Шёл в розарий, попал в серпентарий
Е. Крюкова
Источник: журнал "Служба кадров и персонал"
Письмо в редакцию: "Всю жизнь я трудился в чисто мужском коллективе на руководящем посту и справлялся неплохо. Но решил сменить работу ради повышения зарплаты и не учел одного нюанса: на новом месте - одни женщины. У
Письмо в редакцию: "Всю жизнь я трудился в чисто мужском коллективе на руководящем посту и справлялся неплохо. Но решил сменить работу ради повышения зарплаты и не учел одного нюанса: на новом месте - одни женщины. У слабого пола шушуканье по углам и мышиная возня в группках, а главное - чрезмерное оханье и аханье по пустякам. Одной клиент «не то сказал», другая куксится - я на нее не так посмотрел, третья постоянно устраивает обсуждения домашних дел, четвертая собирается замуж, пятая все время спрашивает совета. Их у меня 24. И все они ко мне. Я терплю-терплю, а потом как рявкну, и тогда они обижаются - мол, вы не чуткий. А если я буду таким, как они хотят, они просто сядут мне на голову. Есть ли особые правила - как руководить женским коллективом? Александр В., руководитель отдела коммерческого банка
Наиболее успешны мужчины-руководители женских коллективов, которые выросли в большой семье и имели младших сестер. Когда у мальчика до 12 лет появляется такой товарищ по постоянным играм (не будем забывать, что детские забавы - только тренировки для большой жизни), он еще не имеет в полной мере тех психологических комплексов и предрассудков, которые потом приобретают некоторые взрослые особи, уже осознающие половые различия. Старший брат делегирует сестренке задания и одергивает ее, не взирая на ее маленькие хитрости и ужимки. Позже, уже во взрослой жизни, ему пригождается привычка «начальственного» общения, кроме того, отсутствует страх и стеснительность перед прекрасным полом.
Но что делать, если у мужчины не было в детстве такой практики? Неужели отказаться от того, чтобы возглавлять коллектив, в котором окажется хотя бы одна дама?! Вовсе нет. Эти навыки можно усвоить сознательно.
Прежде всего, необходимо понять - женщины равны в правах с мужчинами, но руководить ими нужно по-другому. И особенно, если они составляют более 60% коллектива.
Если вы попадете в рабочую группу, где 90% персонала составляют мужчины, руководитель суров и технологии не предполагают «сентиментальностей», вы не увидите большой разницы между полами. Это только потому, что женщины приспосабливаются к мужской манере общения, если являются подчиненными в меньшем составе. Слабому полу вообще свойственна большая гибкость. Они умеют вести себя как «мужики в юбке», если того требует начальник и условия работы.
Женщины добровольно придерживаются мужского стиля работы в организациях, где чрезвычайно важно точное соблюдение технологий, сроков и обязательств, а их нарушение будет стоить им должности. Там, где:
- высок риск и цена ошибки (в заводских цехах, диспетчерских службах, на строительстве и транспорте и т.д.),
- требуется особо высокая квалификация, и внедряются современные технологии (IТ-компаниях, банках, телекоммуникации и т.д.).
В коммерческом банке сама атмосфера помогает создать «суровый стиль», потому что сотрудники боятся потерять уютное кресло и большую зарплату ради случайной опечатки в документах или забывчивости. Тут не до обсуждения новой помады, детских двоек и кривой улыбки клиента, тем более, если тот много платит. В компьютерной компании собираются люди, увлеченные электронным миром, они ведут разговор о «железках» и новинках Интернета. Рядом с ними «милые женские глупости» звучат неуместно. Не будут много болтать авиадиспетчеры.
Но в обычной компании или государственном учреждении, где нет высокого риска и особых технологий, а большинство работников - женщины, начинается «размягчение» фундамента. Для того чтобы остановить его на допустимом уровне, необходимы особые меры.
Деловую атмосферу можно создать в любой компании, например, в туристическом агентстве или на фабрике по производству мягкой игрушки, но для этого потребуются значительные средства, потому что нужно организовать «конвейер».
Кадровая политика руководителя в женском коллективе должна основываться на «трех китах»:
- Ведение особого стиля руководства (строгое распределение обязанностей, постоянное пополнение списка заданий и контроль над исполнительской дисциплиной),
- Создание корпоративной атмосферы (деловая обстановка, нетерпимость к низкому качеству и исполнительскому мошенничеству),
- Специальный подбор персонала (профессионалы, ориентированные на заработок и повышение статуса).
