Чему учить сотрудников. Самые популярные программы корпоративного обучения.
Алиса Светлова
Источник: The Career Forum
Когда мы говорим о дополнительном образовании для сложившихся профессионалов, априори полагаем, что любые курсы являются эргономичной гибкой системой профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров различных
Когда мы говорим о дополнительном образовании для сложившихся профессионалов, априори полагаем, что любые курсы являются эргономичной гибкой системой профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров различных уровней по наиболее значимым для компании дисциплинам.
Чаще всего речь идет о маркетинге и технологиях продаж, управлении персоналом, экономике и управлении финансами, корпоративных коммуникациях, имиджевых технологиях, командной и проектной работе, развитии бизнеса. В определенном смысле для компании это программа повышения профессиональной квалификации, развития и продвижения своих успешных сотрудников без отрыва от основной производственной деятельности и при минимальных затратах важнейших ресурсов.
Не первый год наблюдая рынок услуг, я привыкла использовать при оценке работы той или иной компании золотое правило - "доверяй, но проверяй", ибо как иначе можно понять, что действительно стоит за позиционированием – только слова или реальные дела?
Держу в руках официальное письмо ОАО "Волгоградэнерго". В прошлом году службой управления персоналом этой компании было организовано обучение группы менеджеров высшего и среднего звена в рамках программы подготовки и развития кадрового резерва на руководящие должности по курсу "Основы экономики и управления финансами предприятия" Международной Академии Бизнеса. В группу вошли директор филиала "Волжские тепловые сети", главный инженер филиала "Левобережные электрические сети", а также руководители среднего звена филиалов, состоящие в резерве на позиции директоров филиалов. Почему именно этот курс? HR-менеджеры отвечают: "Все участники группы — без пяти минут крупные руководители, имеют высшее техническое образование, но не обладают достаточной подготовкой и практическими навыками в области финансового менеджмента". Обучение группы вел Олег Грязнов, в то время — проректор по развитию Международной Академии Бизнеса, ныне - генеральный директор ООО "Хоздом-М", ТПГ "Белый Парус", тьютор МАБ и ЛИНК. ОАО "Волгоградэнерго" отметило качество учебного курса, разработанного преподавателями Академии, доступность теоретического материала, большое количество развивающих и вспомогательных раздаточных материалов, удобно упакованных в кейс. Относительно самого процесса обучения было сказано следующее: "Все занятия проходили очень активно — усвоенный теоретический материал преобразовывался в практические решения, касающиеся деятельности нашей компании. Безусловным преимуществом этого курса явилась, в том числе, и его интенсивность. Обучение методом `мозгового штурма` оказалось очень эффективным. Все студенты дали высокую оценку качеству преподавания, учебным пособиям, организации проведения курса и выразили готовность в дальнейшем участвовать в обучающих программах Международной Академии Бизнеса".
Выделив три основных курса — "Маркетинг: технологии продаж", "Управление персоналом", "Экономика и управление финансами", — отправляюсь за подробностями в Академию.
Управление персоналом — один их самых серьезных вопросов, поэтому мои первые собеседники —Ольга Разволгина и Алексей Завельский, психологи-консультанты, бизнес-консультанты, авторы и ведущие курса "Управление персоналом", практики с богатым опытом в области практической психологии в бизнесе. Их слушатели - руководители и акционеры коммерческих предприятий, директора и менеджеры по персоналу, специалисты по подбору кадров, консультанты и тренинг-менеджеры компаний, преподаватели. Программа курса содержит: 1. Навык индивидуальной экспресс-диагностики по Майерс-Бриггс. Оптимальное использование личных особенностей с учетом специфики работы. 2. Выявление метафоры организации, своей позиции в ней. Навык интеграции логических уровней для создания непротиворечивой метафоры. 3. Умение поставить цель по 6 стратегиям. Smart-цель. Индивидуальная "Карта развивающих действий". 4. Выработка гибкого индивидуального стиля взаимодействия и руководства. 5. Знания о системе взаимовлияний руководства на персонал, персонала на руководство, личности на коллектив, коллектива на личность и внешней среды на внутренние подсистемы организации. 6. Знания о динамике образования и деятельности групп. Степень зрелости рабочей группы. Взаимодействие групп внутри организации с руководством и между собой. 7. Умение использовать актуальные потребности групп в организации. Навык получать и давать подчиненным обратную связь. 8. Навык руководства группой. Поведение в конфликте. Использование лояльности и влияния меньшинства в группе. 9. Выбор целесообразного способа поиска кадров. 10. Способы выбора тестов в соответствии с требованиями к должности. 11. Подходы к разработке должностных инструкций. 12. Освоение способов контроля деятельности персонала. Определение требуемого навыка. Обоснование решения о необходимости развития отдельных сотрудников, рабочих групп. Выбор способа развития. 13. Законы поступательного развития. Разработка миссии организации. Выгоды и риски корпоративности. Корпоративная культура как новый уровень управления персоналом.
Этот курс написан психологами-практиками. Авторы переносят акценты с управленческих схем на отдельную человеческую личность и на взаимодействие людей в организации. Ольга Разволгина и Алексей Завельский наглядно показывают, как активный интерес к субъективным особенностям организации, каждого работника и личности управляющего персоналом становится реальным фактором экономического развития и успеха предприятия. В своем курсе авторы не рассматривают успешные методы и подходы в работе с людьми в организации, а предлагают творчески использовать теории и схемы, создавая в процессе освоения курса собственный управленческий мета-стиль.
Все обучение построено на проведении семинаров-тренингов и разборе ролевых сценариев. Самостоятельно студенты изучают учебные материалы и выполняют упражнения. Завершается курс итоговым тестированием. Как и в большинстве курсов Академии, в процессе очных занятий слушатели предлагают конкретные проблемы, "живые" ситуации из практики применения кадровых технологий в бизнесе в целом и личного опыта каждого слушателя. Сам курс таким образом постоянно пополняется примерами — материал для последующих групп включает практический опыт предыдущих.
Особенность работы тьютора заключается в необходимости собственной постоянной консультативной практики для того, чтобы иметь возможность сравнивать свой опыт с опытом слушателей и в дискуссионном ключе вести к более глубокому пониманию теоретических основ, реального течения процессов, происходящих в организации, и роли управляющего персоналом в них. Курс Ольги и Алексея имеет достаточно определенный психологический аспект: целевой акцент на осознание собственных сильных сторон и возможностей развития, собственных целей и резервов влияния создает в группе атмосферу повышенной личной вовлеченности и психологического контакта между слушателями, а также между преподавателями и слушателями.
Взаимоотношения строятся на основе взаимного интереса и уважения к опыту каждого, личному мнению. Обучение оказывает значительное влияние на осознание своего места и роли в организации. У слушателей формируется представление о себе как о профессиональном управляющем персоналом, они приобретают целостный системный взгляд на процессы, происходящие в компании. Позитивным влиянием на карьеру можно считать рост влияния, компетентности и, как следствие, — карьерный и должностной рост сотрудника в своем коллективе. Позитивным является также достоверный (на примере нескольких выпускников) рост рыночной стоимости профессионала по окончании курса — до трехкратного увеличения базового должностного оклада.
Авторы также отмечают и некоторое негативное влияние - неудовлетворенность своим положением в организации. В качестве примеров можно было бы привести стремление изменить свое положение, свой статус, повысить свое влияние на формирование организационного поведения или намерение сменить место работы. Подобные намерения имели в начале обучения или приобрели и реализовали в процессе курса и после его окончания до 20% слушателей.
Курс "Управление персоналом" адаптирован для корпоративного обучения. Его отдельные темы и более сжатый вариант очного преподавания легко трансформируются в систему семинаров для руководителей и топ-менеджмента компаний. При этом акценты изменяются в зависимости от стратегии, этапа развития компании и адаптируются к тому структурному уровню компании, на который заказчик желает распространить обучение. Корпоративные заказы рождаются из желания выпускников курса распространить свое видение на управленческое звено своих организаций. Содержащиеся в курсе сведения и навыки могут быть полезны и применимы при соответствующей авторской адаптации для линейного менеджмента, мидл-уровня и управленцев высшего звена, а также для акционеров и владельцев предприятий.
Курс "Основы экономики и управление финансами", читаемый Олегом Грязновым, упомянутым выше, предназначен в первую очередь для менеджеров и руководителей, которые хотят повысить свою квалификацию в области экономики и финансов. В нем даны основы экономики предприятия и финансового менеджмента, рассмотрена система управленческого учета, бюджетирования, принятия решений на основе анализа финансовой информации. Развитие конкуренции делает очевидным, что принятие решений в бизнесе требует от менеджеров экономических и финансовых знаний. Эффективное управление денежными средствами и другими активами, затратами, формированием и использованием капитала способно дать значительные конкурентные преимущества компании. Четкая структурированность курса и его схематичность — безусловные преимущества курса. Его особенность — акцент на практическом приложении материалов. Именно эти качества курса заслужили особое восхищение слушателей.
Особого внимания требует еще один курс Международной Академии Бизнеса — "Маркетинг: технология продаж". Его ведет Константин Новиков, маркетолог, старший преподаватель, тьютор МАБ. Свою педагогическую деятельность он начал еще в 1995 г. параллельно с основной деятельностью. С тех пор в его арсенале — лекции, семинары и тьюториалы по программам OBS OU, МЭСИ, ФРИДАС, МАБ, IME. Этот курс ориентирован в первую очередь на менеджеров по продажам, которые непосредственно общаются с покупателями и клиентами, а также на менеджеров по подготовке и развитию персонала торговых компаний.
Цель курса — дать классификацию и понимание сущности товаров и услуг, необходимые практические знания и навыки в вопросах ценообразования; научить основным правилам организации торгового места и создания привлекательной инфраструктуры торгового пространства, методам стимулирования продаж товаров и услуг; объяснить основные факторы, влияющие на решение покупателя купить конкретный товар; дать детальное понимание процесса покупки товаров и услуг покупателем, практические навыки и повысить компетентность продавцов и менеджеров в вопросах взаимоотношения с покупателями и клиентами на всем протяжении процесса покупки: от первого звонка до послепродажного обслуживания. Мини-лекции гармонично сочетаются с самостоятельной работой студентов и работой в группе над case-study и игровыми ситуациями. В таком сложном и актуальном вопросе как продажи оперативное реагирование на изменение ситуации на рынке просто необходимо. На вопрос, что позволяет отразить это в курсе, Константин улыбается: "Знание теории и общих закономерностей, `взгляд с вертолета` позволяет". 80% материалов студенты изучают самостоятельно. Тьютор - не ментор, не лектор и не "истина в последней инстанции", он – партнер и коллега студента.
|