Готов ли «топ» учиться?
Александр Ершов
Источник: Элитный персонал
Топ-менеджер, как известно, сам себе голова. Практически никто и ничто не может заставить человека, достигшего руководящего поста в компании, учиться. За исключением, пожалуй, личного желания и сложившейся вокруг него
Топ-менеджер, как известно, сам себе голова. Практически никто и ничто не может заставить человека, достигшего руководящего поста в компании, учиться. За исключением, пожалуй, личного желания и сложившейся вокруг него бизнес-культуры.
В 33 года многие задают себе вопрос, а достаточно ли сделано для того, чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне? Невольно вспоминается известный афоризм о необходимости вырастить дерево, построить дом и воспитать сына. Однако реальность наших дней вносит коррективы в древнюю мудрость: современный человек имеет возможность создать собственный бизнес, который потребует не меньших душевных и финансовых вложений, нежели все вышеперечисленное. Одним словом, достигнув библейского возраста, Алексей Секирин решил открыть собственное предприятие, специализирующееся на транспортных грузоперевозках. Так появилась компания «БизнесЛайн».
Следует отметить, что специализация компании никак не связана с предыдущим опытом работы Алексея. Реализация этой идеи стала возможна благодаря тому, что он провел несколько лет в учебных аудиториях Института бизнеса и делового администрирования. «Не знаю, решился ли бы я на такой шаг, если бы не получил диплом МВА, – говорит г-н Секирин. – Однако с уверенностью могу сказать, что знания, которые я почерпнул, в частности по финансовым дисциплинам и бухгалтерскому учету, придали мне уверенности в своих силах. Общаясь на занятиях с сокурсниками, работающими в известных компаниях, я узнал много нового и приобрел интересных друзей».
Кстати, с предыдущего места работы Алексей не ушел. Наладив дела в собственной компании, учредитель «БизнесЛайна» сумел вырасти и как наемный менеджер: сегодня он является директором производства центральных кондиционеров ЗАО «Йорк Интернэшнл».
Если бы истории, аналогичные той, что произошла с Алексеем Секириным, были типичными, за будущее российской экономики можно было бы не волноваться. Тем не менее, большинство отечественных топ-менеджеров не торопятся записываться в учебные центры, и зыбкой почве частного предпринимательства предпочитают позиции в компаниях с устойчивой репутацией. Аналитики считают, что специалистов, владеющих современными методами управления, в стране недостаточно. Разумеется, крупные финансово-промышленные группы уже признали необходимость регулярного проведения развивающих мероприятий для сотрудников. СИДАНКО, ТНК, «Норильский никель», АФК «Система», «Ростелеком» давно и успешно учат своих менеджеров. Высшее руководство «Северстали» в полном составе прошло обучение в бизнес-школах. Тем не менее, в масштабах всей страны проблема стоит довольно остро.
Что вы, как топ-менеджер должны сделать для того, что принять окончательное решение об обучении? Как минимум преодолеть собственные сомнения, внешние обстоятельства и недопонимание руководства. Впрочем, это еще не все. Предстоит еще утверждать свой новый статус в коллективе, а также постараться грамотно распорядиться новыми навыками и знакомствами. И хорошо, если коллеги будут помогать вам в этом…
Сдерживающие факторы
Бизнесмен, мучающийся вопросом, в какой учебный центр ему обратиться для повышения собственного уровня знаний и навыков, – пока еще редкий сюжет из российской жизни. «Виной» тому сложный характер отношений между собственником и топ-менеджерами и примитивные установки на обучение, - одним словом, низкий уровень бизнес-культуры.
Первые лица компаний – неоднородная аудитория. Представить себе 10-15 человек, которые бы мирно уживались в одном классе и с воодушевлением внимали лектору, весьма не просто. Будучи сложившимися людьми, подчас довольно эгоистичными и, безусловно, амбициозными, они способны разнести в пух и прах любой учебный курс и подавить сопротивление преподавателя. И будут не так уж не правы, потому что в российской системе бизнес-образования крайне мало специалистов, способных на равных общаться с взрослой аудиторией, имеющих достаточный практический опыт, владеющих соответствующими технологиями.
