От идеи до бизнес-результата
Вера Рыэжкина, Михаил Степанов
Источник: Элитный персонал
Управлению проектами надо учиться, как и любому другому делу. Планирование проекта, разработка бюджета, подбор команды, построение необходимых взаимоотношений, создание креативной атмосферы - все это части сложного
Управлению проектами надо учиться, как и любому другому делу. Планирование проекта, разработка бюджета, подбор команды, построение необходимых взаимоотношений, создание креативной атмосферы - все это части сложного пути к успеху. Что необходимо знать и учитывать при реализации проекта сегодня?
Прежде всего, для успеха проекта важно учесть три аспекта: динамику спроса потребителя (анализ внешней среды), современные требования к| организации проекта (анализ внутренней среды) и финансовую модель. Первый фактор связан с постоянно меняющимся потребительским рынком и его насыщением, второй с ростом опыта и квалификации игроков вашей отрасли. Финансовая модель - это тот корабль, который надо построить, чтобы пуститься в плавание реальный проект.
Расчеты и финансовое обоснование делаются только после анализа внешней среды и написания организационного плана. Поняв, кому и насколько мы можем быть полезными, составляем план по доходам. Исходя из него можно прикинуть масштаб проекта и сколько средств нужно инвестировать на его запуск. Оценить рынок и понять свои доходы на нем - серьезный самостоятельный навык.
План по расходам в идеале должен быть отражением организационного плана, который включает не только план мероприятий и смету, но и людей. Как найти и удержать профессионалов, как подобрать команду, как ею управлять и мотивировать людей? Как построить сложный план-график всех работ по проекту и при этом оптимально распределить ресурсы? Эти и многие другие вопросы требуют к себе повышенного внимания и обязательно должны быть раскрыты в бизнес-плане.
Соединив план по доходам и расходам, мы получаем финансовый план (или бюджет) проекта. По окончании его составления может оказаться, что результат не очень похож на тот, что планировался. Не беда - можно вернуться к анализу внешней и внутренней среды, чтобы найти «скрытые резервы» рынка (соответственно, доходов) или пути оптимизации расходов. Так, пройдя несколько кругов, приближаемся к финансовому плану, который соответствует модели проекта.
Иногда финансовую модель делят на три сценария: пессимистический, реальный, оптимистический. Это задает проекту необходимые рамки при его реализации. Например, выход результатов проекта ниже пессимистического прогноза может рассматриваться как предпосылка к закрытию проекта. Как только бизнес-план утвержден, финансовый план становится бюджетом, т.е приобретает «законодательную» силу для исполнителей проекта. Бюджет - это необходимый план по доходам и ограничения по расходам (смета). Корректировки в него могут вноситься только в экстренных случаях и по специальному решению руководства (обычно это сопровождается переутверждением бизнес-плана). «Нужно ли учиться этому специально? Можно ли применить теорию на практике? Насколько универсальны знания об управлении проектами?» -эти и другие вопросы задают многие практики «проектного дела». Наш ответ - «да». Есть такое понятие, как опыт, опыт многих поколений людей во всем мире, реализовавших сотни тысяч проектов. Опыт, который вобрал в себя действительно работающие инструменты и действенные концепции. Многие знания приходят из личной практики, некоторые вещи можно предусмотреть и продумать на базе опыта и личных способностей. Но иногда жизнь ставит нас в ситуации, которые требуют большего. Поэтому на вопрос: «Нужно ли учиться управлению проектами?» мы отвечаем: «Справиться в жизни можно со всем, но есть ли у нас такая роскошь, как время и средства, чтобы изобретать свой велосипед?».
Вера Рыжкова, Михаил Степанов
|