходимость определения, кто в группе действительно имеет право считаться "випом", а кто нет. Между тем критериев "очень важной персоны" нет, кроме создавшейся в быту формулы: "очень дорого и не для всех".
Во-вторых, потому что каждому "очень важному лицу" нужно совершенствовать абсолютно индивидуальные навыки или качества, а значит, нет схемы групповой работы, которая была бы удобна для всех. У тренера в групповой работе тоже существуют сложности: группа в рамках VIP-тренинга, в отличие от традиционного тренинга, не связана единой темой, информационным полем, к примеру, темой совещаний или формирования команды, работа ведется только с личностями участников, а каждый "очень важный человек", как правило, старается занять, как газ, все отведенное пространство. Поэтому, если есть возможность и нет специальной причины, по которой работу необходимо проводить в рамках группы, разумеется, предпочтительнее проводить именно индивидуальный VIP-тренинг.
Почему "значимые люди" обращаются к VIP-тренеру? Потому что в собственных социальных навыках их что-то не до конца устраивает, и они чувствуют необходимость приведения своей манеры общения с людьми своего самочувствия в соответствие со своим статусом и "важностью". Как правило, в нашей стране это люди, у которых пока не сформировалась привычка и соответствующие ей поведенческие и внешние признаки, соответствующие их высокому статусу.
Все знают, что дорогой костюм хорош не только отличным экстерьером, в нем одинаково важны и подкладка, и пуговицы. Образно говоря, VIP-тренер должен грамотно создать клиенту подкладку жизни, так как многие успешные люди не имеют многолетней - с раннего детства - подготовки к адекватному поведению и восприятию себя как статусного человека, а им необходима уверенность в том, что в любой "складке" поведение "не морщит", фрагменты "костюма" изящны и все детали подобраны!
Задачи VIP-тренера
VIP-тренинг - это тренинг людей, "публичное" поведение которых может иметь весомые последствия. Это особый вид обучения, которое исходит из моделирования форм деятельности клиента. Тематика тренинга может быть различная. Он может изначально строиться на основе традиционных навыковых тренингов: тайм-менеджмент, проблемы коммуникации, ведение переговоров, делегирование полномочий. Важно то, что в процессе такого "обычного" тренинга VIP-тренером решаются и другие, сразу открыто не декларируемые клиентом проблемы.
Задача VIP-тренера - показать то, что клиент считает недостатком, может стать его ресурсом! Тренер не обсуждает, что для человека хорошо или плохо, он помогает перераспределить возможности.
Меню хорошего ресторана таково, что в нем всего не съешь... Такая же задача и у хорошего тренера - создать в человеке "хорошее меню", чтобы в разных случаях он использовал разные сегменты своих возможностей, потому что если "меню" примитивно, человек очень быстро этим наедается сам и вызывает пресыщение у окружающих.
Даже самый успешный человек имеет проблемы. Причем проблемы личного характера неизбежно отражаются на бизнесе. Бизнес требует от человека много сил, потому что успешны только те люди, которые могут свои силы, достоинства и - главное! - свои недостатки пустить в дело. Спокойные, размеренные, всегда доброжелательные люди редко оказываются на гребне славы и на вершине успеха. Но и очень успешные люди часто спохватываются, что они несчастливы, одиноки, раздражительны и нервозны, быстро устают и не умеют отдыхать.
Искусство VIP-тренера заключается в том, чтобы следовать за клиентом, как хороший портной следует за фигурой своего заказчика, не спрашивая его ни о чем лишнем, помогая принять небольшие решения, при этом создавая возможность обсуждать важные вопросы и решать проблемы.
Проработка элементов имиджа клиента.
Одна из главных проблем VIP - неумение естественно вести себя в экстремальной ситуации, а ею является почти вся жизнь в бизнесе.Социальная жизнь вообще не естественна. Как уже говорилось, "очень важной персоне" в процессе этого требуется:
- быть естественным;
- соответствовать той или иной локальной роли;
- не переутомляться.
Выступления по телевидению, интервью, общение с многими значимыми, но не интересными людьми, ответы на глупые вопросы, необходимость участвовать в скучных мероприятиях - это частные случаи социальной жизни. Любая ситуация "выхода в свет" может быть проблематичной, не говоря уже о таких непростых моментах, как, например, интервью или съемки на телевидении. Проблемой становится даже подготовка к телесъемке: ранний приход на студию, долгое ожидание, грим, общение с ассистентами и ведущим. В результате на экране перед телезрителями появляется раздраженный, измученный человек. А ведь давно замечено, что люди реагируют не на слова, а на способ их произнесения, на то, симпатичен человек или нет, убедительно ли он говорит, уверен ли он в себе и в своих словах. В ситуации же дискомфорта очень трудно быть убеждающим и естественным. Таким образом, тщательно подготовленное выступление может не только не сформировать положительный образ "випа", но и сильно ему навредить. Задача VIP-тренера - сделать более оптимальным существование VIP-персоны в затрудненной ситуации. Естественности поведения перед камерой, в публичном выступлении, при общении с сотрудниками и конкурентами нужно специально учиться.
