“Бабье” дело
Разумеется, всегда были сферы деятельности, где женский труд испокон века считался само собой разумеющимся. Это относится к таким традиционно женским занятиям, как швейное дело, уход за “господскими” детьми, домашняя работа. И в прошлом веке, и в начале нашего столетия, и по сей день на газетных страницах ищут кухарок и горничных, швей и продавщиц. Изменились названия профессий, но содержание во многом осталось тем же.Вряд ли на такие занятия женщину могла подвигнуть потребность в самовыражении. Ясно, что она нуждалась в заработке. Но многим нашим с вами прабабушкам была знакома такая крайняя нужда, которая гнала их на самую тяжелую работу. За кирпичными стенами фабрик и заводов, невидимые широкой публике, по 12—14 часов в сутки в тяжелейших условиях трудились вчерашние крестьянки, ставшие фабричными работницами, — в большинстве малограмотные, многодетные, затюканные мужьями и начальством. Рабочий день на “женских” предприятиях был длиннее, а зарплаты почти вдвое меньше, чем на “мужских”. Но несмотря на это все рабочие места были заполнены, а в случае высвобождения фабриканты сразу же находили новых работниц.
Вспомним о первых женских профессиях, требовавших образования, — об учителях и медиках, совершивших настоящую революцию в общественном сознании в конце XIX — начале XX века.
Первая учительница...
В газетах начала XX века нет объявлений о вакансиях для учителей: их трудоустройством централизованно занималось Министерство народного просвещения. Исключением были две профессии. Одна с трогательным названием “домашняя учительница”, другая — учительница начальной школы. Высшего образования для этого не требовалось: “Институтка, окончившая с медалью, ищет место домашней учительницы или домашней наставницы” (“Школа и жизнь”, СПб, 1913 г.).
По уровню преподавания и учебным программам женские гимназии значительно отставали от мужских. На всю страну были лишь две женские гимназии в Петербурге, выпускницы которых не уступали мальчикам. И лишь немногие выпускницы средних женских учебных заведений отваживались продолжить образование — несмотря на непонимание семей и предвзятость “общества”. Такие девушки становились курсистками — учащимися Высших женских курсов.
Курсистки
Первые женские вузы — Аларчинские высшие курсы в Петербурге и Лубянские в Москве — открылись в 1869 году. В 1872 году в Москве начали работать курсы профессора В.И. Герье, которые в 1918 году были преобразованы во Второй московский университет, а затем в знаменитый педагогический институт им. В. И. Ленина (ныне педагогический университет). В отличие от “мужских” университетов, обучение на Высших женских курсах было платным. Практически все выпускницы Высших женских курсов становились учителями. Но при этом специальные педагогические дисциплины в программах обучения отсутствовали. Поэтому во время летних каникул для женщин-учителей организовывались специальные курсы “повышения квалификации”.
Педагогическая деятельность женщин была ограничена преподаванием в женских средних учебных заведениях и в младших мужских. Представить себе молодую женщину в качестве учительницы мальчиков-подростков в дореволюционной России было просто невозможно.
Доктор N, женщина-врач
В разные годы начала XX века в обеих столицах открывались и более специализированные женские вузы: политехнические курсы, сельскохозяйственные, медицинские. Но традиционно пренебрежительное отношение общества к женскому образованию часто не позволяло выпускницам претендовать на равные с мужчинами должность и жалованье. Особенно это было заметно на примере медиков.
Высшее медицинское образование женщины могли получить либо за границей, в более демократических странах, либо в российских университетах, то есть сугубо мужских учебных заведениях. Третий, казалось бы, самый прямой путь — Высшие женские медицинские курсы — не всегда оправдывал надежды слушательниц, так как уровень подготовки здесь был значительно ниже, чем в университетах.
Медички
Довольно быстро российское общество привыкло к среднему медицинскому персоналу женского пола. Более того, именно “медички” были самыми популярными невестами в среде интеллигентов и разночинцев! Почти полный перечень профессий из этой категории представлен в следующем газетном объявлении: “Бюро труда при женском медицинском институте рекомендует: акушерки, фельдшерицы, массажистки, оспопрививательницы, сестры милосердия, аптекарские помощницы” (“Вестник медицинской помощи и труда”, СПб, 1909 г.). Обучение предлагали многочисленные медицинские школы: курсы массажа и гимнастики, зубоврачебные школы, фармацевтические школы при крупных аптеках, повивальные и оспопрививательные школы.
Всем женщинам мы хотим посоветовать следующее. Получая несправедливые отказы в приеме на работу или безосновательные упреки от начальства, мы часто восклицаем в душе: “Как жаль, что я не мужчина!”. Гоните прочь такие мысли и вспомните, что на дворе конец ХХ века и главные трудности борьбы за равноправие женщин уже позади.