Профессиональное самомнение
Юлия А. Васильева
Источник: Ведомости
Психологи МГУ предложили новый способ отбора персонала — с помощью измерения уровня профессиональной идентификации. Юристы и бухгалтеры стали первыми жертвами эксперимента, который и выявил, что у первых завышена
Психологи МГУ предложили новый способ отбора персонала — с помощью измерения уровня профессиональной идентификации. Юристы и бухгалтеры стали первыми жертвами эксперимента, который и выявил, что у первых завышена самооценка, а вторые описали свою профессию как “чистую и горячую”.
Идея провести подобное исследование, по словам автора, старшего научного сотрудника факультета психологии МГУ Мехрибан Абдулаевой, пришла от практиков: специалисты по работе с кадрами жалуются психологам, что отбор персонала только по уровню знаний и формальным характеристикам (образование, стаж, предыдущее место работы) не гарантирует правильный выбор кандидата.
“Сегодня тестировать высококлассных профессионалов довольно сложно, - говорит Абдулаева. - Это образованные люди, которые просчитывают, какой ответ от них ждут, и отвечают не всегда откровенно”.
Одним из способов решения этой проблемы могло бы стать тестирование на глубинном уровне. Например, выявление того, как человек воспринимает свою профессию и себя в ней, т. е. профессиональная самоидентификация. Абдулаева считает, что, если бы в арсенале психологов было описание образов “Я” различных специальностей на разных этапах профессионального становления, это облегчило бы задачу по подбору специалистов.
Для исследования выбрали наиболее востребованные и распространенные профессии. “Кроме того, для нас было важно, что каждая из этих специальностей предполагает специфические профессиональные установки, особое восприятие профессионально значимых объектов”, - поясняет автор. В эксперименте приняли участие по 15 представителей от каждой профессии, разного пола, от 29 до 52 лет, со среднеспециальным и высшим образованием и со стажем работы не менее пяти лет - примерно столько, по мнению психологов, требуется для обретения профессиональной идентичности.
Тест для участников эксперимента состоял в том, что им предлагалось заняться делением своей личности на три категории. Для этого требовалось оценить объекты “Я сам” (представление о том, “какой я профессионал на самом деле”), “Я идеал” (“каким я хотел бы стать”) и “возможное Я” (“каким я могу стать”).
Определить все свои три профессиональных “Я” нужно было, выбрав из пар антонимичных прилагательных (гладкий-шершавый, влажный-сухой, хороший-плохой, сильный-слабый) подходящее определение к собственной профессии. Причем каждая из оценок имела трехбалльную степень выраженности, поэтому профессия могла оказаться “сухой”, “более сухой” или “менее сухой”.
Самыми реалистичными оказались бухгалтеры. В целом у них совпадают оценки всех трех “Я”, но “Я сам” “слабее, меньше, напряженнее и замедленнее”, чем “Я идеал” и “Я возможное”. Представители этой профессии называют себя “любимыми”, “умными” и “чистыми”. Такие результаты опроса вполне могут объясняться спецификой профессиональной деятельности бухгалтеров.
“Профессия очень востребованная, я, например, никогда не боялась остаться без работы, поэтому заниженная самооценка представителю нашей профессии не грозит”, - считает бухгалтер Елена Люкова. С другой стороны, бухгалтер, работа которого связана с деньгами, видит реальное положение вещей, и трезвый взгляд на вещи в этой профессии просто необходим.
Юристы собственный профессиональный идеал воспринимают более эмоционально, чем бухгалтеры. Они изначально склонны считать себя высококлассными специалистами. Все свои “Я” они описывают, как “умные, дорогие, сильные, холодные, родные и шершавые” (а не “гладкие”). Их “Я сам” и “Я идеал” очень близки. Но вот “возможное Я” юриста “жизнерадостнее, свежее, но грязнее, ненавистнее, медленнее и сложнее”. По мнению автора исследования, именно так профессионалы этой группы оценивают перспективы своих личностных изменений.
Юрист Олег Шеврин такое двойственное восприятие собственной профессии считает объективным. С одной стороны, это блеск, которым нужно сверкать перед клиентами. С другой стороны, это действительно грязная профессия. “Не с точки зрения каких-то моральных критериев, - объясняет Шеврин, - а грязная в той же степени, что и профессия землекопа, например”.
Кстати, врачи-терапевты, которые стали третьими участниками эксперимента, оказались самой рефлексирующей профессией. Все три объекта они оценивают как “светлые, активные, сложные, родные и умные”. Но их требования к идеальному профессионалу завышены и явно недостижимы, считает автор исследования: он “сильный, холодный, сухой и дорогой”. Как следствие - заниженная профессиональная самооценка.
Подобные психологические портреты можно создать для самых разных профессий. Тогда, привлекая внимание работодателя к собственной персоне, можно будет честно писать в резюме - “белый и пушистый”.
Юлия А. Васильева
|