В строй, ать-два!
Большинство городских женщин моложе 45 лет начинают рабочий день с прихорашивания. Если в производственном помещении кругом мужчины, она отправится в туалет и там, у зеркала, завершит макияж или улучшит прическу. Отмечено, что у ориентированных на карьеру женщин такое времяпрепровождение встречается реже, а время, которое они отводят на «чистку перышек» значительно короче - обычно не более четверти часа, но будьте готовы к тому, что даже начальник финансового отдела может провести первые полчаса с косметичкой. Но невозможно издать приказ о запрете смотреться в зеркало до перерыва. Остальные приходят в себя после дороги, усаживаются, пьют чай, обмениваются домашними новостями, словом, первый час вылетает «на ветер».
Необходимо и можно поломать этот ритуал. Утро нужно начинать с короткой планерки, в которой быстро проверить - все ли знают то, что им предстоит делать. Нужно установить не только сроки, но и больший объем, чем они могут выполнить за один день.
Задание должно быть комплексным, «со сменными элементами», т.е. предполагать замену одного дела другим, если что-то не получается. Для этого у каждой сотрудницы должен быть перспективный план на месяц.
Например, руководитель поручает сотруднице Маше сегодня дозвониться до клиента X. и заказать некий продукт. Но клиента X. нет на месте. Ее просят перезвонить завтра. Она занимается закупками продукта. Звонит на оптовый склад, и ей обещают выслать «прайс-лист». Когда его вышлют неизвестно. Приходится ждать.
Образовалась «дыра», куда вылетит безвозвратно рабочее время. Некоторые женщины с удовольствием организуют себе такие «дыры» (можно почитать, поболтать, выбежать в магазин). Например, работница звонит клиенту и не выясняет вопрос по телефону, а назначает встречу... на следующей неделе. Она просит дополнительную информацию, а известно, что в других фирмах не всегда готовы выслать ее по первому требованию. Таким образом, дело вроде бы почти решенное, выполняя указания шефа, она работала (хотя было потрачено всего от 0,1 до 1 часа). Но дела откладываются на день-другой. Увы, потом она будет разгребать последствия этого продления и говорить начальнику, что «вопрос завис», «возникла проблема» и просить отсрочки или даже помощи.
У работницы должен быть набор заданий. Если один пункт нужно временно отложить, она должна открыть свой перспективный план и начать выполнять другое дело. По итогам выполнения плана месяца и будут судить о ее работе. Жалобы «я не могу делать все сразу» легко отклоняются требованием: «делайте все постепенно, я предоставляю вам возможность выбирать очередность самой».
В тот момент, когда дама уличена в непроизводственном поведении (болтовня, поход в магазин и т.д.), нужно не ругать ее - она найдет тысячу оправданий, а немедленно задать вопрос: «А как у нас дела обстоят с заказом (документом...)?»
Это отличная система, но она работает только в одном случае - если выполнение плана подкреплено премией, а невыполнение - ее лишением. Обратите внимание, как сосредоточенно работают женщины на конвейере или там, где идет сдельная оплата труда.
Изредка система работает также при твердом окладе - но только в том случае, если рабочее место является желанным, и его стремятся получить другие кандидаты, а также, если сама должность дает какие-то личные преимущества работнику или связано с реализацией его персональных амбиций. Например, личный секретарь предприятия может держать в руках многие рычаги тайной власти, как следствие - люди на такой позиции часто бывают высокоорганизованны. Но все это работает только тогда, когда в фирме построена система контроля и персонал знает, что плохо работающий человек обязательно будет уволен.
Хвала, лесть и комплименты
Таково оружие менеджера в женском коллективе. Они необходимы при работе с любым персоналом, и мужским тоже. Но не нужно забывать культурную обстановку в нашей стране. Мужчина обычно получает психологическое подкрепление дома или в кругу друзей, а женщина - очень редко. Слабый пол постоянно испытывает дефицит признания, поэтому, не получив нужную порцию, начинает искать его где угодно и как угодно.
