Лохотрон для безработных
Светлана Данилова
Источник: KP.RU-Digest
Корреспондент «КП» устроилась в компанию, где сотрудников «разводят», используя принцип финансовой пирамиды. Наша Света чуть не попалась на крючок новых «пирамидостроителей».
Все, хватит сидеть на шее у родителей.
Корреспондент «КП» устроилась в компанию, где сотрудников «разводят», используя принцип финансовой пирамиды. Наша Света чуть не попалась на крючок новых «пирамидостроителей».
Все, хватит сидеть на шее у родителей. Почти все ребята из моего института уже серьезные деньги получают, а я... В Интернете целый ворох ссылок. Вот только студентка дневного отделения никому не нужна - фирмы требуют, чтобы был опыт работы от двух лет и возможность вкалывать с девяти утра минимум до шести вечера.
И тут появляется ссылка на сайт компании Maxico.ru. Здесь пруд пруди сладких душе и карману вакансий. И стаж необязателен, и график гибкий, и обучение за счет компании. Соблазнительно...
- Ваш личный номер 29791, вам нужно прийти в офис номер девятнадцать в любой день с 10 до 16 часов, - откликнулась девушка на том конце телефонного провода. - Учтите, желающих у нас работать много!
Несусь на собеседование на следующий же день. Одиннадцатый дом на Рубцовской набережной найти проще простого. От станции метро «Электрозаводская» через мост туда тянется нескончаемая вереница народа.
У входа в «мой» офис на стульях покорно сидят человек тридцать. Мимо с гордыми табличками на груди шастают те, кто уже работает в «Максико». Они опрятны, деликатны и вежливы.
Но долго крутить головой не пришлось. Нас, новичков, быстро загнали в большой кабинет, освободив места для следующей партии претендентов. Над доской вместо таблицы Менделеева логотип торговой марки IDC.
- Под этим брэндом наша компания снискала себе славу, - журчит бархатный баритон солидного лектора. - Стрелка вперед - это перспективы дисконтной системы. А три линии чуть ниже - объединение интересов потребителя, продавца и покупателя.
- Красиво говорит, - завороженно прошептала сидящая рядом девчонка.
- А ну-ка, тихо! - прикрикнул лектор. - У нас тут не пресс-конференция!
- Что нужно, чтобы продавать свои товары или услуги? - интересуется оратор.
- Реклама! - гаркнул кто-то с галерки.
- Правильно, это наше первое направление работы, - одобрительно закачал дяденька головой. - Мы помещаем информацию про фирму, магазин или химчистку в нашем каталоге, а она за это дает нашим клиентам солидные скидки. А еще мы продаем товары через интернет-магазин. А еще изготавливаем дисконтные пластиковые карты. Ими пользуются более трехсот тысяч москвичей.
И дальше - коротенько лекция о современном экономическом положении, из которой я мало что поняла.
- Видите, вам надо еще многому научиться, чтобы стать частью нашей компании, - гордо произнес мастер риторики. - И мы готовы вкладывать в это деньги.
Тянет на золото
Через полчаса на смену сладкоголосому оратору появилась стайка бойких менеджеров. Нас разделили на небольшие отряды и развели по малюсеньким комнаткам-кельям. Мною занимается кудрявая третьекурсница Катя. У нее на груди - золотая табличка, а на входе встречали сотрудники с зелеными.
- Почему у всех разного цвета карточки? - прицепилась я к Кате.
- Это от должности зависит, - деловито парировала она. - У менеджеров - золотые, у помощников менеджеров - серебряные, а агентам зеленые выдают.
И посадила заполнять анкету. Обычно в кадровых агентствах полстраницы надо накатать про опыт работы и дипломы. А здесь одной строчкой обошлись. Зато просят сразу определиться: хочешь руководить или подчиняться? Глупые, да кто же не мечтает быть начальником!
- Слушай, я все-таки не поняла, чем буду заниматься? - спрашиваю у Кати.
- Ну, отделов у нас много - юридический, планово-статистический, издательско-полиграфический, отдел по работе с корпоративными клиентами... Только сначала надо у нас, в отделе развития, не меньше месяца отпахать. Здесь деньги под ногами валяются. Успевай только собирать...
Домой еду радостная - в метро всем улыбаюсь. С нетерпением жду заветных восьми вечера, когда нужно позвонить Александру Викторовичу, главному менеджеру девятнадцатого офиса. Он решает, допустить ли меня к аппетитному финансовому пирогу.
- С сегодняшнего дня можете считать себя нашим сотрудником, - буднично объявил он.
- А когда на работу выходить?
- Сначала надо договор заключить. Вам выдадут пластиковую карту и каталог. Это ваши рабочие инструменты. За все нужно заплатить 60 долларов.