Одна из существенных сторон естественности - преодоление и осознавание неестественных сторон ситуации. Если клиент в процессе занятий начинает получать удовольствие от возможностей варьировать поведение - первая задача выполнена. После достижения этой цели можно перейти к естественности в восприятии его оппонентом.
Кроме того, у каждого человека существует много ролей и образов. Образы - это то, что у человека существует как бы "для себя", в несформулированном виде. А роли - это то, что для других, внешнее предъявление человека. Сквозь основную роль "випа" - успешного предпринимателя, важного человека - мерцают иные роли, в которых человек себя воспринимает в меньшей мере. И эти роли или помогают ему, создавая ощущение уверенности, ощущение творческого процесса, или мешают.
Работа тренера заключается в том, чтобы учитывать дополнительные роли и предъявления, чтобы обучающийся естественно и комфортно мог осознавать свои внутренние образы и исходя из этого выстраивал внешние роли; чтобы ролевой фон, та история, которая проглядывает сквозь основную демонстрацию, не мешали, а помогали.
Для VIP-человека, который общается с сотрудниками, командой, партнерами или зрителями, важно уметь правильно пользоваться своими данными, своей историей, своим характером. Это значит, что человек должен уметь "играть" разными образами, предъявляя собеседникам, слушателям более понятные или более выигрышные: образ спортсмена, чудака, удачливого математика, который рисует финансовые схемы, человека, везучего по жизни, серьезного и озабоченного проблемами жизни других, начальника. Такие образы - как бы стили одежды: каждый из них требует своей меры элегантности, своего соответствия личностным особенностям, своей "подгонки по фигуре".
В ходе тренинга необходимо проработать варианты образов обучаемого, которые накопились в его багаже. Никакого навязывания или попытки манипулирования здесь быть не может: речь идет о разборе, примерке, игре в разные роли.
В результате каждый представитель того или иного класса, социального слоя в аудитории, к которому будет обращено то или иное сообщение "важной персоны", должен в нем услышать: "Мы одной крови! Я могу тебя понять!". Поэтому очень важно, чтобы набор образов и ролей включал в себя распространенные социальные предъявления: человека, любившего футбол в детстве, любящего смотреть на море, терпевшего неудачи, но потом находившего правильное решение. Эта формула - "от неудачи через поиск и везение к удаче" - может быть также одним из элементов подачи себя.
Важно подчеркнуть, что речь идет прежде всего о поиске индивидуальности, большей вариативности и принятия себя как человека, который с легкостью играет разные социальные роли...
Направление второе:
Забота о самочувствии
Человеческое тело симметрично и гармонично. Но если бы мы могли увидеть "характер" тела больших начальников, то обнаружили бы ужасных уродцев. Человек, который часто кричит, который потерян после активного дня, накапливает, но не может израсходовать, часто вынужден сдерживать свои эмоции. Удивительно ли, что у руководителей гораздо раньше, чем у их подчиненных, возникают телесные, так называемые психосоматические, заболевания? Болезни тела - это "отдача", как при стрельбе из оружия. Найти причину психосоматических заболеваний, научить человека отдыхать, расслабляться - задача тренера.
Важной проблемой являются также имеющиеся у каждого человека страхи, ощущения "недоласканности", идущие из детства. Они, как годовые кольца на дереве: даже в очень крепком стволе можно найти отпечатки лет, когда жизнеощущение дерева было более слабым. Дерево укрепляет себя каждым следующим кольцом. Человеку необходимо заново эмоционально пережить какие-то обстоятельства своего прошлого, совершить прорывы к менее успешным "кольцам", чтобы обрести силу. Успешная работа с VIP-персонами отчасти опирается на ресурсы детства, на анализ проблем, которые вырастают из неосознанных сценариев семьи, из повторяющихся стереотипов общения и подачи себя. Для того чтобы это сделать, необходимо переживание и пересказывание определенных узлов биографии.
И, наконец, необходимо упомянуть такую характерную для VIP-клиентов проблему, как потеря вкуса к жизни. Наполнить жизнь, помочь человеку заново осознать ее свежесть - тоже задача тренера.
