Выступает директор!
Елена Кудымова
Источник: Свой бизнес
Чем успешнее бизнес, тем чаще его владельцу приходится говорить публично: на рабочих совещаниях и переговорах, на официальных приемах и презентациях. Но ораторские способности далеко не всегда сопутствуют деловой
Чем успешнее бизнес, тем чаще его владельцу приходится говорить публично: на рабочих совещаниях и переговорах, на официальных приемах и презентациях. Но ораторские способности далеко не всегда сопутствуют деловой хватке. Что делать? Научиться красиво и убедительно выступать можно на специальных тренингах.
Не бойтесь публики!
У каждого тренера своя программа и свои методы, позволяющие слушателям освоить технику публичных выступлений. Но цель всех тренингов этого типа одна: они учат начинающих ораторов преодолевать волнение и непринужденно держаться перед аудиторией, вызывать и поддерживать интерес у слушателей и оставлять у них благоприятное впечатление. В Москве занятия, как правило, проходят два дня и их стоимость во всех тренинговых компаниях практически одинаковая – $300.
На всех тренингах разбирается конкретный опыт слушателей. Например, если это предприниматели и менеджеры, желающие научиться выступать с презентацией своей фирмы или товара, им предлагается представить собравшимся какой-то хорошо известный продукт, а затем проводится разбор выступлений. Люди, равные по статусу и опыту работы – что очень важно! – делятся друг с другом впечатлениями от услышанного.
Но прежде чем приступить к практическим занятиям, тренер помогает своим слушателям побороть естественный страх перед аудиторией. Научить человека не бояться публики можно разными способами. Амир Тагиев, уже не первый год проводящий занятия под эгидой Международного центра учебных материалов, предлагает своим студентам разобраться в природе своих страхов.
– Нужно, чтобы человек сам понял, чего он боится, – рассказывает Тагиев. – Кто-то боится вопросов, кто-то ответственности, кто-то взглядов из зала. И в зависимости от этого выбирается модель поведения. Если человек боится, например, женских взглядов, то я советую ему начинать выступление с комплимента женской части аудитории.
Подобные приемы, по мнению специалистов, очень помогают. Но есть и более радикальные методы. Радислав Гандапас, автор тренинга «Как с успехом выступать публично», предлагает слушателям сделать доклад на провокационную тему. Например, подготовить презентацию партии «Голубых и зеленых» или прорекламировать общественное движение «За искоренение христианства на Руси».
– Это специальное упражнение на снятие внутренних барьеров, – комментирует Гандапас. – Преодолев неловкость, страх, волнение, возникающее в такой малокомфортной ситуации, человек раскрепощается и начинает испытывать удовольствие от выступлений.
Искусство входить в образ
Итак, вы побороли страх. После этого специалисты советуют подумать над образом, в котором выступающий предстанет перед аудиторией. К примеру, Екатерина Михайлова из Центра обучения персонала «Класс» работает над речевыми ролями.
– Роли могут быть самыми разными – эксперта, вдохновителя, провокатора и т. д., – рассказывает она. – Прежде чем выбрать ту или иную роль, необходимо понять, каких целей вы хотите достичь – заставить публику задуматься над проблемой или же воодушевить ее на великие дела, заинтересовать новым проектом или просто настроить на рабочий лад. В зависимости от этого, в одних случаях с аудиторией нужно быть жестким, четким и лаконичным, в других – красноречивым и эмоциональным.
Амир Тагиев помогает слушателям своего тренинга найти образ, в котором они будут чувствовать себя легко и естественно: с кем-то быть строгим учителем, а с кем-то – добрым другом. В зависимости от аудитории слушателей, по мнению Амира, этот образ может меняться.
К примеру, Сергей Дубовский, заместитель директора медицинской ассоциации «Салам», побывал на таком тренинге и выработал для себя две совершенно разные модели поведения, которые символизируют образы двух известных телеведущих – Диброва и Познера.
