error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='5368',showed='1',date=NOW(),ip='18.223.206.84',sess='pki82q3enq44uv2as0pvgiuo13',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=5368'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Вся сила - в команде | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Вся сила - в команде


По материалам статьи Юлии Фуколовой ( журнал «Секрет фирмы»)
Источник: TopCareer.ru

Вопрос, как сплотить команду, волнует сегодня многие компании. Ведь команда способна сделать намного больше, чем кучка отдельно взятых гениев. Давайте разбираться, что к чему... Как говорит генеральный директор фирмы

Вопрос, как сплотить команду, волнует сегодня многие компании. Ведь команда способна сделать намного больше, чем кучка отдельно взятых гениев. Давайте разбираться, что к чему...

Как говорит генеральный директор фирмы Pathways Олег Трояновский, «одна лошадь может сдвинуть с места тонну, но две лошади осилят уже не две, а пять тонн — совместные усилия всегда продуктивнее». В принципе, правильно подобранные люди рано или поздно сами найдут общий язык и сработаются, но время дорого, и тренинги по командообразованию (team building) помогают ускорить этот процесс. Поэтому спрос на тим-билдинг постоянно растет.

Число участников тренинга обычно ограничено: в группе не более 12–14 человек, реже — 20–30. Конечно, тренинг можно организовать и для ста, и для тысячи человек, но это уже не будет построением команды, хотя и «накачает» сотрудников определенной дозой team spirit — корпоративного духа. Любое неформальное мероприятие, будь то пикник или турпоход, оказывает цементирующее влияние на коллектив. Но тим-билдинг строится по особым правилам, и его воздействие гораздо сильнее. Марк Кукушкин, ведущий тренер-консультант компании «Бест Тренинг»: «Массовые мероприятия организуют с целью хорошо провести время. Тим-билдинг — совсем другое дело. Это не развлечение. Это драма, напряжение, испытание, требующее от человека определенных усилий».

Тим-билдинг дороже остальных видов тренингов. Если тренинг продаж в Москве стоит 1000–2000 долл. в день за группу, то тим-билдинг, как правило, 1200 долл. в день и выше (обычно он продолжается 2–3 дня). Итоговая же стоимость зависит от количества тренеров и сложности программы. Выезд за пределы Москвы, аренда оборудования и снаряжения может вылиться в общей сложности в несколько десятков тысяч долларов.

С помощью тим-билдинга можно решать самые разные задачи. Так, большую пользу он может принести компаниям, которые действуют в условиях неопределенности — например, если разворачивается новый проект, требующий слаженной работы. Марк Кукушкин: «Тим-билдинг может подвести команду к прорыву, стимулировать движение вперед. Или сплотить коллектив, если в нем начался разброд».

Другой подходящий момент для тренинга — серьезная реорганизация компании. Олег Трояновский приводит такой пример: «Один западный концерн купил российский холдинг. Образовались три прослойки менеджмента: старые директора заводов в регионах, менеджеры новой закалки и менеджеры-экспаты, представители владельца. Все настолько разные, что сделать из них единомышленников невозможно. Тренинг дал им возможность договориться и определить правила игры. Другой пример. В московском офисе компании Tetra Pak объединили два отдела — сервиса и продажи технологического оборудования. Поначалу работа не складывалась, но благодаря тим-билдингу взаимоотношения наладились».

Тим-билдинг используют не только в качестве аварийного средства, но и в целях профилактики. Алексей Симакин, генеральный директор компании «Наша команда»: «Почти 80% наших клиентов — инофирмы, которые 1–2 раза в год проходят аналогичные тренинги за рубежом. В России они тоже организуют для своих сотрудников тим-билдинг».

Перед тренингом обязательно проводится интервью с участниками — консультанты должны понять, какие проблемы группа хочет решить и нужно ли делать это именно сейчас. По итогам обследования строится программа тренинга, на что уходит от недели до месяца. Где проводить тим-билдинг, зависит от фантазии клиента. Но лучший вариант — выезд на природу. Как считает Олег Трояновский, в офисе чересчур комфортно, к тому же важно отключиться от рутины. Алексей Симакин тоже за выездные занятия: «В закрытом помещении слишком много условностей. А нестандартность обстановки помогает „снять с людей маски“ — на воздухе они раскрепощаются, вовлекаются в реальную игру».