Самый примитивный способ выглядит примерно так: приходит сотрудница на работу и говорит коллегам: «Я вчера такой борщ сварила - все по две тарелки съели!» (ожидаемая реакция - «Какая вы замечательная хозяйка! Как хорошо готовите!»). Более сложный вариант: «Я вчера сварила борщ, а муж пришел пьяный и случайно перевернул всю кастрюлю, весь вечер полы мыла» (ожидаемая реакция - «Какая вы замечательная хозяйка и душевная женщина, с большим терпением при таком-то супруге!»). Коллеги слушают ее только для того, чтобы иметь право высказаться в свою очередь и получить подкрепление.
Поэтому женщины так часто и рассказывают о себе такую (с мужской точки зрения) чепуху - они всего лишь ищут одобрения. Так дайте им его! Назначьте поручение, укажите пути исполнения и, когда она все сделает правильно, громогласно похвалите. Она захочет повторить приятный результат. И вот уже рабочая цепочка запущена. Ей уже приятно хвастаться не борщами, а профессиональными успехами.
Вы можете не хвалить мужчин-подчиненных. Они не смирятся с этим, будут искать поддержки на стороне, но, тем не менее, работа не пострадает. Но, если вы не будете отмечать заслуги женщин-подчиненных, они не смогут нормально работать. Дейл Карнеги писал в своей книге правило: «Хвалить свою жену до свадьбы - ваше дело, а после свадьбы - ваша обязанность». В отношении руководителя женского коллектива его можно перефразировать: «Хвалить свою жену - ваше личное дело, а ваших подчиненных - служебная обязанность».
Во-первых, женщинам больше нужна эмоциональная составная общения - все эти «охи» и «ахи». Если вы не способны крикнуть «великолепно!», то хотя бы сдержанно скажите «неплохо». Иначе у подчиненных начнется «авитаминоз» и они будут восполнять этот недостаток в ожиданиях, сплетнях, угадывании отношения к ним босса и т. д.
Во-вторых, женщинам больше требуется подтверждение того, что они идут верной дорогой. Даже если это сильная женщина, с лидерскими качествами и в родительской позиции, в душе она - маленькая девочка, которая по-прежнему ищет одобрения и подсказки родителей. Кстати сказать, связи у женщин с родителями более крепкие и сильные, чем у мужчин, поэтому они часто их вспоминают на работе. Ведь и босс для них - прообраз отца.
Дюжина Джульетт для Генри IV
Я часто посещала коллективы, где большинство составляли женщины, возглавляемые мужчиной. Практически всегда одна или несколько дам влюблены в своего шефа. Иногда тяга бывает неосознанной. Это неизбежное последствие наших изначальных ролей - составлять семью для продолжения рода.
Строгие теоретики менеджмента считают это атавизмом, проникшим в производственную действительность из бытовой сферы. Но статистика утверждает, что одинокие люди старше 25 лет в 80% случаях находят себе супруга или пару на работе.
Руководитель - достойный объект для охоты. Но такие романы опасны для его позиции. Он должен старательно не замечать влюбленность подчиненной. Не подкрепленная ответным чувством эта страсть часто «рассасывается» сама собой или превращается в платоническую привязанность (если только не оборачивается ненавистью). Для этого шефу важно не выделять никого из сотрудниц в качестве желанного сексуального объекта - ни на словах, ни тем более на деле - т.е. не заводить роман. Иначе возникнет ревность, начнется соревнование и, как следствие, - развал работы.
Большинство сотрудниц кокетничают с боссом из расчета. Это попытка перехватить контроль. Сексуально увлеченный начальник - уже не начальник. Лучше всего выбрать нейтральный или даже сухой, но не грубый, возможно, шуточный стиль ответа на дамское кокетство: «Вы сегодня особенно обворожительны, но увы! придется заняться отчетом...»
В современной офисной обстановке половой фактор модифицировался. Часто сотрудницы даже не хотят заводить серьезного романа с начальником или влюблять его в себя. Многие из них счастливы в браке, но им важно, чтобы начальник отметил их привлекательность. Поэтому нужны корректные комплименты. Боссу придется замечать их новые прически, костюмы и прочие «детали» - впрочем, одной фразы, брошенной мимолетом, вполне достаточно.
Таковы издержки разницы в мужском и женском восприятии мира. В психологии даже появился свой научный раздел «Гендерные особенности», т.е. половые различия людей. Сегодня основы гендерной психологии преподают в лучших бизнес-школах всего мира. Будущих директоров учат руководить не только женскими коллективами, но и вообще при любом деловом контакте учитывать такой аспект - с кем или о ком идет разговор: женщине или мужчине. Объективная необходимость!
Е. Крюкова, психолог
|