В поисках лучшего английского
Ольга Петрова
Источник: The Career Forum
Новый учебный год - многих из нас посещают мысли о новых начинаниях: хочется найти более перспективную работу, продолжить обучение или выучить, наконец-то, английский язык, без которого, как ни банально это звучит,
Новый учебный год - многих из нас посещают мысли о новых начинаниях: хочется найти более перспективную работу, продолжить обучение или выучить, наконец-то, английский язык, без которого, как ни банально это звучит, сегодня просто никуда. Любой "зарплатомер" за пустую графу "свободный английский" сразу же перекинет вас в нижнюю категорию соискателей. Не котируются на рынке и компании, сотрудники которых из-за своего языкового барьера упускают массу возможностей.
Так или иначе, неизбежно осознание - учить язык надо всем. Но как правильно выбрать нужную программу? Особенно сложно сделать выбор, если вы хотите обучить иностранным языкам своих сотрудников. Чтобы сориентироваться в разнообразии языковых курсов, представленных на столичном рынке, мы обратились за полезными советами к представителям ведущих языковых школ.
Итак, вы решили выбрать бизнес-курс английского языка для себя или своих сотрудников. С чего начать? Выбор бизнес-курса иностранного языка, прежде всего, зависит от целей, которые стоят перед вами и вашей компанией. Сегодня многие языковые школы проводят анализ потребностей слушателей, а также их базовых языковых знаний. "Оценивая языковой уровень сотрудников, важно помнить, что бизнес-курс рассчитан на тех, кто уже владеет иностранным языком (умеет говорить, читать, переводить на родной язык и понимать на слух), - комментирует Игорь Шехтер, "Авторская школа Шехтера". - Ведь курс подразумает в первую очередь изучение бизнес-лексики, а не бизнес-языка".
"При выборе любого курса важно четко сформулировать конечную цель обучения, - говорит Ирина Демент, ВКС Executive Centre. - Для этого мы всегда высылаем нашим слушателям подробный опросник, который позволяет сфокусировать программу на необходимых слушателям темах и разделах. Если у них есть возможность обучаться длительное время, им имеет смысл пройти полный курс, закончить один уровень и перейти на следующий. Если же на занятия им отведено всего 1-2 месяца, имеет смысл выбрать краткосрочную программу, направленную на приобретение знаний по определенной тематике. Например, курс "Business writing", в котором будет сделан акцент на написании различных деловых писем, отчетов, меморандумов".
"Кроме того, необходимо обратить внимание на преподавателя, - советует Вера Старцева, Language Link. - Квалифицированный преподаватель может быть носителем языка, и в этом случае он имеет высшее образование и специальный сертификат на право преподавания языка как иностранного. Либо это может быть российский преподаватель. Выбирая курс для сотрудников, необходимо выяснить, может ли преподаватель проводить занятия в офисах вашей организации. В этом случае вы существенно экономите время. Например, выезд преподавателей Language Link входит в стоимость оплаты курса. Также важно правильно выбрать форму обучения сотрудников. Это могут быть индивидуальные или групповые занятия. При этом стоит помнить, что у групповых занятий есть один существенный минус - у преподавателя не всегда хватает времени на исправление всех ошибок, кроме того, не все хотят слушать "чужие" ошибки. Оптимальное количество учащихся в группе должно быть от 4 до 8 человек".
"Чаще всего ошибкой является сам выбор бизнес-курса, в то время как сотрудникам часто не хватает общеязыкового уровня, - говорит Арнольд Рубинштейн, "Система-3". - А специальную терминологию лучше изучать только после того, как вы перейдете на более высокий уровень. Часто человек, принимающий решение о выборе программы обучения сотрудников иностранному языку, не имеет специального образования и опыта в данной области. Поэтому, вместо анализа предложений на рынке, он руководствуется своими субъективными представлениями о том, как надо изучать иностранный язык. И в результате выбирается академический курс или его упрощенные версии под разными названиями".
HR-менеджеры и рекрутеры часто сетуют на то, что сегодня многие люди хорошо владеют разговорными навыками, однако они не могут грамотно вести деловую переписку. На чем же сегодня делается акцент в языковых школах - на разговорном языке или письменной грамотности?