Самые популярные места для проведения тим-билдинга — подмосковные леса и пансионаты. Впрочем, можно отправиться и подальше. Например, компания Mars любит вывозить сотрудников в Сочи и Красную Поляну. А менеджеры одной крупной компании отправились на тренинг в Киргизию и жили там в юртах. Впрочем, если средств немного, то хороших результатов можно добиться и в обычном зале. «Главное — правильно организовать это пространство и совместную работу людей», — считает партнер компании «Комус-персонал» Жанна Завьялова.

Компании, выбирающие тим-билдинг, иногда с опаской относятся к предстоящим испытаниям. Оно и понятно: первые подобные тренинги появились в США и использовались для подготовки военных и сотрудников спецподразделений. Однако консультанты в один голос заявляют, что тим-билдинг ни в коем случае не должен быть экстремальным. С этим согласны даже в компании «Наша команда», которая имеет большой опыт по проведению экстремальных мероприятий, - ее учредитель, фирма PR Passat, в свое время проводила национальный отбор участников на соревнования Camel Trophy. Алексей Симакин: «В США участников одного тренинга заставили ходить по горящим углям. В итоге каждого пятого увезли в больницу. Такими кровавыми методами команду строить нельзя. Кроме того, не существует прямой зависимости между тяжестью испытаний на тренинге и тем, насколько слаженно команда будет работать потом».

Для неподготовленной команды экстремальные упражнения вместо пользы могут принести только неприятности. Например, топ-менеджеры крупной западной компании должны были спуститься с 40-метровой отвесной скалы. С помощью страховки, разумеется. Все благополучно спустились, а один из топ-менеджеров не смог преодолеть страх высоты и отказался от испытания. Говорят, на него жалко было смотреть — бледный, руки трясутся… В общем, его авторитет серьезно пострадал.

Впрочем, с согласия участников тренинга в нем могут быть использованы элементы экстрима, но при этом задания обязательно должны быть выполнимыми. Продвинутые команды топ-менеджеров сплавляются по горным рекам, лазают по горам, прыгают с парашютом и т. п. Популярный командный тренинг «Веревочный курс», где многие упражнения проходят на деревьях, тоже считается сложным. Однако Сергей Зверев, руководитель программы «Веревочный курс» компании «Коллекция приключений», с этим не согласен: «Наш тренинг не требует олимпийской подготовки, его могут пройти даже женщины среднего возраста. За 9 лет работы я помню только один случай, когда участник получил травму». Кстати, обычно все тренинги проходят под присмотром опытных инструкторов и медицинских работников. Но в основном обходится без травм — мелкие ушибы и порезы не в счет. Да и их практически не бывает, если участники соблюдают правила безопасности.

Реанимация для команды

Тренинги по формированию команды обычно проходят очень динамично. В арсенале консультантов — большой набор физических и творческих упражнений. Участникам приходится преодолевать препятствия, строить переправы, исследовать незнакомую местность, развивать какой-нибудь проект и т. д. Во всех тренингах есть упражнения, направленные на формирование доверия к партнерам. Например, каждому участнику предлагают забраться на возвышение и упасть спиной назад на руки партнеров по команде. Тем, кто не умеет доверять коллегам, упражнение выполнить чрезвычайно сложно — где-то глубоко сидит страх, что тебя не удержат.

Большинство заданий построены так, что выполнить их можно только сообща. И людям волей-неволей приходится вступать в кооперацию друг с другом. Например, на одном тренинге группа должна была преодолеть реку. 7 человек начали сооружать веревочную переправу, а двое предпочли альтернативное решение — пошли искать бревна. Налицо нескоординированность действий команды, и тренеры это обязательно отметят. Хорошо обучает взаимодействию забавное упражнение «Береги яйца». На пенек кладут длинное бревно — получаются качели. Под концы качелей помещают по куриному яйцу. Команда должна встать на бревно так, чтобы не раздавить яйца. Бывает, не один десяток яиц идет в расход, прежде чем участники выработают общую стратегию. Или другое интересное упражнение — «Лыжня пастора Шлага», которое часто использует компания «Наша команда». Для него мастерят пару лыж метров по 6 длиной. Вся команда становится на них в ряд и получает задание двигаться в заданном направлении.