Еще одним сдерживающим фактором является отсутствие дифференцированного подхода при обучении в классах. Топ-менеджер потому и является топ-менеджером, что он преуспел в тех или иных бизнес-дисциплинах. И необходимы ему, как правило, только отдельные части того комплексного учебного плана, который предлагается, скажем, в бизнес-школах. Причем каждому слушателю нужно что-то свое. Исключение составляют те случаи, когда бизнесмен поступает на курс, который ему совсем не знаком или по которому он не имеет базового образования.
Кто в классе?
И все же число тех, кто регулярно заполняет аудитории учебных центров, из года в год не уменьшается. При этом причины, побудившие людей, занимающих управленческие посты в компаниях, сесть за парту, могут диаметрально различаться.
Наверное, самую многочисленную и активную группу составляют те, кто искренне убеждены, что им необходимо учиться. Эти люди регулярно выступают на всевозможных конференциях, охотно общаются с представителями деловой прессы, оставляют в Сети свои «учебные» дневники и делятся соображениями с теми, кто еще только примеривает на себя костюм слушателя бизнес-школы или собирается посетить тренинг.
Следующую группу можно назвать карьероориентированными менеджерами. Карьеристы убеждены, что строка в резюме о бизнес-образовании окажет позитивное влияние на мнение работодателя. Они тоже стремятся к публичности: большинство сравнительно недавно попали в пул управленцев, и они всеми силами стремятся завоевать авторитет среди других «топов» и заинтересовать собой хед-хантеров.
Обучение генерального директора может стать также частью внутренней и внешней PR-кампании. Регулярно посещая развивающие мероприятия, такой руководитель непременно оказывается в центре внимания журналистов, стимулирует собственных сотрудников на аналогичные действия и одновременно сообщает окружающему миру, что его фирма придает «человеческому фактору» первостепенное значение.
Наконец, можно выделить группу менеджеров со смешанной мотивацией. Как правило, это сложившиеся личности, нацеленные на повышение собственной стоимости на рынке труда, расширение бизнес-кругозора, совершенствование управленческих навыков. Будучи требовательными по отношению к себе, они распространяют подобный подход и на преподавателей.
Как бы то ни было, будущее - за управленцем, который, находясь за партой, стремится, прежде всего, к личностному росту.
Комплексный подход
Суммировав представления о недостаточном развитии системы обучения взрослых и особенностях мотивации самих обучающихся, можно сделать вывод о том, что обучение топов требует комплексного подхода и определенных законодательных инициатив.
Во-первых, следует отметить, что пока ни одна программа в рамках существующих предложений не способна полностью удовлетворить потребности топ-управленцев в развитии. Не говоря уже о том, что, проучившись один раз в жизни в бизнес-школе, топ-менеджер не сможет раз и навсегда обрести необходимые навыки. Да и знания имеют свойство забываться. А это в свою очередь потребует дополнительных временных трат на посещение иных развивающих мероприятий.
Во-вторых, доплачивать за степень МВА или сертификат о прохождении тренинга или семинара управленцу чаще всего никто не собирается. Даже предоставить ему льготный режим работы на время учебы работодатель не обязан.
Традиционно выделяют три основные формы обучения «топов»: краткосрочную (лекции, семинары, групповые тренинги), долгосрочную (программы МВА, второго высшего образования; магистратура) и индивидуальную (индивидуальные тренинги, коучинг). Грамотное и разумное сочетание всех трех форм обучения, помноженное на регулярность, разумеется, не может не принести свои плоды. Но одна проблема останется неразрешенной до тех пор, пока наша страна не пройдет стадию становления рыночных отношений. Речь идет о дефиците общения человека, достигнувшего в бизнесе определенных высот. Конечно, общение с коучем и класс в бизнес-школе выводят «топа» на некоторое время из состояния одиночества и дают возможность адекватно взглянуть на себя со стороны. По-настоящему же этот вопрос может быть решен благодаря созданию деловых клубов, профессиональных ассоциаций, объединяющих управленцев по самым различным признакам. Но это, скорее, дело будущего.
Которое, впрочем, кажется не таким уж туманным, если посмотреть на поколение молодых менеджеров, чья мотивация не исчерпывается вопросом «а сколько я буду зарабатывать после того, как получу диплом МВА?» Недаром же современный философ бизнеса Джон Уитмор не устает повторять, что он видит отличную перспективу для России.
Точка зрения
Какие мероприятия могут стимулировать желание топ-менеджеров посещать образовательные мероприятия?