От радости я даже не задумалась: а почему, собственно, платить должна я, а не мне?
Кипит мой разум совращенный
Выкраиваю из своих скудных сбережений 1800 рублей и отправляюсь... учиться.
Три лекционных дня - настоящее мучение. Мне объясняют, как заполнять договора с фирмами и обычными людьми, которые тоже хотят войти в систему «Максико».
- Я раньше в школе работала. Думала, что никогда не смогу вылезти из нищеты, - проникновенно рассказывает преподавательница. - А теперь моей зарплате соседи завидуют. Вот недавно новенькую иномарку купила!
К субботе мой мозг стал вскипать. Семь часов занятий и ни одного перерыва. С утра до вечера - задачки. И все на одну тему - сколько ты заработаешь, если подготовишь двадцать агентов, пятнадцать помощников менеджера, десять менеджеров. Выходит не меньше 750 долларов. Эх, сколько всего я накуплю! Потом вся эта команда будет работать на меня - проценты от их договоров капают в мой карман.
А там еще премии, бонусы... Вот только где взять ораву желающих на меня пахать?
Ночью мне снились тридцать три богатыря, которым я впариваю дисконтные карточки.
В последний день, когда мне уже казалось, что в моем кармане вот-вот захрустят «зеленые», лекторка доверительно шепнула:
- Вообще-то агентом работать невыгодно - статус низкий. И доход небольшой - по 5 долларов с каждого договора. Не то что у менеджеров.
- А как дослужиться до менеджера?
- О, дослуживаться не надо - заплати только 340 долларов.
Меня «лечат» задачками
С понедельника - стажировка. Катя, которая в первый день мне помогала заполнять анкету, встретила как родная. Если я пришла, значит, согласна выложить те самые 340 баксов, из которых ей перепадет около 20 процентов.
- Объяснить что-нибудь, подсказать? - ходила она вокруг меня кругами.
Конечно, никакие договора с фирмами, которые хотят войти в дисконтную систему IDC, мне не светят. Предыдущие поколения сотрудников «Максико» пропахали Москву вдоль и поперек. Да и где ты найдешь лоха, готового выложить 60 долларов за сомнительную дисконтную карту?
Серьезные магазины уже давно свои дисконтные карточки выдают бесплатно. Реальный заработок - слупить процент с очередного студента, который придет устраиваться в фирму.
В среду иду на «подиум». Так по-гламурному здесь называют первичную промывку мозгов, когда толпу загоняют в большой зал и внушают к универсальной дисконтной системе любовь с первого взгляда. Ведет ее тот самый дядечка с бархатным голосом.
Я все еще не спешу раскошеливаться. За это меня отчитывают и «лечат» домашними заданиями. Мы с Катей продолжаем с маниакальным упорством решать задачи, которые обрисовывают мои будущие космические заработки. С каждой задачей мои виртуальные доходы растут. А по вечерам Катя названивает мне и трогательно беседует о перспективах моей карьеры.
В пятницу сдаю итоговый тест на пятерку. Купить себе должность менеджера я так и не решилась. Становлюсь простым агентом. Теперь уже я должна гордо ходить с зеленой табличкой и обнадеживать новых соискателей:
- Мы рассмотрим вашу кандидатуру и примем решение...
Что их ждет? Смотри начало этих записок.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Это даже не обман, а профессиональная манипуляция
Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем Вадим ГУЩИН объясняет, какие приемы используют лохотронщики.
Если бы подобные конторы просто врали людям, они бы тут же развалились. Вам сказали, что центральный офис - в «Экспоцентре», работает интернет-магазин, пообещали выдать дисконтные карты и каталоги? Можно даже не проверять. Это чистая правда. Другое дело, что все это антураж, прикрытие. Основной заработок - от тех, кто пришел заработать.
1. Я такой не один
Первое, что влияет на вас: в фирме работает много народу и попасть сюда на работу сложно - рядом толпы соискателей. Такого эффекта достигают за счет маленького пространства. Человек смотрит на все это и думает: «Я пришел не один. Значит, я поступаю правильно. Я не дурак».
2. Подражай мне, подражай!
Главная цель - произвести впечатление. Поэтому на первую лекцию к аудитории выпускают очень симпатичного, привлекательного, артистичного человека - харизматичную личность. Срабатывает принцип «Подражай мне, подражай!». Сам не замечаешь, как подсознание твердит: «Хочу такую же карточку, хочу быть таким же богатым, хочу так же красиво говорить!»
Своими сладкими речами и отличным внешним видом оратор вовлекает людей в систему. Говорит в основном только позитивные, оптимистичные вещи. На слушателей воздействует не за счет ума, а с помощью внешних, физических качеств и обаяния. Задает много вопросов, но его просит ни о чем не спрашивать, чтобы не сбиться с заученного текста.
