В статье о МВА и целесообразности ее получения мы советовали в первую очередь определить, кем человек является по своему типу: специалистом или управленцем, то есть руководителем. Как мы уже писали, если человек уже
В статье о МВА и целесообразности ее получения мы советовали в первую очередь определить, кем человек является по своему типу: специалистом или управленцем, то есть руководителем. Как мы уже писали, если человек уже работает на руководящей должности и довольно успешно, ответ однозначен: он управленец. Но вот если человек пока только хороший специалист в какой-либо области, но планирует стать управленцем, ему необходимо оценить, обладает ли он набором качеств, необходимых руководителю. Для него ли административная карьера? Надеемся, что сегодняшняя статья поможет вам разобраться с этим вопросом.
О качествах, необходимых любому успешному руководителю
Итак, какими же качествами должен обладать успешный руководитель? Условно все их можно разделить на две группы. Первая группа - это деловые, профессиональные качества, используемые методы и приёмы управленческой деятельности. Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер.
Что касается первой группы, то мы не будем подробно останавливаться на ее характеристике. И так понятно, что профессиональная компетентность формируется в процессе образования и напрямую зависит от его содержания и уровня. Никто и ничто не мешает человеку получать недостающие знания в области управления путем самообразования, посещения курсов, семинаров, тренингов и т.п. Если не лениться, профессиональные качества всегда будут на высоте.
А вот со второй группой все гораздо сложнее. По мнению психологов, эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер гораздо сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления. А чаще всего практически невозможно. Итак, какие же личные качества вам непременно понадобятся?
Самое главное, о чем необходимо помнить: любой руководитель огромную часть своего рабочего времени тратит на общение с людьми. Поэтому высокие коммуникативные навыки - основа его успеха. Также очень важным для него является умение осуществлять общение вне зависимости от собственных субъективных оценок. Он должен уметь контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений. Хороший руководитель всегда способен построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать. Он отлично умеет устанавливать и поддерживать отношения как с равными себе людьми, так и с людьми рангом выше и ниже.
Хорошие организаторские способности являются неотъемлемым свойством любого успешного начальника. Без них он просто не способен будет наладить работу своего подразделения, умело руководить им и координировать взаимоотношения своего отдела с другими. Он также должен уметь концентрировать внимание на приоритетных целях, эффективно использовать рабочее время, делиться со своими сотрудниками рациональными приёмами эффективной работы.
Умение быть лидером, вести за собой людей, четко ставить дальние и ближние цели, также очень пригодится хорошему начальнику. Способность вызвать к себе расположение и удерживать его тоже немаловажна. Руководитель должен обладать умением переводить свои идеи и мысли на язык, понятный другим людям, и поощрять участие членов коллектива в обсуждении проблем. Прекрасно, если он имеет мужество отказаться от своей точки зрения, если понимает, что она не оптимальна.
Успешный руководитель - всегда хороший психолог. Он в состоянии разрешить конфликты, выступить в роли посредника между конфликтующими сторонами, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом. Руководитель должен выступать в роли арбитра - человека, ставящего точки в конфликте по итогам его разбирательства.
Успешный руководитель имеет склонность к анализу и самоанализу, понимает свою роль как лидера в организации, умеет видеть, какое влияние он оказывает на организацию и людей. Он должен уметь принимать нестандартные управленческие решения в тяжелых или неопределенных условиях, когда последствия этих решений неясны и сомнительны. Он всегда способен найти оптимальный вариант решения в условиях ограниченного времени. Хороший руководитель не боится идти на оправданный риск и на внедрение нового в организации. Он всегда готов начать процесс нововведений, управлять им и использовать в интересах компании.
Успешный администратор всегда обладает высокой стрессоустойчивостью, сопротивляемостью к фрустрациям (фрустрация - состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), хладнокровием. Он, как правило, с выдержкой относится и к победам, и к поражениям, умеет проигрывать без чувства поражения и тут же приниматься за поиск новых путей решения проблемы.
Он всегда сохраняет уверенность в себе, способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен. Хороший начальник постоянно прилагает усилия по защите личного достоинства своих подчинённых, жёстко пресекает любые попытки нанесения им морально-психологических травм. Он предоставляет подчинённым как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности. Хороший руководитель обладает также высоким чувством ответственности в принципе и высокой ответственностью за порученное ему дело в частности.
Конечно, трудно говорить подробно о качествах личности руководителя вообще, т.е. в отрыве от конкретного содержания его деятельности и сопутствующих ей факторов. В каждой области деятельности будет присутствовать и дополнительный набор качеств, необходимых успешному управленцу. Тем не менее, можно описать те качества, которые необходимы начальнику всегда, что мы и сделали в данной статье.
В заключение хочется сказать, что отсутствие определенных личных качеств может стать серьезным препятствием на вашем пути к вершинам власти. Поэтому стоит серьезно подумать и реально оценить свои силы, прежде чем "подаваться в начальники". Может быть, лучше оставаться высококлассным специалистом в своей области?