Направление третье:
Корректировка отношений с другими людьми
Для многих руководителей проблемой является собственная агрессивность.
Вот пример типичного клиента. Это весьма активный, успешный человек, он весьма агрессивен и часто, сам того не желая, по неважным поводам обижает людей. Такой человек отличается довольно высоким уровнем тревоги: он часто спохватывается и проверяет что-либо, у него больше, чем необходимо, развита забота о безопасности.
Ему часто снятся тревожные сны, от которых он просыпается уставшим. Он очень легко возбуждается и часто дает слишком сильные реакции, о которых потом жалеет. Опасается пауз в своей деятельности, неструктурированного времени, причем постоянно находится в возбужденном состоянии из-за того, что этих пауз нет, но настороженно относится к возможности расслабления. Даже допускаемые им формы отдыха и расслаблений имеют для него выматывающий характер, чрезмерно агрессивный, более банальный, чем ему было бы свойственно.
Это лишь некоторые факторы, неизбежно влияющие на основной вид деятельности. Проблема еще и в том, что этот человек, как многие руководители, боится заниматься собой. Почему? По двум причинам.
Во-первых, он опасается найти в себе нечто неприятное для него, пока им не осознаваемое, но существенное.
Во-вторых, опасается, что если с помощью тренера начать работать с проявлениями агрессивности в бизнесе, он уже не сможет использовать главное свойство, на которое привык полагаться - сильную энергетику и агрессивность, - что нанесет урон бизнесу.
Для этого человека очень важна возможность столкнуться со своими фантазиями, побочными ассоциациями, которых, как он считал, нужно стесняться, получать удовольствие от специальным образом организованных расслаблений, обрести вкус к паузам среди обычной жизни. Тренер поможет ему понять, что в его теневой стороне, пока ему неизвестной, не только таится энергия, но и скрыты ресурсные состояния и возможности. Если человек начинает больше доверять паузам, сновидениям, принимать свои агрессивные фантазии, то очень сильно снижается его напряженность по отношению к окружающему миру, настороженность, уровень слишком резкой энергетичности. Ему становится легче регулировать собственные реакции, он начинает более чутко общаться с окружающими, становится более вдумчивым, его способность принимать перспективные решения значительно возрастает. Новые умения и возможности дадут ему большую уравновешенность.
Проблема агрессии не в том, что человек испытывает агрессивные чувства, а в том, что агрессия не трансформируется. Агрессия - это замечательный "товар", который должен меняться на другие проявления. И человек должен научиться тонко трансформировать агрессию: над кем-то пошутить, когда-то шутя стукнуть, на кого-то - нахмуриться, где нужно - стукнуть кулаком, когда нужно - уйти в другую комнату и избить подушку, может быть, даже специально завести куклу для битья. То есть, он по-прежнему будет использовать агрессию как свое полезное свойство, но научится из этого "ископаемого прямолинейного чувства" получать вторичный продукт. Образно говоря, если человек дорожит своим молотком как инструментом агрессии - он останется с ним, но у него появятся еще и другие инструменты: молоточки маленькие - для маленьких гвоздиков, и большие молоты - для забивания свай. А иногда, может быть, ему будет удобнее пользоваться отверткой? Тренер не пытается менять клиента, а расширяет репертуар его реакций.
Наблюдая данный контингент клиентов, легко заметить, что эти люди, как правило, склонны к нарушениям личных границ других людей. Часто это воспринимается как агрессия, но изначально может не иметь целью причинение ущерба другим людям, а быть обусловлено низкой чувствительностью к границам других, а также отвечать некоторой установке на безграничность своего потенциала, возможностей, то есть соответствовать определенной картине мира, в которой "все возможно".
Установка на вероятность маловероятного в последние 10-15 лет в России действительно является фактором успешности, поэтому сегодня достаточно много людей с тенденцией к нарушению границ. Это действительно коррелят успеха в нестабильном обществе, где ориентация на предсказуемое не ведет к успеху. Такие "агрессивные" люди могут производить впечатление капризных, часто меняющих приоритеты и пожелания, неспособных к систематическим усилиям и т.п. В целом ряде случаев поведение, связанное с нарушением границ, не должно интерпретироваться как борьба за власть или попытка обесценить труд тренера (хотя и это, конечно, возможно). Вопрос в том, с какой настойчивостью, жесткостью или гибкостью работать с проблемами агрессии или нарушения границ, решается в каждом случае индивидуально. Важно, что он не может не решаться.
В этой связи особое значение в действиях тренера приобретает аккуратное формулирование процедуры, заключение рабочего контракта, обговаривание и фиксация целей, задач, этапов работы, предполагаемых результатов тренинга...
Продолжение следует
|