Школы для карьеристов
Юлия Таратута
Источник: Коммерсантъ-Деньги
Российскому бизнес-образованию исполняется 15 лет. За это время отечественным школам MBA постепенно удалось отвоевать клиентуру, которая традиционно училась азам управления на Западе, и завоевать авторитет: теперь для
Российскому бизнес-образованию исполняется 15 лет. За это время отечественным школам MBA постепенно удалось отвоевать клиентуру, которая традиционно училась азам управления на Западе, и завоевать авторитет: теперь для карьерного роста в российских компаниях вполне достаточно российского же диплома MBA. Но терять бдительность при выборе бизнес-школы в России по-прежнему нельзя.
Успехи в учебе Главным достижением российских бизнес-школ стал интерес к их выпускникам у отечественных работодателей. Без строки о наличии российского диплома MBA не обходится уже ни одно резюме соискателя престижной менеджерской вакансии. Из-за подобной востребованности крупнейшим школам бизнеса (самые популярные в Москве действуют при Академии народного хозяйства (АНХ) и Высшей школе экономики (ВШЭ)) удалось привлечь к преподаванию практиков из бизнеса. Например, в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) при АНХ занятия проводят представители компаний Suninterbrew, "Уралсиб", "М-Видео". В Высшей школе менеджмента при ВШЭ преподают сотрудники Внешторгбанка и "Вимм-Билль-Данна". При этом грамотные преподаватели управления по-прежнему в дефиците, поэтому лучшие из них сотрудничают сразу с несколькими бизнес-школами. "Школы уже поняли, что для полноценного обучения им необходимо порядка шести-восьми звезд . Основную же массу курсов могут вести и добротные четверочники ",-- поясняет глава ИБДА Сергей Мясоедов. Руководители бизнес-школ признаются, что им практически удалось решить и проблему с учебной литературой. "В отличие от ситуации пятилетней давности, сейчас мы обеспечены учебниками полностью,-- утверждает декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович.-- По основным бизнес-дисциплинам много переводной литературы. Любая западная новинка публикуется в России без опозданий". Программы российских бизнес-школ год от года становятся все более насыщенными. Растет число "длинных" программ -- собственно специализаций MBA (к примеру, "стратегический менеджмент и предпринимательство", "управление финансами организации", "управление внешнеэкономической деятельностью"). У Высшей школы международного бизнеса при АНХ уже 6 специализаций MBA, в МИРБИСЕ -- 13. В соревновании за число краткосрочных курсов по выбору (например, "взаимосвязь публичной репутации компании и ее рыночной стоимости") ведет Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) при АНХ (их там 76). В Высшей школе менеджмента при ВШЭ их 18. Крупнейшие российские бизнес-школы, по признанию экспертов, перешли к "культурным" методам охоты на клиента: определились с мотивацией студентов, их возрастом. Глава ИБДА Сергей Мясоедов считает, что за последний год российским бизнес-школам удалось наконец определиться и со своими конкурентными преимуществами: "Известно, что Гарвардские школы бизнеса традиционно лидируют в обучении стратегии, школа Уортон при Пенсильванском университете лучше всех преподает финансы , а Стэнфорд -- маркетинг . Российские школы за последние годы тоже научились позиционировать себя как лидеры в конкретных областях. Стремящиеся к бизнес-образованию уже могут учитывать, что Высшая школа международного бизнеса помимо международной специализации лидирует в предпринимательстве , МИРБИС -- в маркетинге , а ИБДА -- помимо маркетинга еще и в стратегии ". Руководители столичных бизнес-школ уверены, что рынок MBA-образования просторен и его сложно освоить в одиночку, так что лидерам остается разделить сферы влияния. Что касается числа российских бизнес-школ, то нужно учитывать, что бизнес-образование родилось вместе с российским бизнесом. Так что вряд ли следовало ожидать, что сеть бизнес-школ в России за 15 лет разрастется до масштабов, к примеру, американской сети: в США более 800 учебных заведений обучают по программам бизнес-администрирования (почти половина аккредитована американской бизнес-ассоциацией). В России их порядка 90. Из них 33 получили аккредитацию Министерства образования и науки -- право на выдачу дипломов государственного образца. По данным ведомственного совета по программам дополнительного профессионального образования MBA, в прошлом году заявки на получение лицензии подали еще 26 бизнес-школ. И 14 из них -- при университетах Новосибирска, Челябинска, Вятки, Барнаула, Москвы и Санкт-Петербурга -- уже получили положительное заключение совета. Впрочем, эксперты признают, что расширение бизнес-образования в России -- далеко не всегда показатель его качества. "Мы заинтересованы в динамике рынка MBA в России, но сейчас он развивается слишком хаотично,-- считает глава Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Леонид Евенко.-- И, к сожалению, переполняется суррогатами".
