Менеджер без базы - не менеджер?
Источник: Работа для Вас
Очень часто в объявлениях о вакансиях для менеджеров по продажам среди требований к кандидатам встречается упоминание о необходимости клиентской базы. Зачем она нужна компании - понятно: новый сотрудник приводит новых
Очень часто в объявлениях о вакансиях для менеджеров по продажам среди требований к кандидатам встречается упоминание о необходимости клиентской базы. Зачем она нужна компании - понятно: новый сотрудник приводит новых клиентов, продажи в компании растут, менеджеру не надо тратить время на ее создание, он сразу сможет работать со 100% отдачей. А вот выгодно ли менеджеру "приводить" своих клиентов на новое место? На этот вопрос мы попросили ответить специалиста по продажам с восьмилетним стажем Олега Куприянова.
О чем расскажет база?
- Я считаю, - сказал г-н Куприянов, - раз у менеджера есть своя клиентская сеть - он хороший профессионал. Иначе бы не сумел привлечь и надолго удержать клиентов. Поверьте, это очень трудоемкий процесс. И кто с ним справился, тот достоин всяческих похвал.
Клиентская база подтвердит также то, что менеджер хорошо знает свой рынок. Он эффективно на нем работает и имеет отличную репутацию. Такого сотрудника наверняка будет рад заполучить практически каждый руководитель. И в этом плане менеджеру выгодно продемонстрировать новому работодателю, что база у него действительно имеется.
Не спешите "светить" клиентов
Но продемонстрировать - не означает сразу же раскрыть все карты, сдать "пароли" и "явки". У меня был случай, когда кадровик в одной из компаний, куда я хотел устроиться на работу, потребовал предъявить базу прямо на первом же собеседовании. Честно говоря, я просто опешил от такой наглости! Тут и недалекому человеку сразу бы стало понятно, что база - единственное, что нужно этой горе-компании. Они бы ее забрали, а меня бы выкинули через некоторое время на улицу под предлогом, что я не прошел испытательный срок. Такое, кстати, случается достаточно часто, к сожалению. Поэтому всем менеджерам по продажам я советую: не спешите "светить" свою клиентскую базу в новой компании. Вас могут попросить, например, составить список ваших клиентов, указав их телефоны. Спокойно, но твердо откажитесь это делать. Скажите, например, что вам нужно проконсультироваться с клиентами, согласны ли они, чтобы их контакты были кому-то переданы.
И не бойтесь, что вас уволят за такой скрытый саботаж. В конце концов, квалифицированный и успешный менеджер по продажам - заветная мечта любого руководителя. Так что без работы вы точно не останетесь.
Способ оценить компанию
Я бы вообще не советовал никому устраиваться в компанию, где наличие клиентской базы у менеджера по продажам - жесткое требование, которое ни в коем случае невозможно обойти. В таких компаниях, как правило, дела идут не слишком хорошо, и перспективы развития неутешительные. Скорее всего, компания не способна самостоятельно привлекать новых клиентов, обучать персонал, не особенно задумывается о своем будущем. Сотрудникам не стоит рассчитывать на профессиональный рост в этой компании.
Исключением из правила могут быть, пожалуй, молодые компании, которым нужно заявить о себе, быстро и эффективно стартовать. Для этого им, естественно, нужны только опытные менеджеры со своими клиентскими базами. Быстрая отдача от работы специалистов, прибыль полученная в кратчайшие сроки, помогут компании закрепиться на рынке. В таких фирмах, обычно, готовы платить больший оклад и больший процент с продаж, чем в остальных компаниях.
Если же берут на работу без клиентской базы, обещают самостоятельно и бесплатно обучать новичков - это говорит о том, что фирма твердо стоит на ногах, уверенно чувствует себя на рынке и продолжает развиваться быстрыми темпами. В такой успешной компании вы и сами наверняка будете успешны.
* * *
Если у вас нет ни клиентской базы, ни опыта продаж - ищите для трудоустройства крупную компанию, в которой начинающих сотрудников обучают работе по своим стандартам. Такая "кузница кадров" даст вам шанс стать классным специалистом. Если же вы после обучения поймете, что продажи - все-таки не ваша стихия, не обязательно увольняться. Компания, вложившая свои средства в вашу подготовку, скорее всего, будет заинтересована в том, чтобы вы остались и работали, например, в другом подразделении.
|