Смысл всех этих заданий сформулировал Олег Трояновский из Pathways: «То, как команда выполняет задания на тренинге, словно зеркало, отражает ситуацию на работе. А мы выступаем в роли катализатора». Например, в одной компании царили «волчьи» отношения и люди друг друга подсиживали. Естественно, это проявилось и на тренинге. Участники получили задание: перекатить огромный двухметровый надувной мяч до другого места по определенным правилам. У них ничего не получилось — не смогли договориться. На обсуждении они дружно решили, что «задание дурацкое». Но дело вовсе не в задании, а в них самих.

Любимый прием консультантов — заставить разобщенную группу разыграть любительский спектакль или концерт. Например, компания Pathways привезла ничего не подозревающих сотрудников двух подразделений крупного банка на тренинг в дом отдыха. На стенде в холле они увидели объявление: такого-то числа коллектив такого-то банка приглашает всех желающих на спектакль. Поняв, что им предстоит, многие чуть было не уехали. А в итоге поставили замечательный спектакль по Шекспиру. Результат не заставил себя ждать: взаимодействие команд улучшилось, исчезло деление на «мы» и «они».

Каким же образом за 3–4 игровых дня группа превращается в сплоченную команду? Алексей Симакин: «Игры на свежем воздухе — мощный инструмент для формирования команды. Нестандартная коллективная работа, совместное достижение цели объединяют людей. И этот опыт они могут перенести на свои трудовые отношения».

На тренинге естественным образом происходит выстраивание и притирка ролей, причем в зависимости от ситуации они могут меняться — в спокойной обстановке, например, лидером оказывается один человек, а в критической эти функции возьмет на себя другой.

Необходимая составляющая тренинга — физические упражнения: они учат людей понимать друг друга без слов. Как говорит Марк Кукушкин, «если вы на тренинге перетаскали на себе несколько тонн женского и мужского коллектива, то и дальше „обречены“ на взаимную эмоциональную и физическую поддержку». Благодаря этому устанавливаются особые доверительные отношения, так что иногда тренинг в шутку называют «интим-билдинг».

Впрочем, тим-билдинг имеет и обратную сторону. «Натренированная» команда может болезненно воспринимать появление новых людей и не менее остро переживать уход старых членов группы, особенно ее лидера. Кроме того, если после тренинга руководитель не сумеет направить работу команды в нужное русло, то рано или поздно потеряет ее доверие. Наконец, тим-билдинг способен решить далеко не все проблемы команды, а в некоторых случаях даже ускорить ее распад. Если в компании уже не осталось внутренних ресурсов для выживания, то тим-билдинг может стать для нее неплохим могильщиком.

«Когда снизу смотрят коллеги, подвести их невозможно»
Роман Петренко, генеральный директор телеканала СТС: «Мы решили поучаствовать в тим-билдинге, чтобы поднять планку нашей команды на новый уровень. 4 года назад нам тяжело давались проекты, так как не было командного духа. А для создания команды важны не столько профессионализм каждого в отдельности, сколько взаимное уважение и поддержка друг друга. Людям ведь нельзя просто приказать работать вместе.

Мы выбрали „Веревочный курс“. Конечно, я предполагал, что тренинг будет с большой нагрузкой, но не ожидал, что он окажется таким экстремальным. Нам предлагали упражнения, которые вообще казались невыполнимыми. Например, перелезть через 5-метровую отвесную стену без всяких подручных средств. При этом нельзя произносить ни слова, договариваться обо всем нужно с помощью мимики и жестов. Но в конце концов, совместными усилиями мы всех перетащили через эту стену, хотя среди нас были мужчины весом под 130 кг. Еще одно интересное задание, которое выполняется со страховкой, — забраться на высокую сосну, встать на край площадки и прыгнуть на трапецию, которая висит метрах в двух от дерева. В принципе, нас никто не заставлял, и от любого упражнения можно было отказаться. Но все выдержали испытание. Каждый чувствовал ответственность за команду, и когда снизу смотрят коллеги, подвести их невозможно.

За время тренинга люди узнали друг друга с новой стороны. Они преодолели не только препятствия, но и что-то в себе самих. После тренинга мы поняли, что можем ставить свою личную планку гораздо выше. Так, у нас в команде был один менеджер, который не чувствовал себя хозяином положения и всегда ждал указаний сверху. Я пытался ему объяснить, что он все может сам. Но только после тренинга он поверил в себя и стал решительнее.

Из всех тренинговых курсов тим-билдинг был для нас наиболее полезным и эффективным. Для остальных сотрудников мы потом тоже организовали подобное мероприятие, но в более простой форме».

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru