Наш эксклюзив: Творчество как источник тревоги и страха
Источник: КА "Ефимов и партнёры"
Мы продолжаем публикацию фрагментов новой книги тренера-консультанта, специалиста по творческим решениям в бизнесе Натальи Петровой (www.nataliapetrova.ru) «Дао творческого карьериста».
При встрече с возможностью
Мы продолжаем публикацию фрагментов новой книги тренера-консультанта, специалиста по творческим решениям в бизнесе Натальи Петровой (www.nataliapetrova.ru) «Дао творческого карьериста».
При встрече с возможностью собственного развития и установления связей с людьми у человека возникает тревога. Известно, что опустошение личности, как правило, связано с отсутствием тревоги. Творческие личности чаще находят такие возможности и поэтому чаще попадают в ситуации, вызывающие тревогу. Творческий человек чаще сталкивается с тревогой еще и потому, что чаще решается на шокирующие поступки. «Креативщики» постоянно провоцируют ситуации, вызывающие их развитие и способствующие самореализации, но эти же ситуации вызывают и их тревогу.
Люди с более высоким уровнем интеллекта и оригинальности демонстрируют, как правило, и более высокий уровень тревожности, поскольку могут себе вообразить массу возможностей там, где обычный человек не видит ничего, кроме привычного алгоритма. Это настолько известное правило, что менее развитым преступникам дают в цивилизованных меньшие сроки за преступления, чем более развитым, потому что вторые могут себе вообразить последствия лучше первых. По Кьеркегору, творчество – это способность человека постигать и актуализировать возможность, то есть способность переходить от виртуального образа к реальному его воплощению. А это всегда волнительно, то есть тревожно.
Способные люди реагируют тревогой на любой стресс – и это непростая жизнь. Зато благодаря этой реакции более творческие люди адаптируются к тревоге и в результате лучше решают интеллектуальные задачи под гнетом стресса, чем менее творческие. Для бизнеса это принципиальная особенность: там стресс является нормой жизни. Творческие люди используют тревогу, порождаемую сложными задачами и неопределенность, для активизации креативности, тогда как обычные - испытывают тревогу уже при самом виде сложной задачи. Понятно, что стресс поощряет творческий потенциал до определенной степени напряжения, после которой организм истощается под давлением тревоги и человек становится непродуктивным.
Невротическая тревога, порождающая творческие ступоры, возникает при обнаружении разрыва между ожиданиями и реальностью. Такой разрыв представляет собой условие творческой деятельности, ибо если все, что Вы себе представляете, у Вас уже есть, то мотива для творчества и изменений у Вас нет.
Однако на этот разрыв можно реагировать постановкой новых задач, поиском ресурсов, пересчетом картины мира и созиданием, а можно – страданием о несовершенстве мира и себя самого. Картина, исследование или бизнес являются воплощением ожиданий их авторов в реальности, - воплощениями, открывающими новые грани этой самой реальности. А если человек проецирует свои ожидания на реальный отношения с людьми, то происходит трансформация его межличностных отношений.
В зрелом возрасте творческий человек научается смиряться со страхом новизны, чтобы испытывать творческую радость. Страх возникает в результате раскола между «я» и окружающим миром, происходящего в момент встречи с новыми идеями и образами. Чувство идентичности, ощущение себя как целостного и определенного существа оказывается в этот момент под угрозой: мир, данный человеку в опыте, изменяется и вместе с ним изменяется самоощущение человека.
Творческие личности отличаются от всех других тем, что регулярно встречаются и постепенно научиваются жить с этим страхом, хотя и расплачиваются за это дорогой ценой, а именно: отсутствием чувства безопасности, ранимостью и беззащитностью перед собственным «божественным безумием». Творческий человек не избегает неопределенности новых идей, заставляя их преобразовываться в реальность. «Мы, поэты, боремся с небытием, для того, чтоб заставить его стать бытием. Мы стучимся в тишину, чтобы она ответила нам музыкой» (A. MacLeish. Poetry and experience. Boston, 1961).
Эта способность ощущать и преодолевать разрыв между ожиданиями и реальностью является характеристикой любого творческого устремления. Эта способность проявляется у человека как способность общаться с возможным и планировать. Воображение и интеллект являются условием как для тревоги от осознания пропасти между ожиданиями и реальностью, так и для творчества при воплощении этих ожиданий.
При невротической тревоге разрыв между ожиданиями и реальностью предстает перед человеком в форме противоречия, которое он решает с помощью искажения реальности. Этот шаг на время ослабляет невротическую тревогу, поскольку картина мира опять становится цельной, но при очередной встрече с реальностью невротическая картина мира рассыпается, создавая еще бОльшую тревогу: человек приобретает опыт того, что его способ справляться с реальностью оказался неудачен.
Зато именно в этот момент есть сильный мотив пересчитать картину мира и преодолевать разрыв между реальностью и ожиданиями, то есть заняться творчеством. Если человеку удается выразить свою тревогу в форме продуктивной деятельности, найдя своим стремлениям место в действительности, то тот же самый волнующий разрыв между ожиданиями и реальностью становится средством творческой трансформации жизни. Между ожиданиями и реальностью налаживается некое соответствие, а невротическая тревога отступает под силой творчества. Творческий потенциал породил тревогу, создав ожидания, бОольшие реальности. Он же ее и победил.
|