3. Вы такие хорошие, но еще дети!
Вместе с похвалами и комплиментами в адрес слушателей выступающий обязательно отметит, что вы, новички, пока не готовы к серьезной работе. Вас надо многому учить. Этим самым оратор опускает слушателей на позицию «детей», которым легко внушить все что угодно. А себя и других сотрудников утверждает в роли родителей, учителей. Не парьтесь, ребята, о вас позаботятся, вам все объяснят, всему научат.
4. Поменьше разговоров
После вступительной лекции претендентов делят на группы, и таким образом у новичков почти не остается шансов пообщаться друг с другом, обсудить увиденное и услышанное. Иначе в мини-сообществе обязательно появился бы «скептик» (такой персонаж есть всегда), поднял бы бунт и уничтожил надежды людей. По тем же самым причинам здесь советуют не обсуждать работу с родственниками и друзьями. Чтобы не переубедили.
5. Ты мне - я тебе
Общение сотрудников с новичками - это постоянный взаимный обмен. Людей ведь не просто обманывают, а обязательно что-то дают взамен на деньги. Ты платишь 60 долларов - тебе вручают красивую зеленую карточку и каталог, да еще и учат бесплатно. Ты раскошеливаешься еще на 340 долларов - дают уже золотую карточку, обещают бонусы, премии, дополнительные доходы.
В итоге человек уже не спрашивает себя: хочу ли я работать в компании? Вопрос в другом: кем я хочу быть, сколько хочу зарабатывать. И главное - сколько я должен за это заплатить? Естественно, денег все хотят много! Поэтому и раскошеливаться готовы по максимуму.
6. Сказка про Золушку
Один из самых лучших способов убедить - рассказать историю собственного успеха. Люди больше поверят человеку, которого видят перед собой, чем абстрактным обещаниям. Чаще всего в таких заведениях можно услышать «Сказку про Золушку» или «Историю супермена».
7. Мы - одна семья
Всем людям не хватает общения и разговоров по душам. А здесь это дают. Вы устали от карьерных интриг? Тогда приходите к нам. У нас комфортно, хорошо. Как дома. Коллеги - это не конкуренты, а партнеры. И у всех общие цели и интересы.
Поэтому у новичков сразу же возникают внутренние обязательства - нельзя обидеть, подвести, уйти.
8. Дорого и сердито
Срабатывает известный стереотип: то, что дорого, - хорошо. По этой логике лучше заплатить 340, чем 140 долларов. А этого мошенникам и надо.
9. Ну, давай, решайся!
Новичков все время подгоняют, не дают времени подумать. Надо быстрее принять решение, а то деньги мимо кошелька уплывут.
Вывод
Все подобные конторы держатся на культивируемой в нашем обществе модели отношения к деньгам. Разбогатеть, как нам постоянно внушают, можно только двумя способами. Или ограбить банк, или вытянуть счастливый билетик.
Во всех без исключения финансовых пирамидах вбивают в голову, что деньги рано или поздно упадут с неба и точно в ваш карман. Надо только в это поверить.
От окраин до Москвы - надурили полстраны
Где еще есть «пирамиды» для тех, кто ищет работу? В «Максико» утверждают: филиалы этой компании работают еще в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону.
Однако, кроме «Максико», на просторах СНГ действуют еще десятки фирм поменьше, промышляющих таким же «сетевым маркетингом».
Как раз, когда мы готовили этот материал, в редакцию позвонила наша читательница Алла КОНСТАНТИНОВА (фамилия по ее просьбе изменена). - Я уже давно ищу работу, - рассказала девушка. - Поэтому очень обрадовалась, когда меня вдруг согласились взять менеджером в крупную торговую компанию WELLNESS. С виду все очень пристойно - обучение, хороший оклад (пообещали 600 долларов плюс проценты), офис в спорткомплексе «Олимпийский». Сказали, собственный кабинет даже выделят. Единственное, что меня смутило, - там не требуют ни трудовой книжки, ни корочек об образовании. Берут всех подряд.
После этого у Аллы на собеседовании выцыганили 600 рублей, потом потребовали еще 310 долларов: 60 за оформление контракта и 250 за товар на реализацию. Торгуй, чем хочешь, хоть пищевыми добавками, хоть кольцами золотыми, хоть бытовой техникой. А потом объяснили: чтобы раскрутиться, надо дать в газету рекламное объявление и «развести» на деньги нового сотрудника.
- У меня все-таки хватило ума вовремя сбежать, - вспоминает Алла. - А одна моя подруга потратила на таких мошенников все деньги и обросла долгами. А когда надежды рухнули, она так и не смогла прийти в себя и умерла от сердечного приступа.
|