error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='5018',showed='1',date=NOW(),ip='3.135.208.189',sess='2mqe1ihqnfut3c3ebasmjjb6v6',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=5018'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
О пользе и вреде доносов на рабочем месте | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

О пользе и вреде доносов на рабочем месте



Источник: Известия

В каждой компании есть «доброжелатели», которые радостно сообщат руководству о любом вашем промахе. И наверняка каждому хоть раз в жизни приходилось жаловаться начальнику на своего коллегу. Почему это приходится делать?

В каждой компании есть «доброжелатели», которые радостно сообщат руководству о любом вашем промахе. И наверняка каждому хоть раз в жизни приходилось жаловаться начальнику на своего коллегу. Почему это приходится делать? И что должен знать руководитель компании, в которой жалуются друг на друга слишком часто?

Работники компаний нередко «стучат» друг на друга. Жалобы на коллег можно делить на категории. Часто речь идет о работе на опережение, когда один работник спешит обвинить в чем-то своего коллегу, чтобы претензии не были высказаны ему самому. Бывает, что сотрудники жалуются на своих начальников или на тех, кого хотят выжить из коллектива. Случается наушничество из мести и совсем бескорыстное "информирование" руководства.

Молоток можно использовать по-разному

«Как и любое другое явление, «стукачество» в компании - это не хорошо и не плохо. Молотком можно забивать гвозди или настучать по голове, - заявил гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. - Дело в том, что в эффективной организации должны нормально функционировать каналы распространения как позитивной, так и негативной информации». Например, если на совещании один из участников говорит, что в таком-то подразделении у нас некоторый бардак, причем делает это при соответствующем коллеге, который может ответить, - это нормально. Если же козлом отпущения всегда оказывается вскрывающий недостатки, то начинается «стук», а потом просто закупорка информационных каналов и загнивание.

Генеральный директор школы менеджеров «Арсенал» Виталий Булавин говорит, что рассуждать в категориях «стучать» - «не стучать» нас заставляет «совковое» прошлое. Предполагается, что от начальства всегда исходит что-то плохое и нужно быть всегда на стороне «против начальства». И постсоветская традиция, которая в нашей стране до сих пор не изжита, предписывает считать чуть ли не любые разговоры с начальством, выходящие за пределы конкретного задания, «стукачеством». К чему отнести следующее заявление сотрудника начальнику: «С Ивановым мне трудно работать»? Критерий, отделяющий стукачество от честного и открытого разговора, прост: если то же самое он может повторить в присутствии самого Иванова - это нормально, если нет - с компанией не все в порядке.

«В Америке подобное общение с начальством не считается «стуком», а, наоборот, проявлением гражданской позиции, - отмечает Виталий Булавин. - Ничего зазорного в этом там не находят: люди сообща добиваются соблюдения правил игры».

Заслон для жалобщиков

«Плохо, если люди непрерывно бегают к начальству и выливают друг на друга ушаты грязи, - считает Сергей Пятенко. - Главным образом, это свидетельствует, что в компании не работает система горизонтальных коммуникаций". Все упирается в корпоративную культуру: если она нацелена на результат, то первое, что сделает человек, - выскажет все претензии своему коллеге напрямую. А тот адекватно среагирует. Если же деловые замечания коллег не имеют значения, то «настучать» по делу и не по делу, оказывается, проще. Для компании это может означать начало застоя корпоративной структуры и снижение ее эффективности.

Получается, что все исходит от начальника. «Важно, чтобы руководитель устранил барьеры на пути негативной информации, а проще говоря, не рубил голову гонцу, принесшему плохую весть», - отмечает гендиректор Экономико-правовой школы ФБК. Например, сотрудник, сообщающий о проблемах в компании, может быть запросто обвинен в том, что он сам во всем виноват. В такой ситуации все будут думать, а стоит ли вообще хотя бы иногда обсуждать проблемы. Может быть, проще молчать. А это, в свою очередь, создаст широкое поле для деятельности «доброжелателей» всех мастей.

«Раньше считалось, что руководитель должен иметь cвоих «информаторов» в коллективе. Но сейчас это не является однозначной нормой. Существуют и более современные концепции корпоративного устройства», - отмечает Виталий Булавин. Впрочем, есть еще фактор «ябед» - некоторые люди (так сложилось) еще в детстве были ябедами. Они сами ищут возможности сказать «кое-что» о коллеге, но это, скорее, психологические особенности отдельных личностей. И в реальной жизни их не очень много.

Куда стучат на самих работодателей

Огромные возможности для доносительства открываются перед сотрудниками, уволившимися - добровольно и не очень - из своих компаний. Например, по данным рекрутинговых компаний, 78% налоговых проверок на предприятиях среднего и малого бизнеса в России инициированы бывшими сотрудниками этих же организаций.

Кроме того, существует еще и Федеральная инспекция труда. Она призвана следить за соблюдением законодательства о труде и урегулировать споры между работником и работодателем в досудебном порядке. Так как ответ на жалобу сотрудника Рострудинспекция должна дать в течение месяца, то с проверкой на предприятие инспекторы приходят быстро.

Инспекция может проверить обоснованность увольнения или дисциплинарного взыскания, установления новых условий труда, перевода на другую работу, выполнение законодательства об оплате труда и т.д. Итогом проверки работодателя могут стать предписание об устранении нарушений, если таковые будут обнаружены, и штраф начальнику отдела кадров или руководителю.

В ближайшее время для жалобщиков станет доступным и еще один, весьма нетривиальный способ сведения счетов с бывшими работодателями. На этой неделе свою работу в России начал Международный альянс производителей программного обеспечения (BSA).

В этой структуре, работающей в 60 странах мира, существует "горячая линия" по борьбе с электронным "пиратством". И большинство звонков туда поступает от сотрудников, жалующихся на своих бывших работодателей. Они сообщают об использовании нелицензионного программного обеспечения.

После этих звонков ассоциация сначала проверяет информацию, а потом может обратиться в суд. Хотя BSA официально пришел в Россию всего три дня назад, его представители уже знают, по каким статьям они будут судиться с российскими компаниями. Это 146 ст. Уголовного кодекса (до пяти лет лишения свободы со штрафом в 500 тыс. рублей) и статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях (штраф - 40 тыс. рублей).

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru