Пять правил для грамотного соискателя
Ольга Гончаренко
Источник: Работа для Вас
"Расскажите о себе" - стандартный вопрос, который вам могут задать на собеседовании. Ни на секунду не сомневаемся, что вам есть, что на него ответить. Вот, к примеру, в 10 классе вы заняли второе место на городской
"Расскажите о себе" - стандартный вопрос, который вам могут задать на собеседовании. Ни на секунду не сомневаемся, что вам есть, что на него ответить. Вот, к примеру, в 10 классе вы заняли второе место на городской олимпиаде по литературе. А также всерьез увлекаетесь разведением хомячков редкой бискайской породы. И вообще у вас двое очаровательных детей… Но это ли хотят услышать от вас потенциальные работодатели?
Вопрос "расскажите о себе" таит множество подводных камней, несмотря на свою очевидную простоту. И от того, сумеете ли вы грамотно их обойти, зависит обретение нового рабочего места.
№ 1. Ни слова о хомячках!
Для начала, договоримся о том, что работодателя интересует рассказ о вашей работе и образовании, а никак не о частной жизни или хобби. Это - правило №1, которое нужно знать. Но что делать, если коварный рекрутер сам задал вам вопрос о хобби?
Смело можете приписать себе стремление к здоровому образу жизни (велосипедные прогулки, катание на роликах, скалолазанье, большой теннис) - во многих компаниях, особенно крупных и западных, это ценится. А если вы претендуете на должность, требующую усидчивости и исполнительности, можно сказать о том, что ваше хобби - вышивание крестиком. Это косвенно подтверждает наличие у вас требуемых для должности качеств. Но даже в этом случае не стоит вдаваться в подробности о том, как вы полгода вышивали картину Моне, да так, что у вас получилось не хуже, чем у автора.
А вот дорогие вашему сердцу бискайские хомячки пусть окажутся фактом биографии, скрытым от глаз работодателя, ибо их наличие в вашей жизни никак не проецируется на деловые качества.
№ 2. Сделай это красиво!
Важно не только что, но и как вы говорите. Рассказ должен быть продуманным, структурированным, связным и логичным. Следите за речью (она должна быть грамотной), за дикцией (она должна быть четкой), за позой (не зажимайтесь, не вертите в руках ручку), за мимикой. От вас должно исходить ощущение доброжелательной уверенности и оптимизма. Но важно еще и не переиграть: расхлябанность и панибратство не добавят вам преимущества в глазах менеджера по персоналу.
Итак, вы в позе доброжелательной уверенности пустились в описания своих трудовых успехов. Рассказ не должен изобиловать излишними деталями. Не возбраняется спросить собеседника, что ему в вашей истории интересно в первую очередь: карьера или, быть может, образование?
№ 3. Покажи, что ты готов
Можете сразу оговориться, что расскажете самое, с вашей точки зрения, главное, и попросить интервьюера задавать вам уточняющие вопросы. Таким образом, вы убьете сразу двух зайцев: во-первых, не нужно будет углубляться в неинтересные для собеседника детали и, во-вторых, вы демонстрируете свою открытость и готовность к сотрудничеству - качество, весьма ценное при прохождении собеседования.
№ 4. Придумай мотивчик
Каждое слово в вашем рассказе должно быть мотивированным. То есть, все, что вы говорите, должно иметь вес для рекрутера при принятии решения в вашу пользу. Рассказывая об опыте работы, подчеркните именно те его аспекты, которые могут быть полезны при замещении должности, на которую вы претендуете. А также не забудьте упомянуть о своих достижениях, желательно, приводя конкретные факты и цифры ("за время моей работы в этой должности уровень продаж вырос на 42%").
№5. Не надо грязи!
Никогда не говорите плохо о своем расставании с предыдущим работодателем. Какие бы вопросы вам не задавал хитрец напротив, держитесь заранее продуманной концепции: компания была чудесная, коллектив был прекрасный, руководитель - просто само совершенство. Ах, отчего же вы ушли? Понимаете, так захотелось роста, новых задач, новых горизонтов, новых денег, наконец. Опять же, хочется поработать в компании, у которой есть имя на рынке. Ну, вот, например, в вашей.
Помните, лесть в разумных пределах никогда никому не мешала получить хорошую работу. Главное, чтобы все звучало вдохновенно и искренне.
|