Компьютерные человечки учат менеджеров бизнесу
Джинетт Борзо
Источник: Ведомости
В последнее время все больше американских компаний используют для обучения сотрудников так называемых компьютерных тренеров. Это мультипликационные человечки, разработанные изначально для компьютерных игр. Теперь они
В последнее время все больше американских компаний используют для обучения сотрудников так называемых компьютерных тренеров. Это мультипликационные человечки, разработанные изначально для компьютерных игр. Теперь они перевоплощаются в преподавателей, клиентов или в других сотрудников компании.
Использование виртуальных тренеров для обучения сотрудников очень выгодно для компании. Работники повышают квалификацию, обучаются многочисленным компьютерным навыкам, и это обходится компании дешевле, чем живые преподаватели. Некоторые считают, что и пользы от рисованных учителей больше.
Телекоммуникационная компания SBC Communications недавно провела тренинг сотрудников с использованием компьютерного человечка, разработанного компанией Pulse Entertainment. Результаты были столь впечатляющими, что директор компании по интерактивным технологиям Роберт Коэлер однозначно утверждает: “Мы сэкономили деньги и повысили производительность труда”.
Большинство компьютерных тренеров представляют собой урезанное двигающиеся изображение человека - на экране видны только голова и плечи виртуального человечка. Компьютерный тренер рассказывает содержание урока, а иногда даже общается с учеником.
Например, менеджер компании по производству компьютерной техники CDW Дэниел Пэден прошла курс обучения в сфере продаж, который включал имитацию телефонного разговора. Разработанный консалтинговым агентством Accenture курс состоял из 14 смоделированных ситуаций. Сначала компьютерный тренер описывал происходящее и давал словесный портрет потенциального клиента, затем на экране появлялась фотография покупателя и Пэден слышала его голос. Она как будто общалась с клиентом по телефону и под руководством компьютерного тренера должна была определить реакцию покупателя по тону его голоса.
По словам Пэден, эта программа в точности воспроизводит реальные ситуации с настоящими клиентами. “Я очень довольна обучением. Компьютерный тренер разобрал со мной почти все ситуации, которые возникают во время телефонных продаж”, - добавляет она.
Слова Пэден лишний раз подтверждают мнение экспертов, которые утверждают, что виртуальный тренер аккумулирует знания многих преподавателей-людей и излагает их предельно четко и последовательно. Кроме того, настоящий человек не всегда правильно входит в нужную роль, убеждена Пэден. Она вспоминает курсы, на которых училась вместе с коллегами. Люди разыгрывали в классе разные ситуации, но не всегда удачно исполняли отведенные им роли. В результате сценки получались скучными и неестественными. Только во время обучения по компьютерной программе Пэден смогла разыграть с виртуальным преподавателем совершенно реальные ситуации.
Еще одно преимущество подобного способа обучения состоит в том, что предлагаемые ситуации можно повторять по многу раз. “Если что-то не получается, вы можете по тысячу раз прокручивать одно и то же”, - говорит Марк Тукермэн, который учится по программе Norwalk, разработанной тренинговой компанией Simulearn для ученых из корпорации United Technologies.
А Байрон Ривз, директор центра изучения языков при Стэндфордском университете, добавляет, что быстрому запоминанию материала способствует личное общение с виртуальным тренером. “Возникает ощущение, что разговариваешь с настоящим человеком”, - делится он и добавляет, что этим курс обучения с компьютерным преподавателем отличается от остальных виртуальных учебных программ.
“Я думаю, что личное общение делает этот курс более привлекательным”, - вторит ему менеджер из NetBank Ким Холком, которая тоже недавно начала заниматься с виртуальным преподавателем.
С ней соглашается и вице-президент по вопросам обучения компании CDW Мария Салливан. Она говорит, что “сотрудники, прошедшие курс виртуального обучения, стали очень хорошо работать. У них выросла производительность труда”.