– Мне приходится много общаться с чиновниками и некоммерческими организациями. Для первой аудитории я специально выбрал для себя дипломатичную модель поведения Познера, для второй – свободный стиль Диброва. Стиль Познера позволяет мне показать своим собеседникам, что я заинтересован в их знаниях, в их влиянии. А люди, занимающиеся общественной деятельностью, сильно подвержены эмоциям. Во время встреч с ними мне помогает стиль Диброва – эмоциональный и одновременно закрытый. После тренинга мне стало намного проще общаться.
Власть голоса
Но чтобы образ был законченным, специалисты советуют также поработать над жестами, мимикой и голосом. В той или иной степени все тренеры уделяют этому внимание, но есть и специализированные тренинги. Например, Лаборатория коммуникативного имиджа «Демосфен» специализируется только на постановке речи и голоса.
– Если ваш голос не убеждает, не убеждаете и вы. Голос действует на собеседника сильнее всего, поскольку влияет на его подсознание. Голос – это огромная энергетика, с помощью которой можно эффективно управлять людьми, – утверждает Елена Крянева, которая ведет курс в «Демосфене». – Моя программа помогает участникам скорректировать свой коммуникативный имидж и то впечатление, которое они производят на людей.
На своих тренингах Крянева знакомит с ресурсами голоса и различными резонаторными системами. Ее студенты узнают, например, что грудной низкочастотный резонатор успокаивает и вызывает доверие у слушателей и собеседников. Ротовой резонатор – активизирует публику и даже гипнотизирует. Зубной резонатор (просительный) позволяет гораздо быстрее добиться взаимопонимания. Участники тренинга вырабатывают свою особенную манеру разговорной речи, позволяющую привлекать внимание и демонстрировать уверенность в себе.
Вот как об этом тренинге отзывается Сергей Алексеев, исполнительный директор Группы компаний «Логос»:
– Знания и навыки, которые я приобрел на этом тренинге, оказались очень полезны как для бизнеса, так и в целом для общего кругозора. Но сразу применить их на практике нелегко. Нужно потратить немало труда, чтобы развить первоначальные навыки. Тем не менее, я уже автоматически анализирую свое поведение и речь. Когда мне надо кого-то убедить, я осознанно перевожу голос на другой тембр и понимаю, что действую правильно, потому что вижу реакцию собеседника.
Финальная фраза
Практически все навыки публичного выступления руководители компаний могут применять в своей ежедневной работе. В этом, пожалуй, главная ценность этих тренингов.
Радислав Гандапас учит выступать без подсказок, держать мысли в голове, вырабатывать ощущение времени выступления, правильно расставлять акценты и вовремя шутить.
– Весь секрет успеха публичного выступления в том, чтобы говорить с людьми, а не выступать перед ними, – подчеркивает Радислав Гандапас.
Екатерина Михайлова советует разделять план и сценарий выступления. План – это главные тезисы. Сценарий – это установление контакта с аудиторией, который подразумевает ритуал начала, удержание внимания и достойный финал.
– Финал обязательно должен быть запоминающимся, потому что сказанное в последние минуты воспринимается людьми как главное, – резюмирует Екатерина Михайлова. – Чаще всего руководители сухо бросают: «На сегодня все». Вряд ли эта формальная фраза воодушевит подчиненных на великие дела. Я бы посоветовала в заключение разговора обязательно сказать что-нибудь побудительное.
– Можно сказать, что тренинги по публичным выступлениям дают универсальные знания, – считает Юлия Юханссон, директор салонов красоты компании «Планета Фитнес». – Посетив тренинг по ораторскому искусству, я узнала не только как провести яркую презентацию, но и как добиться лучших результатов при общении с деловыми партнерами. Эти же навыки мне помогают лучше доносить информацию до своих подчиненных, помогают заразить их своей энергией или новой идеей.
|