Чего ждут от дипломов МВА работодатели?
Варвара Агламишьян
Источник: Известия
Большинство работодателей считает, что ожидания в отношении заработной платы у выпускников программ МВА неоправданно высоки. К такому выводу пришли авторы исследования "Begin group". При выборе сотрудников, прошедших
Большинство работодателей считает, что ожидания в отношении заработной платы у выпускников программ МВА неоправданно высоки. К такому выводу пришли авторы исследования "Begin group". При выборе сотрудников, прошедших обучение в бизнес-школе, компании не желают сильно раскошеливаться.
В исследовании "Begin group", специализирующейся на проведении опросов и предоставлении информационных услуг в сфере бизнес-образования, приняли участие 89 компаний. В том числе - Siemens, холдинг "Шок", пивоварня Heineken, Merloni Elettrodomestici - Stinol, ОАО "Черкизовский молочный завод", ООО "Нестле Фуд", финансовая корпорация "НИКойл", российское подразделение British American Tobacco, ТД "Перекресток", "Северсталь". Опрос предназначался, главным образом, для менеджеров компаний по персоналу и сотрудников кадровых агентств. Его результаты оказались неожиданными.
С точки зрения участников исследования, степенью МВА необходимо обладать тем сотрудникам, которые занимают руководящие должности или взаимодействуют с зарубежными партнерами. Чаще всего компании приглашают выпускников программ МВА на руководящие должности: менеджеров высшего (65,4%) или среднего (34,6%). Наиболее востребованными специальностями при этом являются коммерческий директор, директор по маркетингу, директор по развитию и руководитель проекта. При этом "уровень популярности программ МВА как средства повышения квалификации сотрудников сейчас уже достаточно высок", отмечают авторы исследования. Из респондентов, планирующих в будущем направить своих сотрудников на обучение по программе МВА, 70% уже когда-то нанимали на работу обладателей этой степени.
Что же рассчитывают получить компании после окончания обучения своих сотрудников по программе МВА? Большинство респондентов давали следующие ответы:
- повышение доходности и качества управления в компании,
- достижение высокого уровня профессионализма сотрудника,
- улучшение уровня владения английским языком,
- совершенствование системы маркетинга.
При этом сотрудники в подавляющем большинстве случаев будут проходить обучение в России (90%). Только для 10% респондентов географическое положение учебного заведения не имеет значения.
Абсолютно все опрошенные представители компаний заявили, что планируют увеличить заработную плату своего сотрудника после того, как он закончит обучение. Однако, как выяснили исследователи, на особо крупное повышение выпускникам рассчитывать не приходится. Подавляющее большинство "кадровиков" считает "неоправданно завышенными" ожидания выпускников программ МВА по зарплате. Только 6,1% опрошенных "не согласны" с этим утверждением.
При этом исследование "Begin group" выявило двойственное отношение компаний к диплому МВА. Например, с утверждением о том, что программы МВА развивают профессиональные навыки сотрудников, согласилось лишь 3% респондентов. Зато о том, что МВА не способствует развитию профессиональных навыков, заявило более 60% участников опроса. С тем, что программы МВА позволяют сотрудникам приобрести необходимые навыки для решения текущих задач организации, согласились (с не очень высокой степенью убежденности) только 40% опрошенных. Остальные либо не знали, что сказать, либо отвергли эту точку зрения.
Любопытно, что, несмотря на все вышесказанное, российские компании по-прежнему уверены: руководящие позиции должны занимать только обладатели степени МВА. Кроме того, из тех компаний, которые уже принимали на работу выпускников МВА, 93,7% планируют продолжать подобную практику в дальнейшем.
Таким образом, проведенное исследование рисует довольно странную картину. Работодатели заявляют о пользе программ МБА, но не сильно в этом уверены. Хотят, чтобы принятые на работу выпускники бизнес-школ совершили чудо, но не собираются за него платить.
Варвара АГЛАМИШЬЯН
|