"Большинство слушателей первостепенной задачей ставят снятие разговорного барьера, - говорит Ирина Демент. - Многим приходится общаться с зарубежными партнерами и коллегами, поэтому восприятие речи на слух имеет огромное значение. Следовательно, им необходимо много разговорной практики, которую они и получают в нашей школе. Однако это не означает, что на занятиях не рассматривается грамматика. Ведь говорить нужно не только быстро, но и правильно. В конце каждого урока обязательно выдается письменное домашнее задание. Если вы готовитесь к сдаче международного экзамена, например, FCE или IELTS, вам придется писать сочинение. Безусловно, разговорная речь значительно отличается от письма, чему мы уделяем много внимания".
"Грамматический материал должен подаваться ненавязчиво, - считает Ольга Кладос, "Лингвабизнес". - Слушатель может запомнить очередное правило в ходе ролевой игры или запоминая смешную английскую поговорку".
"Для получения эффективных результатов необходимо гармоничное сочетание разговорного языка и письменной грамотности, - говорит Вера Старцева. - Нужно помнить, что грамматика - это фундамент языка. Но при этом серьезное внимание следует также уделять изучению деловой лексики, отработке специфического словарного запаса, дискуссиям и обсуждениям, имитирующим реальные ситуации, такие как презентации, переговоры, выставки".
Итак, выбор языкового бизнес-курса для сотрудников компании - процесс кропотливый, требующий от руководителя серьезного подхода. Но возникает еще один вопрос: а насколько бывают оправданы все эти усилия - действительно ли обучение иностранному языку "за счет фирмы" настолько эффективно?
По мнению Игоря Шехтера, результаты обучения не связаны напрямую с тем, за чей счет оплачивается обучение. Существует два фактора, влияющих на успешность обучения: мотивация слушателя и эффективность метода преподавания. Хотя в большинстве случаев практика оплаты занятий за счет фирмы дает положительные результаты.
"Чтобы судить об эффективности, надо рассматривать конкретного сотрудника конкретной фирмы, - говорит Ольга Кладос. - Если в случае успешной учебы сотрудника ждет карьерный рост, повышение зарплаты или командировка за рубеж, он, безусловно, приложит все усилия, чтобы выучить язык в максимально короткие сроки. В этом случае обучение за счет фирмы выгодно обеим сторонам. Бывают, к сожалению, и ситуации, когда фирма платит деньги, а сотрудник опаздывает на занятия или вовсе их пропускает".
По мнению Ирэн Гомзяковой, Denis` School, корпоративные тренинги по английскому языку позволяют решить сразу целый ряд задач:
- Повысить индивидуальную и командную производительность.
- Улучшить результативность работы без увеличения штата или затрат.
- Содействовать интеграции сотрудников в бизнес-процессы компании и улучшению коммуникативных связей внутри организации со штатом иностранных сотрудников.
- Создать творческую атмосферу для профессионального роста каждого сотрудника.
- Подготовить персонал по профессиональному направлению на английском языке.
- Помочь в подготовке персонала к работе на разнообразных международных проектах компании и повысить эффективность проведения деловых переговоров.
- Стимулировать мотивацию персонала по выполнению основных обязанностей.
Достоинства корпоративного обучения очевидны, но зачастую все же сотрудники компании подходят к обучению несерьезно, поскольку обучение полностью оплачивается компанией. И чтобы повысить мотивацию персонала, от которой, как было уже отмечено, напрямую зависит эффективность обучения, Ирэн Гомзякова рекомендует HR-специалистам предпринять следующие меры:
- четко организовать схему учебного процесса с учетом особенностей бизнеса компании;
- сформировать потребности в обучении иностранному языку внутри компании - быстро реагировать на изменение условий работы того или иного сотрудника и возможности посещения им занятий;
- постоянно работать с персоналом по повышению мотивации учебного процесса;
- внедрить дополнительную систему мотивации обучения.
Также, по мнению Ирины Демент, сотрудники компании будут более серьезно относиться к занятиям, если будут их оплачивать самостоятельно. Очень хорошо работает схема, при которой одну половину оплачивает компания, а другую - сами учащиеся.
|