Менеджерам легко общаться с компьютерным человечком еще и потому, что они могут сами создавать его внешность. “Вы вольны сделать его представителем любой расы и любой возрастной группы”, - говорит Ривз из Стэндфордского университета. Можно также вносить изменения в сам курс обучения. Все зависит от профиля компании и целей, которые ставит перед собой обучаемый менеджер. Многим импонирует и то, что виртуальный преподаватель никогда не устает, не раздражается и не смотрит на часы. С ним можно заниматься в любое время и столько, сколько захочется.
Помимо эффективности и удобства новый курс обучения позволяет работодателям экономить время. Например, британский телекоммуникационный гигант BT Group всего за месяц обучил таким образом 4500 менеджеров по продажам. Тренинг с использованием традиционных методов занял бы не меньше двух месяцев, утверждает Майк Тэйлор, менеджер по тренингу лондонского офиса BT. Кроме того, по оценке Тэйлора, курс обучения с виртуальным преподавателем обошелся компании в два раза дешевле, чем обычный, традиционный тренинг.
Разумеется, несмотря на все плюсы нового метода, у виртуальных тренеров есть свои противники. Даже в тех компаниях, где подобные курсы пользовались успехом, некоторые сотрудники упорно не хотели учиться у компьютерных преподавателей.
“Некоторые люди не желали даже близко подходить к компьютеру”, - рассказывает Тэйлор. Поэтому, по его мнению, лучше морально подготовить сотрудников к введению нового метода обучения. “Почаще заходите вместе с людьми в обучающую программу. Покажите им, что это очень легко”, - советует он.
Специалисты говорят, что со временем сотрудники компаний привыкнут к новым технологиям, тем более что процент работников, с детства игравших в компьютерные игры, год от года растет. “Особенно легко воспринимают новые методы обучения молодые сотрудники, - говорит Тукермэн из United Technologies. - Ведь они выросли на компьютерных играх”.
Кстати, обучающая программа от Accenture сделана в форме компьютерной игры. Виртуальные человечки-менеджеры плывут на корабле. Начинается шторм, и большая волна смывает лидера команды с палубы. Менеджерам надо распределить обязанности и успешно завершить экспедицию.
Специалисты утверждают, что обороты рынка технологий по созданию компьютерных тренеров пока очень малы, но они быстро растут. По оценке программного менеджера исследовательской компании International Data Майкла Бреннана, в этом году американские компании истратят менее $100 млн на установку программ с компьютерными тренерами, что составит весьма незначительную часть от оборота всего рынка обучающих компьютерных технологий, который оценивается сейчас в $3 млрд. Однако уже к 2007 г. объем рынка технологий по созданию компьютерных тренеров увеличится в два раза, утверждает Бреннан. А IТ-специалисты уверяют, что уже в ближайшем будущем изображение компьютерных тренеров станет настолько совершенным, что они будут полностью ассоциироваться с живыми людьми.
Сейчас обучение с помощью виртуальных преподавателей часто практикуют в военных кругах и в центрах исследования космоса. Компьютерные тренеры, которые учат персонал в этих отраслях, трехмерны и значительно лучше имитируют живых людей, чем виртуальные преподаватели, обучающие менеджеров.
“Со временем эти технологии начнут использовать и в коммерческом секторе”, - говорит Брюс Дэймер, президент и гендиректор компании Digital Space, которая разработала компьютерного тренера для NASA.
Одна из версий программы Digital Space представляет собой игру, где воспроизводятся условия жизни на Марсе. Учащийся путешествует по Марсу, а виртуальный преподаватель наблюдает за ним и дает советы, рассказывает Мэртен Сайерус, один из исследователей NASA. “Вы можете сами смоделировать ситуацию в программе, выбрав работу на Марсе в одиночку или вместе с другими компьютерными человечками. Я думаю, что этот метод обучения нам очень подходит”, - говорит он.
Джинетт Борзо (29.06.2004, WSJ, Мария Подцероб)
|