Сергей Ряковский, заместитель генерального директора «ОКБ Сухого» по кадровой политике:
- Какие-то конкретные управленческие решения со стороны государства вряд ли возможны. Хотя, безусловно, в условиях стабильной экономической ситуации и при благоприятных условиях развития бизнеса число обучающихся должно вырасти.
К сожалению, в бизнес-среде бытует устойчивое представление о том, что учеба сродни признанию в собственной некомпетентности. Чтобы привить руководителям мысль о необходимости обучения в течение всей жизни, правительство вместе со СМИ должно вести широкомасштабную просветительскую работу.
Государство может обеспечить функционирование и некоторых социально-экономических механизмов. Например, во Франции частные фирмы обязаны часть фонда зарплаты тратить на обучение. В противном случае идут штрафные санкции.
Не секрет, что система выдачи кредитов на обучение работает у нас довольно слабо. Сегодня остро чувствуется отсутствие квалифицированных управленцев среднего звена, которые не всегда обладают достаточными средствами, чтобы поступить, скажем, в бизнес-школу. Но если у руководителя будут обученные менеджеры, на которых можно опереться, он и сам мог бы пройти ту или иную программу. Поэтому необходимо оптимизировать налогооблагаемую базу для организаций, выдающих кредиты на обучение менеджеров.
Сегодня у высшего руководства страны есть желание действовать в этой сфере. Но и бизнесмены должны осознать, что им необходимо учиться.
Каковы ожидания топ-менеджера в отношении образовательного учреждения и самого процесса обучения?
Оксана Павлова, финансовый директор страховой компании «Пари»:
- Поскольку топ-менеджеры – люди, которые уже достигли определенного профессионального и личностного уровня, мотивация на получение дополнительного образования у них проистекает из желания научиться выстраивать новые перспективы для себя и своего бизнеса. По крайней мере, среди моих однокурсников по программе Executive МВА я не встречала тех, чьей мечтой было исключительно повышение собственного благосостояния. Большинство, получив новые навыки, рассчитывает совершить качественный скачок, перейти на новый этап развития.
Еще один момент: столкновение «просвещенного» менеджера с «первобытными» нравами российской бизнес-культуры. Например, пытаясь применить новый опыт, некоторые не находят понимания в своей компании. А встретив сильное сопротивление, начинают искать другое место работы. Я по своей группе вижу, что многие серьезно обдумывают такие варианты. Это вынужденная мера, но эффективнее работать там, где тебя понимают, а твои знания востребованы.
Управленческая среда, сформировавшаяся в середине 90-х в условиях закрытого рынка, довольно консервативна. Ее представляют люди старше 35-38 лет, привыкшие к старым методам руководства и с трудом преодолевающие инерцию. Таким образом, на менеджере, который проходит обучение в бизнес-школе, лежит дополнительная нагрузка: он не только развивается сам, но и вынужден «цивилизовать» окружающую бизнес-среду.
Юрий Фесенко, генеральный директор компании «ТК Р.О.С.Т. XXI»:
- В большинстве случаев те, кто приходит учиться в бизнес-школу, ждут моментальной эффективности. Например, мне казалось, что мир перевернется, а сумма полученных навыков и знаний позволит кардинально изменить качественный уровень моей работы.
Наша программа – как, наверное, и любая другая – состояла из модулей разной степени востребованности слушателями. Принято считать, что в западных школах сильнее преподают маркетинг, менеджмент. В нашей школе (совместный проект с Антверпенским университетом) был сделан акцент на финансовые вопросы. Однако нельзя забывать, что западные программы не в полной мере учитывают реалии отечественного рынка.
Когда мы говорим об ЕМВА, образовании для управленцев, также нужно отдавать себе отчет в том, что уровень знаний, которые получает слушатель, не такой глубокий по отдельным дисциплинам, как на специализированных курсах MBA. Но в совокупности вы получаете представление обо всем, что окружает топ-менеджера, и понимаете, какой специалист нужен для решения того или иного вопроса. Если речь идет о каком-то конкретном проекте, я точно знаю, какими компетенциями должен обладать менеджер, который его ведет.
Думаю, что коллеги меня поддержат – в школах формируется целостный взгляд на окружающий мир, появляется главное - видение системы взаимосвязей и структурированности бизнес-процессов.
|