Каждому по ячейке "Суррогаты", по заверению российских экспертов, предлагают сегодня не только отечественные производители, но и западные партнеры. Как известно, большинство отечественных школ MBA используют готовые западные программы, их русские адаптации или чередуют русские программы с западными. "Школам следует быть осторожными в подборе иностранных партнеров,-- объясняет Леонид Евенко.-- К нам совсем недавно обратилась канадская школа бизнеса и предложила четырехмесячную программу Executive MBA (программа для менеджеров высшего звена.-- Деньги ). Самый короткий вариант такой программы, по любым западным меркам, не может длиться меньше года. А канадская школа предлагала просто урезанный MBA, который должны были преподавать шесть местных профессоров. Причем выпускник получил бы не степень, а сертификат об окончании. Такой облегченный вариант, который на самом деле -- подделка". Увидев коммерческие успехи университетов, открывших у себя бизнес-школы, заявки на аккредитацию MBA-программ стала подавать и остальная вузовская элита. Совет по MBA при Министерстве образования и науки вынужден был отказать, например, Московскому педагогическому университету им. Ленина, который собирался обучать основам управления,-- институт посчитали непрофильным для преподавания бизнес-дисциплин и не обладающим достаточными ресурсами подготовки. Аккредитацию зато получают ведущие технические вузы, которым в министерстве отказать просто не решаются,-- например, "Станкин", МВТУ им. Баумана, Институт связи. "Мы получаем академические программы бизнес-образования. А это противоречит самой идее программ MBA,-- объясняет Леонид Евенко.-- Полистайте учебник по Стратегическому менеджменту , разработанный МВТУ имени Баумана. Он весь состоит из формул. Очевидно, что авторы принадлежат к технократической культуре. А от технократического мышления в экономике нужно уходить". "Существует большой водораздел между теоретическим, фундаментальным, классическим образованием и бизнес-программами,-- поддерживает коллегу Сергей Мясоедов.-- MBA -- программа для карьеристов, успешных людей. Она рассчитана на тех, кто имеет опыт управления и хочет получить дополнительные навыки. Консультант-практик в бизнес-школах важнее профессора-теоретика. Если поток вузовской науки, стремящейся на рынок MBA, не остановить, программа размоется и превратится во второе высшее образование". В аккредитационном совете вузовские заявки рассматриваются по двум направлениям: содержание программ и формат учебного процесса. И пропуском для преподавания программ MBA становятся не только стандартные учебные блоки, на изучение которых отводится внушительное количество часов (не менее 36 часов на дисциплину), но и необходимая доля тренингов -- например, подготовка презентаций, работа в команде, лидерство, бизнес-коммуникации. Обязательным требованием, которое с трудом осваивают российские бизнес-школы, остаются key studies -- работа над проблемными ситуациями (разрешение ее ролевыми играми, "мозговыми штурмами" в малых группах). Руководители Ассоциации бизнес-образования напоминают, что 40% наполнения программ в бизнес-школах должно быть интерактивным: "Профессор молчит, говорят ученики". "Соискатели же забывают, что бизнес-обучение не может строиться по принципу вузовских лекций, и в качестве достоинств MBA-программы предлагают ученые степени преподавателей, число учебников, академические публикации",-- жалуются члены совета. В то же время у редкой бизнес-школы, показывает экспертиза совета, есть минимальная инфраструктура для проведения тренингов. К примеру, во французской бизнес-школе Insead 40-минутные лекции читаются в зале на 60-80 человек, а для работы над "кейсом" под руководством педагога-модератора студенты переходят в длинную аудиторию, расчлененную на ячейки: столы, разделенные стеклянными перегородками. В российских же бизнес-школах для занятий в небольших группах часто используются стандартные вузовские аудитории.
Неглубокое погружение Пытаясь приблизиться к проблемам конкретного бизнеса, некоторые школы начали разрабатывать специальные программы для управления, к примеру, больницами и госпиталями. Другие, напротив, выступают против излишней сегментации программ MBA. Так, по мнению Леонида Евенко, они все чаще превращаются в отраслевые. "Нужно помнить, что MBA -- программа дженералистская,-- считает он.-- Она готовит руководителей широкого профиля. Программа по управлению стоимостью компаний, к примеру, слишком узкая для получения степени мастера делового администрирования , недопустим и MBA политического менеджмента". Многие бизнес-школы, предлагающие "узкие" программы MBA, предпочитают просто не аккредитоваться. В таком случае выпускник получает не диплом государственного образца, а документ, оформленный в университете. Например, в школе Международного бизнеса при ВШЭ действует программа уикендового Executive MBA, в ряде бизнес-школ при АНХ действует полугодовая программа для выпускников десятилетней давности -- им предлагают освежить знания. Обучиться основам управления "методом погружения" в российских школах практически невозможно. Большинство учебных заведений работают по принципу вечерних школ, некоторые по выходным. Впрочем, руководители объясняют, что от full-time-обучения постепенно отказываются и западные школы, а в российские, работай они в дневное время, никто бы не стал поступать. "В России люди, и обучаясь, не бросают работать,-- объясняет Сергей Филонович.-- У нас карьерная динамика выше, чем на Западе. За год-два, который придется потратить на учебу, тебя и без того может ожидать карьерный рост. Кроме того, мало кто из россиян может позволить себе платить за учебу и содержать себя, не работая. Мы пытались открыть у себя дневное отделение, но студенты все равно работали по вечерам. Так что эффекта от этого никакого". Чтобы привлечь новых клиентов, российские бизнес-школы разработали даже так называемые очно-заочные программы. К примеру, в Высшей школе менеджмента и ИБДА действуют модульные двухгодичные программы для бизнесменов из регионов. Очное обучение проходит в вузе -- это двухнедельные модули, включающие лекции, key studies, тренинги (занятия длятся до десяти часов в день, после которых студенты учатся в вузе). В перерывах между модулями студенты разъезжаются по домам, получив домашние задания. Вернувшись, сдают сессии. А вот чисто заочная форма обучения в российском бизнес-образовании иногда приводит к критическим результатам. "Среди попыток дать облегченный MBA -- предложения по дистанционному обучению бизнес-администрированию,-- рассказывает Леонид Евенко.-- Но бизнес-программы -- это ведь не столько получение знаний, сколько освоение навыков. Задача на выходе -- применять знания в нестандартных ситуациях. И в этом смысле студентам важно общение, совместное разрешение проблемных ситуаций, проговаривание их". Сергей Филонович напоминает, что бизнес-школы, предлагающие дистанционные программы, редко обеспечены достойными тьюторами -- людьми, которые контролируют самостоятельную работу студентов: "В качестве одного из форматов, используемых бизнес-программой, обучение на расстоянии использовать можно. Но если вы сталкиваетесь исключительно с дистанционным способом преподавания, знайте: вас обманывают, это халтура".
Узнать правду На Западе не выбрать среди бизнес-школ "фальшивку" помогают рейтинги, традиционно публикуемые в деловых СМИ (например, в Business Week или Financial Times). В России таких рейтингов нет, и поэтому риск ошибиться велик. Эксперты хором говорят, что своих методик определения лидеров у РАБО пока нет, а западные нам не подходят. "Главный критерий западного рейтинга -- прирост зарплаты после окончания бизнес-школы,-- объясняет Леонид Евенко.-- В России преимущественная часть зарплат -- серые , а работодатели не делятся данными о доходах своих сотрудников". Сергей Филонович считает, что в России руководители бизнес-школ не очень интересуются достижениями коллег: "Западные рейтинги составляются и на основе интервью с экспертами, а у нас они могут оказаться некомпетентными в определении качества чужого образования. И вообще, составлять нужно мягкие рейтинги, иначе мы передеремся".
Рейтинг российских бизнес-школ MBA
Место в рейтинге |
Школа |
1 |
Институт бизнеса и экономики АНХ при правительстве РФ (California State University -- Hayward) |
2 |
Высшая школа международного бизнеса АНХ при правительстве РФ (дневное отделение) |
3 |
Московская международная высшая школа бизнеса "Мирбис" (институт) |
4 |
Высшая школа корпоративного управления АНХ при правительстве РФ |
5 |
Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ |
6 |
Российско-немецкая высшая школа управления АНХ при правительстве РФ |
7 |
Институт международного бизнеса "Классическая бизнес-школа" |
8 |
Академия труда и социальных отношений, Центр дополнительного профессионального образования |
9 |
РЭА им. Г. В. Плеханова на базе и при участии института экономики и финансов "Синергия" |
10 |
Всероссийская академия внешней торговли |
11 |
Высшая школа менеджмента Государственного университета -- Высшей школы экономики |
12 |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), факультет магистерской подготовки |
13 |
Институт мировой экономики и бизнеса (Международная школа бизнеса) Российского университета дружбы народов |
14 |
Государственный университет управления (Институт проблем управления новой экономикой ГУУ) |
15 |
Московский государственный технологический университет (Станкин) |
Источник: РБК, 2004 год.
|